Ян ван Акен (нидерл. Jan van Aken 9августа 1961 (1961-08-09), Хервен и Ардт, провинция Гелдерланд Нидерланды)— нидерландский писатель и журналист. Впервые Иеронимус ван Акен был, упомянут в документах в 1474 году, а в 1480 году он впервые был назван художником. Ян ван Акен (нидерл. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен.
Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ян ван Акен (нидерл. Jan van Aken 9августа 1961 (19610809), Хервен и Ардт, провинция Гелдерланд Нидерланды)— нидерландский писатель и журналист.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). По мнению ряда исследователей, здесь нет прямой связи с одноименной сатирической поэмой Себастьяна Бранта изданной в 1494 г. Видимо, основой для сюжета картины послужил нидерландский фольклор. в Египте. Босх вырос в семье потомственных художников.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Иероним Босх родился в большой семье потомственных художников. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний.
В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. Художник представляет в качестве аллегории сено, олицетворяющее жизненные блага из-за которых люди губят друг друга. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Этобыло последнее произведение Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Они пьют вино. Еще острее Босх. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Это особенно видно по изображению преисподней. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
И вот таким образом во все времена зрители находили все новые и новые интерпретации образного мира, созданного художником. Пылали костры инквизиции.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, которая принесла в приданое солидное состояние и передала мужу право им распоряжаться. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению. Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось абсолютно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. корыстолюбия и зависти. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
художник стремится свести все основные формы к выразительным силуэтам. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Дед по отцовской линии (Ян ван Акен, умерший в 1454 г. ) расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он – автор «Распятия» для собора Св. Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник. Сюжет не нуждается в пояснениях. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц.
Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Меня зовут Лубберт Дас». в Хертогенбосе (Брабант).
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Антокольский, «Босх». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Вкартине «Христос, несущий крест» Христос какбыне всилах смотреть наэту беснующуюся вакханалию зла, онизображен сзакрытыми глазами.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. В больших фантасмагориях он создаёт и неопределённое пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.
На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Мать происходила из семьи резчика по дереву. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Удивителен подход художника и к решению пространственных задач. Иоанна, бесследно исчезли. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Но это только прелюдия человеческой трагедии. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Символы меняют значение в зависимости от контекста. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Справа в шатре сидят любовники. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, чтоон«представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства ичертовщины». картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Меня зовут Лубберт Дас». Справа в шатре сидят любовники.
Работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 г. ). Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Это было последнее произведение Босха.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиатра. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Ему противостоят мощные силы зла. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Лишь семь творений Босха подписаны. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Он многозначен и глубок.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Развеваются стяги германского императора и французского короля. 1478 года), стали художниками.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Исследователям известно, что он не испытывал недостатка в средствах (хотя платил большие налоги), прежде всего, благодаря заключённому между 1478 и 1481 гг.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Это увлечение длилось несколько десятилетий. В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Его техника называется алла прима. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Около 1480г. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством одного из крупнейших мастеров нидерландской живописи XV в. Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464 гг. ), Дирка Боутса Старшего (около 1415 – 1475 гг. ), оригинального, но рано умершего мастера Гертгена тот Синт Янса (1460/1465 – до 1495 гг. ), влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества (в 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем).
Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Родившееся из культа Девы Марии Братство постепенно всё больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни (или «иеронимитами») – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV в. в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский (1469–1536 гг. ), ставший затем виднейшим представителем северного Возрождения. Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой».
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов – Мира, Плоти, Дьявола. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Мать его была дочерью портного.
Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Его техника называетсяалла прима.
был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Легенда о мессе Св.
Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. вХертогенбосе (Брабант). На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
«Страшный суд», 1506 – 1508 гг. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти.
Было рассчитано, что в феврале 1524 года Юпитер, Венера и Сатурн соберутся в зодиакальном знаке Рыб. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В 1486 – 1487 гг. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Но брак не был особо счастливым (супруги не имели детей), хотя дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, Босх мог позволить себе писать так, как хотел.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха25 картини8 рисунков. Картины— этотриптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478г. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Однажды Босха привел меня в харчевню. Едва мерцала толстая свеча в ней, Горластые гуляли палачи в ней, Бесстыжим похваляясь ремеслом. Босх подмигнул мне:- «Мы явились, дескать, Не чаркой стукнуть, не служанку тискать, А на доске грунтованной на плоскостьВсех расселить в засол или на слом». Он сел в углу и начал:Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре, Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и гореСей живописи Страшного суда. П.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Св. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Лишь 7 творений Босха подписаны. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Он как бы говорит ему: Не бойся.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Это было последнее произведение Босха.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Пара огромных ушей, скрепленных стрелой, давит толпу грешников, подминая их под себя мочками и разит огромным клинком. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Изображение Христа – подлинный центр картины.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. 1510 г. и др. ).
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. В 1486-1487гг. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Иоанна.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. 12:1). Символом Братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498–1499 гг.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Вместе с тем картинам Босха присущ некоторый архаизм они плоскостны и декоративны, т. к. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Этовкакой-то степени оказалось даже страшнее егофантазий изболее раннего творчества.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
«Блудный сын», ок. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
В последние годы жизни художник обращается исключительно ксюжетам оХристе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»). Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски – сочными, а мазок – быстрым и выразительным. Похотливых и прожорливых ждут наказания через осязание и вкус их будут истязать адские змеи и жабы.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Они пьют вино. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
Завремя своего обучения живописи, оноткрыл длясебя таких мастеров, какРогир Вандер Вейден, Гертген тотСинт ЯнсиДирк Боутс, чьевлияние можно наблюдать вработах Иеронима Босха вразные периоды еготворчества. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Точная дата рождения Босха неизвестна. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
«Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Основанная в XIV в. в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка «Удивительного» (1273–1381 гг. ) конгрегация выступала и против еретических сект и против развращённости духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви (некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации). Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Св. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Вот таким образом все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Большинство современных исследователей разделяют это мнение. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Созданные в 1475-1480гг. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
В больших фантасмагориях он создает неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Ерун ван Акен родился около 1453г. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Сама она изображена на центральной части триптиха. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья».
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.
Он сообщает Антонию спокойную убежденность в постоянстве добра, святой же передает ее зрителю. Она происходила из богатой и знатной семьи, обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. В 1486-1487гг. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Там, вероятно и родился около 1450 года.