Лицо сосредоточено и серьёзно. На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений. О самомнении и важности можно судить по его позе и выражению наигранного достоинства на лице, но без дешёвой показухи, как у первого лекаря. Работал в Лейдене (где в 1648 получил звание мастера), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—70). Она несколько напугана или обескуражена явкой врача.
В почерке его картин угадывается и рука великого Рембрандта и Вермера и Терборха. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Метсю Габриель является одним из ярких представителей голландской школы живописи, его еще принято называть «малым голландцем». Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины.
Стен (Sten) Ян (около 1626, Лейден, — похоронен 3. 2. 1679, там же), голландский художник. п. Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке. Он выдумывает, подбирает нужные слова.
Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви. Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649).
В то же время иронии и доброго юмора достаточно. Недвижим, как изваяние. Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене.
Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул. В бытовых картинах Стен Ян, проникнутых грубоватым народным юмором, острая (подчас сатирическая) характеристика персонажей, живая занимательность повествования нередко сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в исполнении фигур, деталей обстановки, одежды и т. д. Она только что оправилась после легкого обморока.
Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. Стен (Sten) Ян (около 1626, Лейден, — похоронен 3. 2. 1679, там же), голландский художник. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню.
Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.
Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника.
Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника, став владельцем гостиницы. Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола. В бытовых картинах С., проникнутых грубоватым народным юмором, острая (подчас сатирическая) характеристика персонажей, живая занимательность повествования нередко сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в исполнении фигур, деталей обстановки, одежды и т. д. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью". Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности.
("Больная и врач", около 1660, Эрмитаж, Ленинград "Как приобретено, так и истрачено", 1661, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам). Розово-белый чепец повязан на шее. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Учился, вероятно, у Н. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге. Стен (Steen) Ян (около 1626, Лейден, — похоронен 3. 2. 1679, там же), голландский художник.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Правда, наряду с отсутствием настоящих больных, он сумел показать их одежду, которая по фасону была примерно тоже однообразна, как и композиции и обстановку квартир в пределах полотен. Левее на полу – щенок, лакающий из своей тарелки, а также молодая женщина, как будто у очага, помешивающая угли или готовящая пищу, а может быть и стирающая бельё. Изначально увлекался религиозной тематикой, но благодаря «голландской школе» вышел на картины из реальной жизни. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь.
Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин.
Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы. На шее – небольшой круглый кулон на цепочке. Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны.
Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется. И в этом Брауэр, мне кажется интереснее. Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой. «В кресле полулежит молодая женщина. С 1672 содержал в Лейдене трактир.
Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Умер художник в возрасте 38 лет.
Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни.
И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Работал в Лейдене (где в 1648 получил звание мастера), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—70). И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
306. ). А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии. С 1672 содержал в Лейдене трактир.
Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. Уж мне то это понятно, но не художнику. Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб.
Как всегда, блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. На своих картинах мастер тщательно выписывал мельчайшие детали одежды интерьера и посуды.
А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. С 1672 содержал в Лейдене трактир.
В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Картины-улыбки Яна Стена приглашают нас к радости и смеху. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. Да и по лицу врача и его выражению тоже, нередко видно его отношение к пациенту: сочувствующее, сопереживающее или безразличное, человека, выполняющего свою работу, не более, а то и чванливого показушника с выражением самозначительности в жестах, позе и выражении лица. Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы.
Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся.
Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы.
Но тщетно. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.
Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Его лицо выражает страдание и ожидание боли. Учился, вероятно, у Н. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.
В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen).
Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена. Учился, вероятно, у Н. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге. В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей.
Какой сердобольный дамский угодник. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Врач, толстый и обрюзгший, отвлечённо прислушивается к словам старухи с ехидным выражением лица, красноречиво ухмыляется, предполагая «причину» болезни молодой женщины, мечтающей о любви. Так, например, в известной картине Любовная болезнь (1660) разодетый по последней моде того времени врач галантно склонился над опечаленной пациенткой, по традиции отсчитывая пульс на её запястье.
Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Сам Халс не знал уютности.
Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах. Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном. Длинноволосый, с узкими кокетливыми усиками во всю длину губы, моложавый мужчина сидит, положив руки на бёдра, предплечьем одной накрыв кисть другой. С. писал портреты, пейзажи, библейские композиции, но главной его специальностью был бытовой жанр.
Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена некоторые из них – небрежны порисунку и суховаты по письму. Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. У него подчёркнуто-серьёзное выражение лица, даже с напряжённой вертикальной морщинкой на лбу, говорящей, возможно, о его сосредоточенности. Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера.
Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость». Возможно, что он даже не знает, что это врач. Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней.
Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. Много также в картинах Стэна и автобиографического элемента, воспоминаний о пирушках, о смешных похождениях. («Больная и врач», около 1660, Эрмитаж, Ленинград «Как приобретено, так и истрачено», 1661, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам).
(«Больная и врач», около 1660, Эрмитаж, Ленинград «Как приобретено, так и истрачено», 1661, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам). Важнейшие произведения этого мастера: Семейство художника, Клетка с попугаем (Рейксмузеум, Амстердам), Зубной врач, Зверинец, Мнимая больная девушка, Посещение доктора, Как поют старики так свищет молодежь (Маурицхейс, Гаага), Вербовка солдат и Галантный подарок (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Брак в Кане Галилейской (Картинная галерея, Дрезден), Веселое общество (Музей Берлин-Далем), Ночная серенада (Картинная галерея, Прага) и другие. Работал в Лейдене (где в 1648 получил звание мастера), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—70).
Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного. Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев. Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. На его шее видна цепь с медальоном. Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.
У Стэна психология иная. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
По привычному шаблону, Ян Стен, облачает врача в такой же накинутый на одно плечо, на сей раз, коричневый плащ, с не свежим, но ещё белеющим воротничком. Либо этот портрет был написан по памяти. Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают. На картине показана обстановка богатого дома.
В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В бытовых картинах С., проникнутых грубоватым народным юмором, острая (подчас сатирическая) характеристика персонажей, живая занимательность повествования нередко сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в исполнении фигур, деталей обстановки, одежды и т. д. Его банкеты корпораций или заседания синдиков и те кажутся происходящими на широком просторе, на глазах у всех. Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача.
А вот зубы он удаляет мужчине. О весёлом предвкушении забавного фокуса говорит лицо девочки в коричневом платье, склонившейся всем корпусом и наклонившей головку, чтобы лучше разглядеть невиданные раньше ею подробности действа, совершаемого этим заезжим доктором. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.