Александр Евгеньевич Яковлев (13 (25) июня 1887, Петербург— 12 мая 1938, Париж)— художник, член художественного объединения «Мир искусства». Русский живописец Александр Евгеньевич Яковлев родился 13 июня (25 по ст. Яковлев, АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1887–1938), русский художник, мастер живописи и графики, представитель неоклассического течения внутри модерна.
Участие в объединении «Мир искусства» не удовлетворяло Я. и в 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым он учредил «Цех живописцев Святого Луки» с целью передачи «подмастерьям» опыта классического искусства: преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е. Богаевой. Майорка, 1915) демонстрирует тяготение Яковлева к большой картинной форме, понимаемой как непременный признак большого стиля. Чрезвычайно большое значение придавал графике излюбленной техникой была сангина. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. helios – свет, солнце) – способ фотомеханической глубокой печати, применяемый в полиграфии для воспроизведения и репродукции сложных тоновых оригиналов – рисунков, живописных произведений. Участвовал в выставках Академии художеств, Союза русских художников (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член этого объединения с 1913) и др. В том же году пережил смерть жены – певицы и актрисы Беллы Георгиевны Казаровой (1885—1926).
В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в галерее La Boetie и Осеннем салоне, Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. В творческой судьбе одного из известнейших русских художников 1910-х годов Л. Б. Яковлева отразились важные закономерности развития искусства этого периода. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905-1913), в мастерской Д. Н. Кардовского. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.
Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в Салоне В. А. Издебского (1909/1910). В 1912 его работы, показанные на выставке Мир искусства, вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая.
Его конкурсные работы Купание и В бане (обе 1913) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров. Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Луки, в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров.
Театральная карьера была быстротечна, как пролетевшая комета. По инициативе А. Щусева разрабатывал (при участии Шухаева) проект росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве и церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари (для этого выезжал с Шухаевым в Ферапонтов монастырь, где копировал фрески Дионисия). Окончил гимназию К. И. Мая в Петербурге.
В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет). Давал свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929) и нуждающимся членам общества Мир искусства (1930), в пользу общества Быстрая помощь (1934), на Балу прессы в пользу Союза русских писателей и журналистов (1937), в пользу Московского землячества (1938). В 1929 пережил смерть жены – эстрадной певицы и актрисы Беллы Георгиевны Шеншевой (сценический псевдоним Казароза). В 1931 – 1932 участвовал в экспедиции фирмы Ситроен по Азии (Сирия – Иран – Афганистан – Монголия – Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона экспедиция была прервана смертью Ж. М. Хаарда). Умер от рака желудка, во время операции. он провел в Италии, где изучал старую живопись. Кардовского. Совершил путешествие по США и Мексике. учился в Академии художеств, среди педагогов Дмитрий Николаевич Кардовский.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П. Кастелем). Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Совершил путешествие по США и Мексике. От брака с Яковлевым у Казарозы рождается сын (маленький Шурик получает забавную кличку Чикочка). (род. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона.
Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Провсл выставку в Шанхае (1919). Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. Бенуа. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921 совм. Написал цикл мифологических полотен в духе помпейских росписей (1928–1930). Одновременно художник попробовал себя в монументально-декоративном искусстве.
с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет). В 1931-32 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Азии (Сирия-ИранАфганистан-Монголия-Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона экспедиция была прервана смергью Ж. М. Хаарда). альбом, включивший 50 репродукций картин китайского цикла.
Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Перголез на тему «Сказки Пушкина и музыка». До 1938 г. он жил в США. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934 – 1937) в Бостоне. Родился в Санкт-Петербурге. Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версале (M.
– Знакомство с Татьяной Яковлевой было для Маяковского подобно светлому солнечному лучику в непроглядной тьме, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Надежда Никулаенкова, генеральный директор «Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области». Провел совместно с Шухаевым и Григорьевым выставку в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927), персональные выставки в Париже (гал. В 1905 – 1913 учился в Академии Художеств, с 1908 – в мастерской Д. Н. Кардовского. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938). В 1937 вернулся в Париж.
Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934—1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне». В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. В 1905-13 учился в АХ, с 1907 – в мастерской Д. Н. Кардовского.
Ученичество у Кардовского (1904 — 1913) определило путь Яковлева: можно сказать, что в его творчестве, как и в творчестве Шухаева, достоинства и недостатки школы выявились в полной мере. В 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картины «В бане» и «Купание», выполненные в манере позднего Ренессанса. Рисовал для журналов «Аполлон» ( 4. Заграничная поездка (1914—1918) в Италию и особенно затем на о-в Майорку и в Испанию столкнули Я. с экзотикой, которая сделалась доминирующей в его искусстве. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905 – 1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку.
Яковлева всегда привлекала экзотика. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине "Скрипач" (1915).
«Он выбрал принципы академической живописи. Я. с этого времени становится типическим выразителем колониального империализма Франции, модным художником парижского большого света. Семья бедствовала и недоедала. C 1919 года жил и работал во Франции, Италии и США. Участвовал в выставках русских художников в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palacc, 1924), Амстердаме-Гаагс (1924), Питтсбурге (Международная выставка, 1925), Париже (Bemheim-Jeune, 1927 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке (Сахара Судан-Нигер-Чад-Бсльгнйское Конго Мозамбик-МадагаскарЭкваториальная Африка) под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда.
Карьера немедленно пошла ввысь, поступали заказы: в 1916 году он участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Б. Д. Григорьевым) исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве и мн. др. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сот рисунков). Бэлла Георгиевна Казароза (настоящее имя Б. Г. Шеншева) (1893—1929) — артистка эстрады, выступавшая в Доме интермедий (1910) Вс.
В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). 1910), сотрудничал в журналах «Сатирикон» (1908–1913), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914–1918). У Татьяны очень быстро развился туберкулез, но лечить его в родном городе было негде. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». Эти работы — из лучших, чем богато русское искусство 1910-х годов. В конце 1900-х он был увлечен импрессионизмом.
1910), сотрудничал в журналах Сатирикон (1908 – 1913), Новый Сатирикон и Нива (1914 – 1918). Провел персональные выставки в галерее La Renaissance (1928 и 1930) и выставку совместно с Шухаевым и Григорьевым в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927). В 1928 исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля «Фели и слоненок Мбала» (Mille P. «Fli et Mbala llphant»). 1913-15 гг.
Собирая этнографический материал для росписей Казанского вокзала в Москве, побывал в 1917 на Дальнем Востоке, затем в Китае, Монголии и Японии, перебрался во Францию (1918). Совершил поездки в Африку (1924-1925, 1928), Центральную Азию (1931-1932), Мексику (1935), постоянно выезжал в Италию, где на Капри у него была мастерская. С 1920 года Яковлев живет в Париже. Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. В конце 1915 возвратился в Петроград, показал на выставке «Мира искусства» картины «Рыбак», «Скрипач», а также несколько портретов. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже.
российский художник. Впоследствии художник поселился в Париже и его дальнейшая жизнь проходила за границей. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Был принят в общество «Мир искусства». В 1928 исполнил иллюстрации к негритянскому роману Рене Марана Батуала (Maran R. Batouala), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля Фели и слоненок Мбала (Mille P. Fli et Mbala llphant). В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом.
В 1913 вместе с Шухаевым побывал в Испании, 1914 – 1915 путешествовал по Италии. В издательстве Л. Вожеля вышел тиражом 150 экз. Вместе с тем художник продолжал участвовать и в выставках русского искусства. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия.
Умер от рака желудка, во время операции. Художник, график. Вся семья жила на заработки художника: он писал на заказ портреты, расписывал частные особняки и залы (ресторан «La Biche» («Лань») на Монмартре вместе с Шухаевым— концертный зал на улице Pergolese на тему «Сказки Пушкина и музыка» в 1834— росписи купола Оперы Иды Рубинштейн) выставлялся в Осеннем салоне с «мирискуссниками», устраивал персональные выставки своих рисунков дальневосточного цикла в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921 совместно с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Питтсбурге (в рамках Международной выставки, 1925), Париже (V. Работы А. Е.
Поддерживая лояльные отношения с советским государством, стал одним из немногих художников-эмигрантов, удостоенных прижизненной выставки на родине (в том же году в Ленинграде). Blanche – аукцион «Черный круиз и негритянское искусство», 1967). Во второй половине 1910-х гг.
Его большой групповой портрет На Академической даче, показанный на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё (Швеция), заслужил одобрительный отклик А. Н. Бенуа. В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество Яковлева с В. И. Шухаевым современники в шутку называли их художниками-близнецами. Миновав в ученический период кратковременное увлечение импрессионизмом, Яковлев обратился за вдохновением к классическому искусству. Гелиогравюра является разновидностью фототипии. Аппликативно наложенное золото в Скрипаче (1915) не кажется чужеродным в этой декоративной пышной композиции: оно заполняет плоскость так же, как и любая кроющая краска. 1910), «Сатирикон» (1909— 13), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914—18). C 1919 года жил и работал во Франции, Италии и США. В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. С осени 1916 преподавал рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде. В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на два года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913 – 1916).
Во второй половине 1910-х гг. С русским искусством и вообще с СССР Я. связей не поддерживает. Шухаевым представлял неоклассическое направление в русском искусстве 1910-х гг. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Художник рано, с 1909 г., начал участвовать в выставках.
С 1916-17 Я. всерьез осваивал монументальную живопись: вместе с Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве. В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Петербурге. В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку.
Художник, график, театральный художник, монументалист, педагог. Сын морского офицера. Girchman июль 1929, апрель 1930 Quatre-Chemins, 1928 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932) в 1922г. В 1937 вернулся в Париж.
Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. 11. Русский академизм Я. сменил теперь на стилевые формы итальянского кваттроченто. В последние годы Я. написал ряд портретов в разных манерах и стилях. путешествовал по Италии.
«Мы жили на деньги дяди Саши, — вспоминала Татьяна, — нас было трое, я, бабушка и тетка». Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Отъезд Я. в 1917 на Дальний Восток (в Китай, Монголию, Японию), где он оставался до 1920, еще более заострил это: цветные рисунки и несколько живописных вещей этого периода поставили Я. в ряды выдающихся техников современного искусства, но и разоблачили крайнюю бедность его интересов и его понимания Востока, сведенного к нескольким изображениям китайцев и яркости их праздничных или театральных одеяний. Выставка стала сенсанцией, Л. Вожель выпустил новый альбом работ Я., а в 1927 за картины о жизни африканского континента Я. был награжден орденом Почетного легиона.
25 (13). 06. 1887 (С. -Петербург) – 12. 05. 1938 (Париж). Умер в Париже. С русским искусством и вообще с СССР Я. связей не поддерживает. Сын Е. А. Яковлева.
К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. Оба художника принимали участие в постановке. В 1920 году встречается с Н. Д. Волковым и выходит за него замуж.
Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934-1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией. Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». В 1923 году Александр Яковлев помог перебраться к себе в Париж матери и сестре— певице Александре (у сестры революционные матросы убили мужа-офицера)— те бежали из России с остатками Белой армии в Константинополь из Константинополя до Парижа уже помогал им добраться Александр Евгеньевич. Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Яковлев показал на выставке «Мира искусства» по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Был принят в члены общества «Мир искусства».
Рисовал для журналов «Аполлон» ( 4. «Музейный», «антикварный» стиль работ Я., выработанный под впечатлением от живописи итальянского Возрождения, вызвал одобрение части критиков, заговоривших о «неоклассицизме» Я другая часть осудила Я. за «манерность» и «эклектизм». В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже совместно с Шухаевым) иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах.
Был членом «Мира искусства» (с 1912). В годы гражданской войны жизнь в Пензе была очень тяжелой. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). В 1920-х гг. – В старших классах у девушки обнаружилась склонность к творчеству.
Заграничная поездка (1914—1918) в Италию и особенно затем на о-в Майорку и в Испанию столкнули Я. с экзотикой, которая сделалась доминирующей в его искусстве. В 1917-1919 гг. С 1920 жил в Париже. его африканский альбом. Не сумев перенести супружеской измены и полного разочарования в жизни, кончает жизнь самоубийством в Берлине.
В 1913 г. вместе с Шухаевым побывал в Испании, в 1914-1915 гг. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). В 1905—1913гг. Горю Казарозы нет предела. Она устремляется на юг страны, где подвергается аресту большевиков, угрожающих ей расстрелом (всё из-за этого странного имени Казароза, которое они принимают за шпионский псевдоним. ). Опубликовал по-французски альбомы Дальний Восток в рисунках и картинах Александра Яковлева (1922), Китайский театр в картинах, сангинах и зарисовках Александра Яковлева (1922) и А. Яковлев: африканские рисунки и картины (1927).
(род. Рисовал для журналов Аполлон ( 4. Произведения вызвали острую полемику в художественных кругах. Тетка— это певица Сандра Яковлева.
Его работы экспонировались в Париже (галерея «Денси», 1921 галерея «Бернхейма», 1927), на Передвижной выставке в США и Канаде (1924–1925), в Копенгагене (1929) и др. За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее и в зарубежных музеях.
В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к их столетию. Казароза была, в сущности, дилетанткой в театре. Она стала своей в кругу Всеволода Мейерхольда. безрассудная, бессознательная жизнь. В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. Лечение за границей не приносит никакого успеха. В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на 2 года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913-16).
После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. Он такой колоссальный и физически и морально». альбом, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла Рисунки и живопись Дальнего Востока (книга оформлена Шухаевым). Много путешествовал по Азии и Африке. Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. В 1917 – 1919 побывал в Монголии, Китае, Японии, где создал множество графических и живописных произведений.
Одной из самых известных работ художника является двойной, совместно с Шухаевым, автопортрет в образах Арлекина и Пьеро написанный в 1914 году (Яковлев изобразил себя в роли Арлекина). учился в Академии художеств (в частности, у Д. Н. Кардовского), сдружившись в эти годы с В. И. Шухаевым. La Renaissance, 1928 и 1930), Брюсселе (1927, 1929). Участвовал в выставках группы Мир искусства (La Boёtie, 1921 Осеннем салоне, 1921 Bernheim-Jeune, 1927, S. Lesniсk, 1928 V. Girchman, январь 1930), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (V. Girchman июль 1929, апрель 1930 Quatre-Chemins, 1928 La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926), выставки Современное французское искусство в Москве (1928). Жил в Париже, а летом на острове Капри.
Blanche – аукцион Черный круиз и негритянское искусство, 1967). 1887) — художник. – Тот факт, что в 1929 году Маяковскому отказали во въездной визе во Францию, является во многом «заслугой» Лили Брик, которая ревновала его к Яковлевой и даже сожгла все ее письма Владимиру. его африканский альбом. он провел в Италии, где изучал старую живопись. Посетил Испанию и Майорку.
с Шухасвым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже. Она заболевает почечной недостаточностью. Его европейский успех — особенно в первые годы — сравним только с успехом другого питомца школы Кардовского — Б. Григорьева.
Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934 – 1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией. В самые тяжелые месяцы голода и бесприютной жизни в Москве в 1918 году он умирает. побывал в Монголии, Китае, Японии. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Не раз обращался к декоративной живописи (росписи купола Оперы Иды Рубинштейн и зала отеля «Князь Юсупов» в Париже, 1934 панно Радость жизни для центрального салона парохода «Нормандия», 1935).
Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и «Салоне» В. А. Издебского (1909/10). Картина Я. «На академической даче», выставленная на Балтийской выставке в Мальме (1912), вызвала восторженные отклики, в частности, А. Бенуа, который до последних дней жизни Я. внимательно следил за его творчеством. 13 июня 2007 года она была продана на аукционе Christies за 2, 82 млн фунтов.
В 1924–1925 принял участие в экспедиции фирмы «Ситроен» по Сахаре и Экваториальной Африке исполнив огромный цикл картин и рисунков. Часть из его проектов (росписи церкви в Бари, Казанского вокзала в Москве) осталась неосуществленной. Учился в Академии художеств (1904-1913) у Д. Н.
В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже – совместно с Шухаевым) иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине Скрипач (1915). Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Яковлев показал на выставке Мира искусства по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне». Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне».
В 1934 г. Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне. художник вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. его африканский альбом.
Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916 – 1917) в Петрограде. Подобное изображение Востока имело большой успех в тех кругах Парижа (где Яковлев поселился с 1920), которые связаны с французской колониальной экспансией.
Отъезд Я. в 1917 на Дальний Восток (в Китай, Монголию, Японию), где он оставался до 1920, еще более заострил это: цветные рисунки и несколько живописных вещей этого периода поставили Я. в ряды выдающихся техников современного искусства, но и разоблачили крайнюю бедность его интересов и его понимания Востока, сведенного к нескольким изображениям китайцев и яркости их праздничных или театральных одеяний. Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1909-1918). В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на улице Campagne Premir, 17, на Монпарнасе. В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы Ситроен по Африке под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда (Сахара – Судан – Нигер – Чад – Конго – Мозамбик – Мадагаскар – Экваториальная Африка). Подобное изображение Востока имело большой успех в тех кругах Парижа (где Яковлев поселился с 1920), которые связаны с французской колониальной экспансией.
Ее жанр остается невостребованным. Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Одновременно вышел его альбом на темы китайского театра с текстом китайского автора Чжу Ким-Кима. Исполнил росписи на тему Триумф кулинарного искусства в ресторане Лань (La Biche) на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Pergolese на тему Сказки Пушкина и музыка.
В 1931-32 гг. Работал в Петербурге, завоевав известность как мастер живописи и графики в духе «нового классицизма». Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938) – сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857 – 1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод Вулкан), на котором в 1896 совместно с фирмой Фрезе и Неллис был создан первый отечественный автомобиль. В январе 1914 вместе с Шухаевым выехал в Италию, провел за границей полтора года, кроме Италии посетив Испанию и остров Майорку, В 1915 вернулся в Петербург и в том же году на выставке «Мир искусства» показал выполненные за границей работы маслом и сангиной. Гелиогравюра (от греч. В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым) исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. Родился в семье морского офицера.
Среди других известных его работ этого периода «Скрипач» и «Мексиканский художник Р. Монтенегро», обе работы написаны в 1915 году, сейчас находятся в собрании Русского музея. В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда (Сахара–Судан–Нигер–Чад–Бельгийское Конго–Мозамбик–Мадагаскар– Экваториальная Африка). Провел выставку в Шанхае (1919). В 1913 вместе с Шухаевым побывал в Испании, 1914—1915 путешествовал по Италии. В годы учебы он сотрудничал с журналами: «Аполлон» (4. Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка.
К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся Портрет Казарозы (жены художника) (1916) и Автопортрет (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Получил известность картинами (преимущественно портретами), написанными как бы в манере старых, ренессансно-барочных мастеров, но с элементом вполне современного иронико-драматического остранения (двойной, совместно с Шухаевым, автопортрет в образах Арлекина и Пьеро, 1914 Скрипач Мексиканский художник Р. Монтенегро обе работы – 1915, Русский музей). в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) издал альбом тиражом 150 экземпляров, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла «Рисунки и живопись Дальнего Востока» (книга оформлена Шухаевым), одновременно издал альбом о китайском театре с текстом китайского автора Чжу Ким-Ки иллюстрировал книги (1928г. — к роману Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»), в 1938г. — к роману Пьера Милля «Фели и слоненок Мбала» (Mille P. «Fli et Mbala llphant»).
(Автопортреты. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938). – У Маяковского и Яковлевой все могло бы получиться, но им помешали быть вместе, – пояснил корреспонденту «Репортера» Александр Тюстин, главный специалист Пензенского краеведческого музея. В 1904 – 1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. 1913-15 гг.
Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. С женой он больше не виделся. Приглашенный в США (для руководства живописным отделением школы при Музее изобразительных искусств в Бостоне), побывал во многих штатах США и Мексики (1934–1937) и здесь запечатлев свой путь в многочисленных портретах, пейзажах и жанрах. 1887) — художник.
Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. Мемориальные выставки прошли в НьюЙорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версалс (М. В последние годы Я. написал ряд портретов в разных манерах и стилях.
В 1910-е много занимался графикой, его карикатуры печатались в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» иллюстрации – в «Ниве» и «Аполлоне». Картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. В 1918 как пенсионер АХ уехал в Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Иллюзионистическая энергия этой манеры с особой отчетливостью сказалась именно в графике — как в монументальных фигурных композициях, выполненных сангиной, так и в этюдах, привезенных из многочисленных путешествий (1913 — 1915 — Италия, Испания 1917 — 1918 — Китай, Монголия, Япония 1924 — 1925 — Африка).
Татьяна всерьез увлеклась искусством: писала стихи, участвовала в театральных постановках. В 1914-15 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым. Провожает на Запад Надежду Тэффи. Этот эклектизм сказался в "Групповом портрете" академических товарищей (1912). Мейерхольда, в Старинном театре (1912), в кабаре Бродячая собака и Привал комедиантов (1912—1916), в Троицком театре миниатюр (1915). Судьба Казарозы — трагична. В 1928 путешествовал по Эфиопии. Этот эклектизм сказался в Групповом портрете академических товарищей (1912).
Уже в них обозначилось его тяготение к неоклассицизму. Казароза устраивает жить своего друга и учителя в квартире доктора Левина на Арбате. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сотен рисунков). Портрет Василия Шухаева в его студии 1928 г., холст/масло, 131 х 97 см, кисти А. Е. Яковлева входит в число 25 самых дорогих картин русских художников. Его работы вызвали интерес «мирискуссников», а Александр Николаевич Бенуа даже опубликовал большую хвалебную статью. Его конкурсные работы Купание и В бане (обе 1913 года) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров. Это сыграло огромную роль в карьере начинающего художника— еще студентом он вступил в художественное общество «Мир искусства», а закончив учебу, в ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство.
В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал «Цех живописцев св. Был принят в общество Мир искусства. Яковлев вскоре уезжает за границу (в пенсионерскую поездку) и больше не возвращается оттуда после революции. В 1904 поступил в Академию художеств.
Даже их натурные рисунки жесткой объективностью, отсутствием ясно выраженного личного отношения к мотиву напоминают академические штудии (с другой стороны, они же возродили этот жанр в качестве самостоятельной — не только учебной и прикладной — темы искусства). Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910). Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая. Уже в них обозначилось его тяготение к неоклассицизму. Новый большой «цикл странствий» был создан Яковлевым в результате азиатской экспедиции, тоже организованной фирмой «Ситроен» и проехавшей маршрут от Сирии до Вьетнама (1931–1932). Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М. Ф. Домрачевым, Б. А. Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г. А. Сапожниковым. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов.
В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). С 1920 г. жил в Париже. В 1904 поступил в Академию художеств. В 1904–1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата.
В годы учебы студент Яковлев подружился с ровесником В. И. Шухаевым их дружба продолжится, они еще не раз будут работать вместе и даже получат прозвище «художники-близнецы». Для того, чтобы отвлечь Маяковского от мыслей о своей парижской возлюбленной, поэта познакомили с актрисой Вероникой Полонской, как две капли воды похожей на Яковлеву. Совет Академии Художеств, в частности, не принял живописные работы художника. Эти произведения, полные тонкой наблюдательности и в то же время (как и его дальневосточный цикл) ставшие своего рода неоклассическим эпосом имели шумный успех и художник даже стал кавалером ордена Почетного легиона (1926). В 1931 – 1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника.
В 1913 создал конкурсные картины «В бане» и «Купание», за которые получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. «Арлекин и Пьеро» и несколько других работ, созданных в Италии, были показаны Яковлевым на выставке Мира искусства по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Русский академизм Я. сменил теперь на стилевые формы итальянского кваттроченто. Совет А. Х., в частности, не принял живописные работы художника.
Командировка была отложена из-за войны. Возвращается с юга в Москву и Мейерхольд (по вызову А. В. Луначарского). В 1926 г. он был награжден орденом Почетного Легиона. Узнает о романе Волкова с Книппер-Чеховой.
Член Союза русских художников с 1911 г., участник выставок Мира искусства. В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Долго лечится за рубежом. C 1920 г. жил во Франции.
В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. По-прежнему он пишет портреты, в основном в технике сангины, работает в области театральной декорации (в 1934 году им оформлен балет М. Фокина с Идой Рубинштейн Семирамида). Позже из Италии Яковлев среди своих работ привез свой автопортрет в образе Арлекина, к которому Шухаев подрисовал себя в образе Пьеро (театральные костюмы были придуманы другим художником— Н. Н. Сапуновым)— этот двойной автопортрет Шухаева и Яковлева, созданный в «фирменной» для обоих художников ренессансно-барочной манере с элементом современного иронико-драматического остранения, художники считали одной из самых серьезных своих работ. Совместно с В. И. Шухаевым он расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформлял артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде.
Решив не возвращаться в Россию из Китая переехал во Францию. В 1919 поселился в Париже. Со стороны Татьяны чувство было взаимным. Проявил себя и как блестящий мастер рисунка (преимущественно сангиной), стилизованного под традиционные академические штудии.
Дядя Саша— Александр Яковлев— Yakovleff или Iacovleff. В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) вышел тиражом 150 экз. 1910), «Сатирикон» (1908—1913), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914—1918). Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915). Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке Мир искусства картины Рыбак, Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна, Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро и Скрипач, которые были воспроизведены в Аполлоне. В 1916 участвовал в оформлении кабаре Привал комедиантов (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым) исполнил плафон на тему Девять муз для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве.
Участвовал во многих выставках: отчетных академических, выставках СРХ (1909, 1910), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910), «Мир искусства» (1912). В 1924-25 гг. Совершил поездки в Африку (1924-1925, 1928), Центральную Азию (1931-1932), Мексику (1935), постоянно выезжал в Италию, где на Капри у него была мастерская.
В 1919 поселился в Париже. В 1905-1913 гг. Вместе с В. И. – В Пензе Татьяна училась в гимназии, но заканчивала она уже советскую трудовую школу, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Нина Забродина, краевед. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915).
Во второй половине 1910-х гг. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае.