В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину "Св. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Марк, слетающий с неба на помощь юноше.
Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Падают с ними и поверженные ангелы. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице".
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Рох в госпитале». И не только.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Живописное наследие Тинторетто огромно. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Рох во славе». Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. 1550 — 1635 гг. ). Но линия такой толщины уже не линия. Создатели выставки «Венеция Ренессанса.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко.
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Большинство апостолов – в профиль. Тинторетто уделял также много внимания портрету. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Любимов). Сыну при рождении дал имя Якопо.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Роха во славе.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Немного схоже с дантовскими кругами.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
1585). Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м).
Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». В том же году художник становится членом братства.
Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. На полотне Обретение тела св. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Тинторетто – уроженец Венеции. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства.
Фигура св. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии").
Но почему. Рох в госпитале». Он написал для Братства св. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
Композиция Св. «поэзий». Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. В том же году художник становится членом братства.
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе.
О предках художника почти ничего не известно. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Школы существовали на добровольные пожертвования. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Свет выхватывает из темноты только лица сидящих у стены гостей, более ярко освещая лишь тех, кто сидит с противоположной стороны.
И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части – Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. Он был сыном красильщика шелка. Для этого, он погрузил в сон свою жену богиню Геру и приложил младенца к ее груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
Т. е, это уже опосредованная информация. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх – от темного к светлому. "Распятие" – это действительно целый мир.
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Даная посвятила себя Зевсу. Рох во славе". Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Художник получает ряд официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в целом ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианских нобилей и государственных деятелей, наконец, сближается с цехами и филантропическими братствами – с тем кругом новых заказчиков из средних и низших классов, с которыми по преимуществу связана его дальнейшая деятельность.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Марка.
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Картину «Чудо Св. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор).
В этих картинах особенно полно раскрывается свойственное дарованию Тинторетто поэтическое начало, тонкое, почти музыкальное чувство красоты, построенное на плавных, волнообразных линиях ритмического рисунка, утонченность цветового решения. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Центром второй части является св. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей).
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
"Живопись Тинторетто изумительна. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики.
Рох во славе». На фоне этих однообразных композиций выделяется написанная самим Тинторетто серия Поэзий — четыре мифологические композиции, античные персонажи которых символизируют мощь, богатство и политическую мудрость Венеции. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки.
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. По желанию св. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Иисус повернут к зрителю лицом. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Он ведет беседу со своими учениками. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки. Умер художник 31 мая 1594 года.
Рох в госпитале". «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Св. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Полотно было заказано Братством св.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Но к ней следует относиться осторожно.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. У кого Якопо учился дальше не известно. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. "Чудо св.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Наследие мастера огромно. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто.
Жизнь Тинторетто полна тайн. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Это последнее обращение художника к популярному сюжету и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. В том же году художник становится членом братства. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
То же можно сказать и о Тинторетто. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь.
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Именно с нее началось признание Тинторетто. Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Так сбылось предсказание оракула. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет.
Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».