Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Наследие мастера огромно.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Это произведение «Битва при Заре» (ок. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Вскоре Тинторетто приобрел громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. До нас дошло считанное количество картин Тинторетто, созданных в эти годы. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Жизнь Тинторетто полна тайн. Школой они были в том смысле, что в рамках их программ богатые помогали бедным получить представление об истинных христианских ценностях. Любимов). С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Т. е, это уже опосредованная информация. Тинторетто уделял также много внимания портрету.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»).
Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Соперничать с ним мог лишь его друг — гениальный Паоло Веронезе. Представитель венецианской школы. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Ридольфи рассказывает: "Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров". Роха большой цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных комплексов в истории мировой живописи. В общем-то, о предках художника мы больше ничего не знаем.
В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. В ближайшие годы Тинторетто закрепил этот успех новыми произведениями. Композиция Св. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы).
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). "Распятие" – это действительно целый мир. Картина изображает освобождение раба святым Марком. Он написал для Братства св.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Но сам шум, возникший вокруг этой работы, привлек внимание к молодому живописцу. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений.
Марка», обозначивший, собственно, начальную точку творческого пути мастера.
"Живопись Тинторетто изумительна. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Он написал для Братства св. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Центром второй части является св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Соперники художника пытались протестовать, но безрезультатно. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек), трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Да и собственная его жизнь не слишком прояснена. Тинторетто изобразил на полотне двух мужчин: рыцаря и юношу, подплывших в гондоле к мрачному замку, построенному посередине моря и освободивших двух юных, прекрасных, обнаженных девушек, закованных в цепи.
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.
В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Детские годы художника в книге Ридольфи практически не освещены.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Никто из художников не оставил такого количества прекрасных картин, собранных в одном месте. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства).
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице".
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. С его именем связывается не менее сорока портретов, самые ранние из которых относятся к концу 1540-х годов, самые поздние — к 1580-м. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картину «Чудо Св.
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. "Чудо св. То есть это уже опосредованная информация. 1585). Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера.
Другая половина освещена и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта. Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. В мае этого года он упоминается как «мастер Якопо, художник».
Братство объятию конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. И когда через несколько лет его спросят, как стать хорошим художником, он ответит: Нужно рисовать, рисовать и рисовать. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). К ним, в частности, относятся «Св. Братство св.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Фигура св. Но к ней следует относиться очень осторожно. У кого Якопо учился дальше не известно.
Рох во славе». Он был сыном красильщика шелка. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Рох во славе». Св. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
И тут слова попросил пророк Даниил. Ею стал знаменитый «Рай» (1590), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. В том же году художник становится членом братства. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. Фаустина, будучи более высокого происхождения, нежели ее муж, поучаствовала в изменении его внешнего облика. Но линия такой толщины уже не линия.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии).
Роха во славе. Все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко получил Тинторетто. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Рох в госпитале». Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Рох во славе".
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Роха грандиозный цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных «комплексов» в истории мировой живописи. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Именно с нее началось признание Тинторетто.
Эту картину Тинторетто писал для Скуола ди Сан-Марко. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как это Тинторетто умудрился сделать незаметно — никто не знает) законченная картина «Св. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Итальянский художник, представитель венецианской школы. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
1550-1635). Тинторетто трактует этот момент по своему. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
«Чудо св. В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Впрочем именно к этому периоду (к самому его концу) относится его первый шедевр, «Чудо св. 1550 — 1635 гг. ). Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Лучшие портреты Тинторетто. Она любила нежиться в купели у себя в саду и старцы, зная об этом, однажды спрятались там, чтобы дождаться ее появления. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Живописное наследие Тинторетто огромно. Вся жизнь Тинторетто – это пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
На картине изображен момент, когда св. Полотно было заказано Братством св. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Любопытно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел не исполненный Веронезе заказ на создание картины для Дворца дожей. Детские годы Тинторетто, согласно книге Ридольфи, практически не освещены. Сообщается лишь, что в детстве Якопо любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. «поэзий». Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Приблизительно в 1550 году Тинторетто женился на совсем юной Фаустине де Вескови. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Анатомическая точность, с которой Тинторетто изображает напряжения тела святого и спасенного сарацина, обнаруживает бесспорное влияние манеры Микеланджело. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Марка», отчаянно «выламывавшееся» из существующей традиции своим композиционным решением, своей динамикой и эмоциональностью, поначалу было отвергнуто заказчиком. Первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто, датируется 1539 годом. Эта группа составляет самостоятельную композицию. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, так как их внимание обращено в собственный внутренний мир. Но к ней следует относиться осторожно. Когда слава о художнике разнеслась по всей Венеции и далеко за её пределами, на него посыпались многочисленные заказы.
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Ридольфи сообщает, что юная жена настояла па том, чтобы Тинторетто носил модное платье (он, впрочем, подчеркивая собственную независимость, нарочно пачкал свой плащ грязью). В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Настоящее его имя — Якопо Робусти своим же прозвищем он обязан профессии отца, красильщика шелка (Тинторетто означает «маленький красильщик»). Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Композиция Св. Из источников известно об участии молодого Тинторетто в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне.
Пришедший в восторг от него писатель и художественный критик Пьетро Аретино написал Тинторетто письмо, в котором выразил свое восхищение. Рох исцеляющий чумных» (1549), серия «Страшный суд» (1550-53), «Введение Богородицы во храм» (1551-56). Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) отметим и двух коронованных особ — испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка.
Тинторетто предстает в этой картине не только как мастер нового поколения, остро чувствующий динамику бытия, но и как художник, наделенный тонким, музыкальным чувством ритма и свойственной венецианцам изысканностью и богатством цветовой палитры. По сравнению с одноименной картиной Тициана Введение во храм Тинторетто является более чувственной и возвышенной работой, обогатившей иконографическую традицию представления этой сцены. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе.
Марка. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Настоящее имя – Якопо Робусти.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Рох в госпитале". Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, — все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. О предках художника почти ничего не известно. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия.
В том же году художник становится членом братства. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. Если этот эпизод и имел место, то в другом контексте — возможной ссоре живописцев, скорее всего, была виной их «психологическая» несовместимость. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
На полотне Обретение тела св. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. Рох во славе» безвозмездно.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). В полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо Св. Марка», «Брак в Кане Галилейской», «Философ Диоген» и многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям. Следующее десятилетие в его жизни остается «закрытым» для исследователей. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Помимо религиозной живописи, художника немало увлекали в это время мифологические сцены и портреты.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Программа этого грандиозного живописного цикла, отчасти сходная с программой росписей Сикстинской капеллы — украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа. Среди ранних работ Тинторетто можно отметить «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля» исполненные в духе Тициана «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», в которых уже заметна его оригинальность. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
«Чудо св. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
По желанию св. «Чудо св.
В 50-60-х гг. Осенью 1579 года Тинторетто получает от герцога Мантуанского заказ на несколько картин и, по окончании работы, в 1580 году, вместе с женой отправляется ко двору этого правителя для презентации этих произведений. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Нужно принять во внимание и то, что автор книги был пылким поклонником Тинторетто и потому местами существенно подправлял биографию своего кумира. Марка»).