Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца». Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик».
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения.
Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось.
В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера.
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). Рох в госпитале».
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Примечание. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита.
«Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Рох во славе» безвозмездно. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения.
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. 1585). 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. То же можно сказать и о Тинторетто.
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Наследие мастера огромно. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
По желанию св. Но слуги не видят, что при словах Христа целые сонмы бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто Якопо уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников.
Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. Роха во славе.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Центром второй части является св. Падают с ними и поверженные ангелы.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Однако три главных помещения Скуолы — огромный Нижний зал с эффектной лестницей, ведущей на второй этаж, столь же обширный и очень нарядный Верхний зал, а также примыкающий к нему под прямым углом несколько меньший по размерам зал Альберго еще не имели живописного декора. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. В ней есть единство, цельность и общие признаки, характеризующие творчество всех трех художников и определяющие лицо этой школы, которая с XVI века становится одной из ведущих в Италии и в Европе.
Работы Якопо Робусти отличаются стремительной подвижностью. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Даная посвятила себя Зевсу. Распространенный сюжет из Библии.
Рох в госпитале". Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). И опять мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся ненароком вырванными из темноты игрой света.
Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). В том же году художник становится членом братства. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
Большинство апостолов – в профиль. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Полотно было заказано Братством св.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Тинторетто Якопо дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. И только после того, как зрители проходят в помещение, картина предстает перед ними целиком: становятся видны еще два креста с распятыми на них разбойниками и жители Иерусалима, ставшие свидетелями казни. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн.
Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Так сбылось предсказание оракула. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Зрелый период.
Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. О предках художника почти ничего не известно. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина.
Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. «Чудо св.
Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Это одно из ранних произведений Тинторетто. То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. 1. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Мастер выбирает форму поколенного портрета. И не только.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. "Чудо св. Композиция как бы делится на две части: центром одной Тинторетто сделал юношу-христианина, которого язычники раздели и бросили на землю, склонившись над ним и мучая несчастного. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».
Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса – молодого, сильного, здорового мужчину. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. «Говорящими» были и многие названия работ Робусти. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Св. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Рох во славе". Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Все персонажи находятся в зоне освещенности. "Распятие" – это действительно целый мир.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Живописное наследие Тинторетто огромно. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Композиция Св. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море».
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Братство св. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто Якопо делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Немного схоже с дантовскими кругами.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Тинторетто (Tintoretto собств. Картину «Чудо Св.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны.
На картине изображен момент, когда св. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Иисус повернут к зрителю лицом. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Роха.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Особняком в позднем творчестве Тинторетто Якопо стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации.
Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Он был сыном красильщика шелка. Фигура св. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. С 1539 работал самостоятельно. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана.
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов).
Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Без них вообще трудно себе представить дальнейшее развитие европейской живописи их влияние продолжается фактически до XIX века включительно», – говорит Виктория Маркова.
Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Но линия такой толщины уже не линия. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Марка. В 50—60-х гг. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. «Чудо св. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548).
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Сыну при рождении дал имя Якопо.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). На полотне Обретение тела св. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — 56 картин. Композиция Св.
В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально.
В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Он написал для Братства св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). В 50 – 60-х гг. Это произведение «Битва при Заре» (ок. В том же году художник становится членом братства.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
Любимов). Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Марка совершается чудо — палки, мечи и молотки в руках мучителей разбиваются о тело христианина, ставшего неуязвимым. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто Якопо («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Фигура св.
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев.
От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. С 1539 работал самостоятельно.
У кого Якопо учился дальше не известно. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство.
Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, — 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Марка.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Названия известных картин Якопо Робусти: «Происхождение Млечного Пути» «Тайная вечеря» «Похищение Елены» «Страшный суд» «Вакх, Венера и Ариадна» и другие.
Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Обширными собраниями картин художника располагают галерея Академии и Дворец дожей, отдельные работы Тинторетто украшают многочисленные храмы.
В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. «поэзий». Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Он использовал сложные приемы построения композиции, ракурсов, перспективы. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Рох во славе».
В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. С художниками барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений.
Жизнь Тинторетто полна тайн. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Тинторетто уделял также много внимания портрету.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто Якопо вполне сложившимся мастером. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. «поэзий».
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Т. е, это уже опосредованная информация. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто – картины «Спасение Арсинои» – послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства).
Центром второй части является св. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала.
Таков был Тинторетто – один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и позднего Возрождения в Италии. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Особое внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение» и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др. ). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Он ведет беседу со своими учениками. "Живопись Тинторетто изумительна. Но к ней следует относиться осторожно.
По желанию св.
Известно также, что художник подробно изучал анатомию. 1550 — 1635 гг. ). Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св. Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Он не был венецианцем, он приехал из Вероны, остался – и достиг действительно всемирной славы. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Пришедший в восторг от него писатель и художественный критик Пьетро Аретино написал Тинторетто письмо, в котором выразил свое восхищение. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции».
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Но почему. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. На полотне Обретение тела св.
Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Картины художника остро показывали грядущий трагизм эпохи, близость перемен. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Тинторетто Якопо немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Св. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Тинторетто – уроженец Венеции. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Тинторетто (Tintoretto собств. Композиция Св. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен.
Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. В них уже звучит личное, можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его малость перед лицом природы. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
В 1487 году Скуола ди Сан-Рокко, единственная из тогдашних венецианских школ, приступила к строительству собственной церкви. Церковь освятили в 1508 году, а в 1515 году началось возведение здания управления самой организации. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Именно с нее началось признание Тинторетто. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Создатели выставки «Венеция Ренессанса.