Подробно мы поговорим о картине Якопо Беллини (Венеция, около 1395 года — 1470/1471) Раскаяние Святого Иеронима.
1450). Мария с маленьким Иисусом, который больше похож на куклу. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Иногда подобная архитектура становится у Якопо Беллини местом действия каких-то сюжетов. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
Заказанное феррарским герцогом Альфонсо дЭсте для украшения его кабинета, оно входило в серию мифологических композиций, продолженную в 1516 году Тицианом. Это произошло, когда оба мастера приглашены были написать по портрету Лионелло дЭсте. (около 1400 – около 1470 гг. ) – итальянский художник, рисовальщик, основоположник Раннего Возрождения в Венеции, ученик Джентиле да Фабриано (1370–1427 гг. ), отец венецианских живописцев Джентиле (1429–1507 гг. ) и Джованни Беллини (1430–1516 гг. ) художник Андреа Мантенья (1431–1506 гг. ) был женат на его дочери. Венецианская ШКОЛА (в искусстве): 1) Якопо (около 1400 1470/71), глава семьи Энциклопедический словарь — БЕЛЛИНИ (Bellini) Джованни, также Джамбеллино (около 1430, Венеция 29 ноября 1516, там же), один из величайших живописцев итальянского Возрождения (см. Проработанные пером с почти ювелирной тонкостью и большей отличающиеся зрелостью стиля, Среди парижских преобладают листы. 4 рисунка Беллини в Британском Музее Лондона сделаны позже — в конце 50-х годов.
Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Имя подтвердилось во время первой реставрации картины в 1909 году. И вид празднества на площади св. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию». Сохранились документы, согласно которым 14ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пятьзолотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено.
Глава семьи Якопо Беллини (около 1400 1470/1471) при мягкой лиричности образов сохранял связь с готическими традициями (8230 Художественная энциклопедия (Bellini) Винченцо (1801 35) итальянский композитор. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. На Распятии в Веронском музее пейзаж сводится к полосе серой земли и к горизонтальным тучам, застилающим весь фон1. Якопо оставался бы для нас абсолютной загадкой, если бы от него не сохранилось два альбома рисунков (один – в Лувре, другой – в Британском музее).
нового ренессансного стиля. Вот таким образом в своих живописных произведениях он ещё архаичен, однако оставленные им альбомы рисунков (Лувр, Париж и Британский музей, Лондон) свидетельствует о большом интересе к перспективе и изображению человеческого тела. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Особенно интересно было бы нам увидать теперь пейзажи в этих фресках. Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах.
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. (Jacopo Bellini) (ок. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. XV в., Академия Каррара, Бергамо Мадонна с Младенцем, собр.
9. Себастьяна, защитников от чумы.
гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
султана Мехмеда II и его придворных (1479-1481, Национальная галерея, Лондон), выполненный художником во время путешествия в К-поль в составе офиц. Не вызывает сомнений только «Триптих св. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Он же хорошо мне заплатит. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
Четкий, порой жесткий рисунок при подробной повествовательности и изысканном колорите – влияние ведущего мастера падуанской школы Андреа Мантеньи (мужа дочери Якопо Б. ). В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Не менее богаты и разнообразны и рисунки Якопо Беллини. Возможность сопоставить творчество двух мастеровпредоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры., Лондон, Национальная галерея).
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. В этот период поменяли раму картины на более «красивую, сделанную в мастерской Корси в Сиене». В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Однажды Якопо явился даже соперником – и счастливым соперником – Пизанелло. Он был наделен врожденным даром колориста техника масляной живописи, к которой он перешел во второй половине 1470-х годов, позволила ему сообщать цвету глубину и полнозвучность, добиваться гармонии красочных сочетаний. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако.
Иероним», Верона, Музей Кастельвеккио «Распятие», Венеция, Музей Коррер) есть в его рисунках. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. К таким относится, например, «Распятие» измузея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан Сальваторе, датировкакоторого точно не установлена. Несомненное значение для формирования Якопо Беллини как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Паоло Уччелло (1397–1475 гг. ), Андреа дель Кастаньо (1423–1457 гг. ), великого флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг. ), а также контакты с одним из выдающихся художников эпохи Возрождения Антонио Пизанелло (1392/1395–1456 гг. ). В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. будущую крестную жертву Христа. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом.
Его графические работы (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности чеканная образов пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. 40-х гг.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.
В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Первые попытки «узнать» художника, написавшего это произведения, начались в 1870 году. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской.
У Якопо Беллини в его альбомах рисунков (В Лувре) 2 из них посвящены Святому Иерониму (они датированы 1440 и 1445 годами). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Леоном Баттистой Альберти (1404–1472 гг. ). 1500, Рим, Капитолийские музеи).
Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. В нём ощущается напряжённость, усиленнаянеобычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90гг)из вашингтонской Национальной галереи. Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров. Они расположены в три яруса. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В картине Беллини они образуют вполне человечнуюи более динамичную толпу. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах.
В росписях «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) он осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св. По-прежнему это еще только фантазии на тему о горах. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория».
В них содержится множество зарисовок самых разных сцен – мифологических, библейских и фантастических. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Он стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения, а его новые начинания получили развитие в творчестве сыновей – Джентиле и Джованни, которые испытали также значительное влияние Андреа Мантеньи и приехавшего в 1475 г. из Южной Италии Антонелло да Мессина (1430–1479 гг. ). К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцемчетырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»).
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. С Джентиле Б. (около 1429 — похоронен 23. 2. 1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. 1471—1475, Пезаро, Городской музей).
В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Иова), котораясразу стала одним из наиболее известных его произведений. Он оказал значительное воздействие на творчество сыновей Джованни и Джентиле, ставших ведущими венецианскими живописцами второй половины XV в., а также на Витторе Карпаччо (1455/1465–1526 гг. ). 1459, Лондон, Нац.
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Трудно сказать, кто из двух художников создал алтарный образ этого типа первым в дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини.
В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Рисунки говорят о стремлении Якопо Беллини к реализму в живописи. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбуженырёвом осла Силена. Несомненное значение для формирования Якопо Беллини как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Паоло Уччелло (1397–1475 гг. ), Андреа дель Кастаньо (1423–1457 гг. ), великого флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг. ), а также контакты с одним из выдающихся художников эпохи Возрождения Антонио Пизанелло (1392/1395–1456 гг. ). Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Нет картин знаменитого художника в Риме. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Основную часть творческого наследия Я. Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ.
По другой версии (П. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись осмерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самыйпревосходный художник Италии». Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Наследие этого мастера представляет собой красочные, подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных событий из истории города. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). После смерти Джентиле в 1507 Джованни Беллини закончил незавершенные работы старшего брата. Винченцо: «Св. Якопо оставался бы для нас абсолютной загадкой, если бы от него не сохранилось два альбома рисунков (один – в Лувре, другой – в Британском музее). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Лондон, Национальная галерея).
Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России».
В то же время его творческий облик отличает большая целостность. «Пьета» из Бергамоочень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Джованни Беллини (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший мастер венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. На ней можно видеть, как св. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств).
Офиц. Якопо (или как еще его называют Джакопо) Беллини (Jacopo Bellini), родился в начале ХV столетия, около 1400 г., ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в. сын лудильщика принадлежал к числу учеников Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. Особенно интересно было бы нам увидать теперь пейзажи в этих фресках. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Если даже допустить, что две картины в Бергамо происходят из его мастерской (а это едва ли верно) и что Мадонна с Лионелло дЭсте в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи. Или же это нагроможденные и увеличенные по рецепту Ченнини камушки.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Обучался8230 Энциклопедический словарь — БЕЛЛИНИ, семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо (около 1400 70), работал в готической условной манере. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был.
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Иову и св. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь.
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. – священное собеседование): Богородица с Младенцем на троне в окружении святых и ангелов («Алтарь Сан-Джоббе», ок. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. К поздним произведениям Андреа Мантеньи принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие).
Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Христофор» и «Св. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Леоном Баттистой Альберти (1404–1472 гг. ).
Глава семьи – Якопо Беллини (около 1400–1470/71) при мягкой лиричности образов сохранял связь с традициями готики (Мадонна с младенцем, 1448, Галерея Брера, Милан). На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Однако пребывание во Флоренции и примеры с севера могли его научить и этому. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета)также ведет своё происхождение из византийской традиции. Рисовальщик, (около 1400 – около 1470 гг. ) – итальянский художник, ученик Джентиле да Фабриано (1370–1427 гг. ), основоположник Раннего Возрождения в Венеции, отец венецианских живописцев Джентиле и (1429–1507 гг. ) Джованни Беллини (1430–1516 гг. ) художник Андреа Мантенья (1431–1506 гг. ) был женат на его дочери. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Жизнь стремительно меняется. Из переписки Изабеллы дЭсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году.
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Наиболее значительные – фреска «Распятие» из кафедрального собора в Вероне (1436, погибла в 1759), циклы больших картин для духовно-благотворительных сообществ – скуол (Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста, Скуола ди Санта-Мария – 50-е гг. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500, —в Галлереи Академии, Венеция).
Чрезвычайно почитаемый при жизни художник. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Из художников испытавших влияние Джованни Беллини, можно назвать также работавшего в Венеции в 1505—1506 Дюрера. Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично). «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях.
Две картины— «Св. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Произведения Джованни Беллини отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем, насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, ясной, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и поэтичностью образов (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан Дзаккария, Венеция). XV в. посетил Флоренцию, где познакомился с живописью новой эпохи.
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Этот францисканскийхрам заказал алтарный образ в знак благодарности св. 1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в. ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. Итальянский художник.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не«Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Уччелло (работал в Венеции в 1425 – 1431, в Падуе в 1445 – 1446), А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443 – 1453), а также контакты с Пизанелло. На них Джованниизобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельногочеловека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую«Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке)«Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Себастьяна, защитников от чумы. 1501, Лондон, Нац. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах.
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцеми шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Отшельник окружен символами зла — скорпионами, драконом, василиском. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Об окружающих их персонажах исследователи строиливсякие догадки.
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). (около 1430 – 1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший мастер венецианского кватроченто, творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. 1455, Венеция, Музей Коррер).
Однако может быть предложена и другая интерпретация. Иову и св. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставилтакую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Уравновешенность его композиций являются предвестником работ Клода Лоррена, у которого логика организации пространства в произведениях смягчается мягким, сияющим светом. Например, характерное для Якопо Беллини изображение святой, которая вполне могла быть воплощенной в позднеготической скульптуре или изображение «Мадонны с младенцем». В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В верхнем — «Пьета» и две картины «Благовещения» всреднем — «Св. Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой.
От пейзажной схемы тречентистов эти горы Беллини отличаются лишь размерами возвышенностей и впечатлением далекости. В Венеции он, пожалуй, первый рисует много и профессионально. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Лаврентия», «Триптих св. Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре. Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало.
и завершена в середине или второй половине 1450 гг. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). С публикацией рисунков Беллини из коллекции Лувра в 1907 году впервые было названо имя Якопо Беллини как автора этой работы. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей.
Но фигуры основного сюжета спрятаны очень глубоко, как в рисунке «Се Человек» (Христос перед Пилатом), а на переднем плане – толпа, стражники, замечательные в своей монументальности торжественные ворота, несколько гиперболизированно массивная арка с викториями, с богатым архитектурным рельефным орнаментом. 1487, Венеция, Галерея Академии), очевидно, послужила созданная в Венеции Антонелло да Мессина алтарная картина, от которой сохранилось несколько фрагментов. Общий запас лексики (от греч. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне.
Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Чаще всего, на них изображались молодые люди. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музеяМаласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видновлияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако. Сначала её авторство приписывали ученику Пизанелло художнику Боно из Феррары. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
До сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики — Джорджоне и Тициан. В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн.
Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись. Итальянский художник, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков — Британский музей, Лондон и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. 23 февраля 1506г. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUMGEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когдаэти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Венеция – 1470/1471, 1400, 1423-1425 в Якопо жил во Флоренции и учился у Джентиле да Фабриано, там же) Согласно документам. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). В его рисунках, полных живых наблюдений (зарисовки античных памятников, архитектурные фантазии), отразился интерес к проблемам перспективы, влияние А. Мантеньи и П. Уччелло. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном.
В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. XV в., городской музей, Пезаро): фигура Христа, поддерживаемая св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника.
На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Изображённый за парапетом св. Онирасположены в три яруса. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо — Джованни Б. (около 1430—29. 11. 1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа. По-видимому, работа над ними могла быть начата во второй половине 1440 гг. Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем.
Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озёрная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Екатерины и св. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» СекстаПроперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. иконографии, наиболее интересный вариант – композиция из «Алтаря Пезаро» (70-е гг.
Однако пребывание во Флоренции и примеры с севера могли его научить и этому. Больше того — в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. Иова и св. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа. Андреа дель Кастаньо (1423–1457 гг. ), Несомненное значение для формирования Якопо Беллини как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Паоло Уччелло (1397–1475 гг. ), а также контакты с одним выдающихся из художников эпохи Возрождения Антонио Пизанелло (1392/1395–1456 гг. ), великого флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг. ).
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. Если бы не два альбома рисунков (около 230 набросков), хранящихся ныне в Лувре и Британском музее, этот художник остался бы для нас загадкой. В 1453 году Мантенья женился на дочери Якопо Беллини. Ещё одно«Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло.
Как правило, это изображения молодых людей. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Если даже допустить, что две картины в Бергамо происходят из его мастерской (а это едва ли верно) и что Мадонна с Лионелло дЭсте в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи. Это мастер гармонического склада, наделенный даром поэтического восприятия мира, тонким чувством его красоты, счастливой полноты физического и духовного бытия.
Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480—85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. В ранних изображениях Богородицы нередко используются иконографические мотивы визант.
Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Он располагается в одноименной церкви Венеции. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос.
Это Богоматерь, возвышающаяся на мраморном троне женщины старцы Себастьян, пронзенный стрелами младенцы на мозаичном полу. Уже в первых его картинах фон действия составляют пейзажные панорамы с зелеными лугами, сельскими дорогами, речками и озерами, скалами и синеющими на горизонте горами. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). На нём изображёншестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избрандожем (он занимал эту должность до 85-и лет). Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка в черной шали.
Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), соединялнидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в совершенно необычномдля Венеции сочетании. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). С необычной для живописи XV века тонкостью переданы ее краски, серебристая гладь голубого озера, светлые, охристые тона скал и темная зелень горных склонов. На нем есть подпись Joannes Bellinus me pinxit, оно датируется 1490-95годами.
Но важно уже то, что при этом сказывается чувство пространства. Или же это нагроможденные и увеличенные по рецепту Ченнини камушки. Он стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения, а его новые начинания получили развитие в творчестве сыновей – Джентиле и Джованни, которые испытали также значительное влияние Андреа Мантеньи и приехавшего в 1475 г. из Южной Италии Антонелло да Мессина (1430–1479 гг. ). Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность.
Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Винченцо Ферреро (ок. Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж смножеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтарямогло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшеесяв 1474 году. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
С именем Джентиле Беллини (около 1429–1507), сына Якопо Беллини, связано зарождение венецианской жанрово – исторической картины, запечатлевшей праздничную жизнь на улицах города (Процессия на площади Сан-Марко, 1496, Чудо Святого Креста, 1500, – обе в Галерее Академии, Венеция). В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на совершенно осязаемом облаке.
К этой пореотносится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини —картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал. Он был известен как талантливый полемист, страстный проповедник, духовник, а затем как яростный противник папы Бенедикта XIII. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. По другой версии (П. XV в., Пинакотека Брера, Милан) отличаются экспрессией и графической четкостью рисунка (влияние Мантеньи) (Pieta, 1505, Галерея Академии, Венеция). музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац.
1501, Лондон, Национальная галерея). Некоторые рисунки Беллини как будто намекают на такую воздушность и простор. 1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии Мадонна в лугах, ок. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. 1480, Галерея Академии, Венеция Триптих из ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция, 1488 «Мадонна со святыми и дожем Агостино Барбариго», 1488, ц. Сан-Пьетро Мартире, Мурано «Алтарь Сан-Дзаккариа», 1505, ц. Сан-Дзаккариа, Венеция «Sacra conversazione», 80-е гг.
Винченцо воскрешаетмладенца и освобождает пленников». Для понимания взаимоотношений двух художников наиболеесущественными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако. Детали визображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, вчастности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которыенаходились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах ихвалебных песнопениях (лаудах). К еще более раннему времени относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой.
Св. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. По-прежнему это еще только фантазии на тему о горах. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило. По-прежнему это еще только фантазии на тему о горах. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. XV в., Пинакотека Брера, Милан «Мадонна с Младенцем», 1455, Пинакотека Маласпина, Павия), строгая композиция иконописного типа сочетается с тонкой проработкой объема фигур светотенью, духовная сосредоточенность образа наполнена эмоциональной мягкостью. Живописные «истории» (то есть картины намифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии спрограммой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами идолжны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» —обе в Прадо, Мадрид). Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии.
На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Винченцо Феррер был испанским святым, виднымдеятелем доминиканского ордена. Почти все композиции Беллини имеют декорации и это говорит за то, что и его погибшие картины отличались такой же особенностью.
Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), Несомненное значение для его формирования как художника знакомство имело с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения – Уччелло (работал в Венеции в 1425 – 1431, в Падуе в 1445 – 1446), а также контакты с Пизанелло, великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443 – 1453). Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с8230 Большая советская энциклопедия — БЕЛЛИНИ, семья итальянских живописцев (отца и двух его сыновей) основоположников искусства Возрождения (см. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». 1480, Лондон, Национальная галерея). 40-х гг.
Его графические работы (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. В этот же период он создал картину«Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своейсветскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведенийна религиозные темы. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Винченцо: «Св.
Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (ГалереяАкадемии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мариядеи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Иоанна Крестителя, ок.
Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. 1505, Лондон, Нац. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем.
Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни— аскезу и науку, открывающую истину. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. 1455), Распятие (ок. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Лаврентия», «Триптих св. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.
Иова и св. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Сферический храм, как будто растягивается, распахивается в верхней и в нижней частях. 1429–1507). Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Представитель падуанской школы живописи. В этот же период была создана великолепная «Пьета» изГалереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главныездания Виченцы — собор, башню, базилику, а также колокольню церкви СантАполлинаре Нуово в Равенне. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. Примечательно, что в этой обширной, создававшейся на протяжении трех с лишним десятилетий серии Джованни Беллини никогда не повторяется, хотя эти небольшие, полные жизни и гармонии композиции построены на одном и том же мотиве — Мадонна предстает перед нами крупным планом на фоне далекой, полной спокойствия и тишины пейзажной панорамы она задумчива и серьезна, бережно поддерживает прелестного и тоже полного серьезности малыша. Однажды Якопо явился даже соперником – и счастливым соперником – Пизанелло. Иногда это были даже проекты некой фантастической архитектуры, как в рисунке «Мотив храма». Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини).
Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». Но важно уже то, что при этом сказывается чувство пространства. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Стоящие на плоской вершине скалы Христос и два апостола подобны величественным статуям нарочито сложны и угловаты позы трех пробуждающихся от сна апостолов на одном из нижних уступов скалы. Его творчествомоткрывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей — Джорджонеи Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. XV в. В картине «Мадонна с Младенцем» (1453, музей г. Лос-Анджелес, США) заметно композиционное сходство с рельефом мастера «нового направления» Донателло «Мадонна Пацци», окончательный разрыв с готической традицией характерен для работ «Распятие» (40-е гг.
Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 — 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан). Ранее это «Распятие» приписывалиЭрколе де Роберти. Но по сохранившимся живописным произведениям Якопо мы не можем составить себе представления о пределах его достижений те же рисунки, что остались от него, лишь дразнят воображение, далеко не удовлетворяя пытливости. Если даже допустить, что две картины в Бергамо происходят из его мастерской (а это едва ли верно) и что Мадонна с Лионелло дЭсте в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи. делегации Венеции в 1479-1481 гг. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Он жехорошо мне заплатит.
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Впервой половине XX века придерживались трактовки, что она является иллюстрациейфранцузской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIVв. ).
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. У критики нет единого мнения касательно датировкикартин. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, ясной, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и поэтичностью образов. На ней можно видеть, как св. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
1505г., Лондон, Национальная галерея). (Gentile Bellini) (ок. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Основную часть творческого наследия Я. Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ.
Его рисунки богаты и разнообразны своими мотивами. Аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж и другие) – цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие), к поздним произведениям Мантеньи Андреа принадлежат. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Согласно общепринятой интерпретации, произведениеиллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Иоанна Евангелиста. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Ученик Джентиле да Фабриано. гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. галерея, окончен Тицианом). Сооружениеалтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохраниласьрасписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церквиДжованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Ранее считалось, чтокартина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшиеисследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и«Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллиниизначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам, написанным Джентиле для скуол – венецианских религиозных братств, например по композиции Процессия на площади св. 20-х гг. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440 – 1450) остаются спорными. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается.
Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. И Беллини вырезает и долбит, подобно Лоренцетти или Беато Анджелико, свои скалы из какого-то твердого вещества. Эта разница в датах породила целый вал исследований и предположений, включая сомнительную гипотезу, что Джованни мог долгое время отказывать дому дЭсте. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев — основоположников искусства Возрождения в Венеции.