В конце жизни он действительно сошел с ума и скончался в харлемском приюте для бездомных 13 ноября 1681 года. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Все пронизано движением света. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).
Редкие, но удивительно полные настроения марины, городские виды и зимние ландшафты, например берлинские, относятся, кажется, к началу семидесятых годов пышный ландшафт с руинами в Лондоне отмечен 1673 г. и лишь за ними следуют, по Боде, все упомянутые искусно составленные из чуждых мотивов ландшафты, все те водопады, которых Рюиздаль никогда не видал и тем не менее умел наполнять самой выразительной живописной жизнью, мощные горные ландшафты, например ландшафт со спокойным темным озером в Петербурге и, как последнее слово его мудрости, «Еврейское кладбище» в Дрездене. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Правда имеются косвенные свидетельства того, что финансовые дела живописца постепенно шли в гору. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. К концу, в его склонности к романтичному настроению, он предпочел тянуть свое вдохновение от других владельцев, вместо того, чтобы идти в прямую природу, его любимые предметы, являющиеся мчащимися ливнями и водопадами и разрушенными замками на горных гребнях, которые часто одалживаются от швейцарских представлений его современником, Роелэнтом Рогменом. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией.
В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Никто до него не изображал облаков так мягко и правдиво, так легко или так тяжело. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Он сразу же вступил на путь исканий.
Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Видно, что они выросли из поздних картин Саломона. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см. Они стремились запечатлеть характер конкретной местности и создавали узнаваемые типичные пейзажи, характерные для территории страны.
На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю – так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Земной ландшафт окутан дрожащим светом и воздухом. Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль.
Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. музеи Вид Амстердама, Гаага, Маурицхейс Вид Гарлема, Ветряная мельница в Вейке близ Дурстеде, 1670, обе — Амстердам, Рейксмузеум Вид деревни Эгмонд, Москва, Гос. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер.
В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Редкие, но удивительно полные настроения марины, городские виды и зимние ландшафты, например берлинские, относятся, кажется, к началу семидесятых годов пышный ландшафт с руинами в Лондоне отмечен 1673г. и лишь за ними следуют, по Боде, все упомянутые искусно составленные из чуждых мотивов ландшафты, все те водопады, которых Рюиздаль никогда не видал и тем не менее умел наполнять самой выразительной живописной жизнью, мощные горные ландшафты, например ландшафт со спокойным темным озером в Петербурге и, как последнее слово его мудрости, «Еврейское кладбище» в Дрездене.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм.
В сороковых—пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойена, ведущего художника раннего голландского пейзажа. Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю – так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Два года спустя его допустили как член Харлемской Гильдии Св. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Тихие виды с высоких дюн на Гаарлеме в Амстердаме и Берлине примыкают сюда же. засохшее пастбище на ярко освещенной дюне 1650г. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. 1650-х — кон. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер.
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Как черна грозовая туча, как бледна радуга. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Сюда относятся грандиознейшие лесные ландшафты, каковы «Большой лес» в Вене, «Болото» в Петербурге, «Охота» в Дрездене, «Лесная дача» в Лувре, а также превосходный, наполненный рассеянным светом речной ландшафт с ветряной мельницей в Амстердаме, водяные и ветряные мельницы и взморье в Лондоне. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Но в великого художника Божией милостью, которым он останется, несмотря на менее: благоприятный новейшие суждения, он развился благодаря собственному углублению в природу.
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Видно, что они выросли из поздних картин Саломона. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор.
Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). Возможно, неугомонный исследователь Рейсдал придирчиво вглядывался в росписи китайского фарфора, пока не увидел, что родные деревья, ручьи и холмы ничем не хуже китайских. Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века. Он сразу же вступил на путь исканий. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. На позднем этапе творчества, созданном, когда он жил и работал в Амстердаме, он добавил панорамы города и морские пейзажи в свой обычный репертуар.
Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год).
В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме. Уроженец Харлема, Джейкоб Isaacksz. Тихие виды с высоких дюн на Гаарлеме в Амстердаме и Берлине примыкают сюда же. Баво.
Новейшие воззрения на искусство умаляют достоинство именно этого рода картин Рейсдала. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса).
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Родился в Гарлеме.
В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Тайна мощного действия его дюнных и лесных ландшафтов, морских и городских видов, к которым примыкает ряд тонких офортов, заключается прежде всего в их внутренней правде. Всего далее он заходил в слиянии разнородных мотивов гам, где, как в дрезденском «Еврейском кладбище», сознательно стремился воплотить в своих ландшафтах определенные идеи. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Рёйсдал не был евреем. Рейсдал как поэт.
Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. (Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681). Уже некоторые произведения раннего периода Рейсдала (1646–1651), нередко им датированные, написанные беспокойно тяжелыми красками, являются упрощенными иногда несколько взъерошенными, но всегда поэтическими отрывками из непритязательных окрестностей Гаарлема. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. В композиции преобладают стихийные силы.
Уже тогда Рейсдал посещал немецкие леса в Клевешене и Мюнстершене. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. (Ср. Сюда относятся грандиознейшие лесные ландшафты, каковы «Большой лес» в Вене, «Болото» в Петербурге, «Охота» в Дрездене, «Лесная дача» в Лувре, а также превосходный, наполненный рассеянным светом речной ландшафт с ветряной мельницей в Амстердаме, водяные и ветряные мельницы и взморье в Лондоне. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Уже тогда Рейсдал посещал немецкие леса в Клевешене и Мюнстершене. дубовый лес в Амстердаме и горный ручей в Берлине. Однако он рано вступил и на художественное поприще.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Земной ландшафт окутан дрожащим светом и воздухом. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом.
Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). Кирпичная руина, напоминает развалины замка Бредероде. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные небольшие домики сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. Ок.
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Как удивительно сливается разнообразие облаков и небесного света его атмосферы с землей и другими частями его ландшафтов.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. В Касселе можно видеть ландшафт с деревьями 1647г. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. С 1646 года он рисовал голландские пейзажи сельской местности замечательного качества как для молодого человека.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме, в 1676 получил в Каэне степень доктора медицины и в том же году был включен в список амстердамских врачей. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Боде говорит: «Это грандиознейшие ландшафты, какие только созданы искусством». Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Так, долгое время считалось, что художник умер в нищете и забвении в одной из богаделен Харлема и только в 1932 году ученым удалось доказать, что в богадельне умер вовсе не он, а его кузен Якоб (ок. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений.
Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж). Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Наполняется внутренней жизнью, кистью Под Рейсдала голландская природа приобретает значительность. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Точной информации у нас очень немного. Свидетельства показывают иное. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Но беспристрастного зрителя они всегда будут увлекать и восхищать.
Ок. 1630-1681), сын Саломона. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю. Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии.
Очень немногие из его ландшафтов простые виды определенных местностей. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. У многих есть очень переполненные составы листвы. За ними следуют монастырь и деревья в лесу за дюнами в Дрездене.
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. За ними следуют монастырь и деревья в лесу за дюнами в Дрездене. Луки в 1659 он получил гражданство города Амстердама. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Произведениями Гойена завершается один этап развития голландского пейзажа, появлене картин Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового.
В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Никто до него не изображал облаков так мягко и правдиво, так легко или так тяжело. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. В композиции преобладают стихийные силы. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно.
Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя — Саломон известный художник Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический. Как бурен горный ручей, который, пенясь, пролагает себе путь среди могил. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. ХLV, 120/21). Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Боде говорит: «Это грандиознейшие ландшафты, какие только созданы искусством». Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Произведения последних лет жизни Рейсдала.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ). Его ландшафты, с околичностями, написанными большей частью посторонней рукой и не имеющими никакого значения, передают природу так непосредственно, как она была наблюдена и фотографии с них могли бы сойти за снимки с натуры, сделанные в торжественные моменты. Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682). Вот почему с такой осторожностью приходится относиться и к тому, что автор рассказывает нам о других своих героях, в том числе – о Якобе ван Рейсдале. Он, отталкиваясь от видов, встречавшихся ему в окрестностях Харлема, соединял их отдельные элементы в композиции, которые рождались у него в воображении.
Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Уже некоторые произведения раннего периода Рейсдала (1646–1651), нередко им датированные, написанные беспокойно тяжелыми красками, являются упрощенными иногда несколько взъерошенными, но всегда поэтическими отрывками из непритязательных окрестностей Гаарлема. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. В его знаменательном исследовании голландского искусства семнадцатого века и культуры, Саймон Шама отмечает, что «это никогда не может слишком подчеркиваться, что период между 1550 и 1650, когда политическая идентичность независимой страны Нидерландов устанавливалась, был также временем драматического физического изменения его пейзажа». Самая ранняя дата, которая появляется на его картинах и гравюрах, является 1646.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. в Гаарлеме, до 1681г. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Во время его целой жизни работы Рисдэеля были недооцениваемы и он, кажется, был беден. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века.
Приблизительно в 1650 году Рейсдал покинул свой родной Харлем и отправился в поездку по приграничным германским землям. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Очень немногие из его ландшафтов простые виды определенных местностей. Жизнь стремительно меняется.
Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Ruisdael запечатлел несколько пластин, тринадцать согласно последнему каталогу raisonn Slive, который он очевидно расценил как экспериментальный и несколько частный, чтобы судить их чрезвычайной редкостью – приблизительно половина выживает в только единственном впечатлении (копия).
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Виды замка Бентгейм (1654) в Дрездене и в собрании Бейтша в Лондоне соединяют монументальное величие со свежим, сочным колоритом. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Виды замка Бентгейм (1654) в Дрездене и в собрании Бейтша в Лондоне соединяют монументальное величие со свежим, сочным колоритом.
К 1650-1660 гг. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
в Петербурге ландшафт с колокольней 1646г. Его картины оценивались довольно высоко. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Немного монотонный, меланхолически-серьезный характер красок, темно-буроватой зелени, светло-желтых дюн, сине-зеленых далей, серебристо-серого неба, нередко оживлен в картинах Рейсдаля красными пятнами черепичной кровли, фигурами путника или животного.
Более зрелое и спокойное впечатление производят уже картины 1653г. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). ветряную мельницу на дюнах 1647г. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию.
Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов. Все пронизано движением света.
Великий Якоб ван Рейсдал, живший до 1657г. Что же касается самого Рейсдала, то он на несколько месяцев пережил своего двоюродного брата и умер в начале следующего года. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Именно на эту картину метила статья Гёте «Рейсдал как поэт».
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама). Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон.
Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Безусловно лучшая коллекция в комнате печати Рейксмузеум в Амстердаме. В нём небо часто занимало две трети холста.