Якоб Рейсдал не ограничивался только изображением природы. Одним из самых крупных нидерландских художников пейзажистов являлся Якоб Рейсдал (1628— 1682). Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Якоб ван Рейсдаль (Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем — 14 марта 1682, там же) — голландский художник-пейзажист.
Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рейсдаль также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Алларта ван Эвердингена водопады Норвегии. Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Умер Якоб Исаакс ван Рейсдал в марте 1682 года. Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. Якоб ван Рейсдал или Якоб Изакс ван Рейсдаль (нидерл.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
К 1650-1660 гг. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады – места, где человек только прохожий, – маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос.
Свидетельства показывают иное. Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдала. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Этот период успело застать поколение ваших родителей. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Ок. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Его картины оценивались довольно высоко. Все пронизано движением света.
Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599 – 1677) и Саломон (ок.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага). В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям.
Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 столетий. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Точной информации у нас очень немного. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Рейсдаль любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама.
А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Рёйсдал (Ruysdael, Ruijsdael) Якоб ван, голландский художник и график. Лит. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ). В конце жизни он действительно сошел с ума и скончался в харлемском приюте для бездомных 13 ноября 1681 года. Что же касается самого Рейсдала, то он на несколько месяцев пережил своего двоюродного брата и умер в начале следующего года.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Когда Де Гойер переехал в Нарден, трое его сыновей сменили своё имя на Ruysdael или Ruisdael, вероятно, чтобы показать своё происхождение. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Все пронизано движением света.
Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой художник на протяжении нескольких лет был его "учеником и помощником".
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Известно, что Рейсдаль освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. ван Гойена, Х. Сегерса.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж — изображение отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли.
В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.
Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Любопытно, что он предпочитал подписываться как «Рюйсдел», в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. 1630 – 1681), сын Саломона.
Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). В композиции преобладают стихийные силы. 3 в Харлеме), голландский художник и график. относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
Возможно, неугомонный исследователь Рейсдал придирчиво вглядывался в росписи китайского фарфора, пока не увидел, что родные деревья, ручьи и холмы ничем не хуже китайских. В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер ("Горы в Норвегии", Эрмитаж, Ленинград).
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Большая советская энциклопедия. Учился, вероятно, у своего дяди С. ван Рёйсдала испытал влияние П. Поттера, Я.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Имя Гоббемы забыли почти на 200 лет и заново открыли в 20 веке, объявив Гоббему последнее выдающимся пейзажистом, которого родила Голландия 17 века.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе).
Например, Ян Стен прекрасно сочетал занятия живописью и пивоварение. В композиции преобладают стихийные силы. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. 1600 – 1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – «дочери Корнелиса»). Точной информации у нас очень немного. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Голландский художник, рисовальщик и офортист. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта). Ок. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y».
Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. 1630-1681), сын Саломона. Он умер нищим в амстердамской богадельне. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Рёйсдал не был евреем. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Так, долгое время считалось, что художник умер в нищете и забвении в одной из богаделен Харлема и только в 1932 году ученым удалось доказать, что в богадельне умер вовсе не он, а его кузен Якоб (ок. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой живо-писец на протяжении нескольких лет был его «учеником и помощником». Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. В 1648 вступил в гильдию живописцев в своем родном городе. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Родился в Харлеме. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. У Якоба де Гойера было четверо сыновей и трое из них сменили в честь своей «малой родины» фамилию на ван Рейсдал. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
Все пронизано движением света. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. Тома этой книги выходили в 1718 – 21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием «Большое обозрение голландских художников и художниц».
Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal.
Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Общий запас лексики (от греч. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., 1928 Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ). Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю. Но сразу отметать слова биографа не стоит. В нём небо часто занимало две трети холста. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника.
Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград). Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Учился, вероятно, у своего дяди, харлемского пейзажиста Соломона ван Рейсдала. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа.
Он сразу же вступил на путь исканий. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. Баво. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
Мастер в Харлеме с 1648. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Может быть, Хаубракен что-то перепутал. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рёйсдал также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем похоронен 14 марта 1682, там же) наиболее значительный голландский художник пейзажист. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году.
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Известно, что многие голландские художники того времени имели вторую специальность. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубракен (1660 – 1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.