Умер Якоб Исаакс ван Рейсдал в марте 1682 года.
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Он сразу же вступил на путь исканий. У Якоба де Гойера было четверо сыновей и трое из них сменили в честь своей "малой родины" фамилию на ван Рейсдал. Такой подход способствовал быстрому развитию и совершенствованию тональной живописи, в которой все элементы картины были подчинены общему замыслу художника. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 столетий. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие нидерландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Художник создавал пейзажи не в один присест и не на пленэре – художники, работавшие в этом жанре, подобное не практиковали, а рисовали в основном в мастерской по наброскам и памяти. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Мастер в Харлеме с 1648. В нём небо часто занимало две трети холста. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград).
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Предполагается, что первые уроки живописи Якоб ван Рёйсдал получил от своего дяди, художника Саломона ван Рёйсдала. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в частных её и общих проявлениях, в его картинах даёт себя знать чуткая.
Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года. Ок. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Свидетельства показывают иное. Баво. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Жизнь стремительно меняется. Ок. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год).
Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. В данном случае Рейсдал, скорее всего, написал летящие в вышине «горы» уже в конце работы, чтобы внести в картину высокую, драматическую ноту. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк – это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Они стремились запечатлеть характер конкретной местности и создавали узнаваемые типичные пейзажи, характерные для территории страны.
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и, вместе с тем, эмоциональное их переживание, образное восприятие. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. История с графским заказом не подтверждена документально и ее можно отнести к разряду догадок и домыслов, которыми столь богата биография художника. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Любопытно, что он предпочитал подписываться как "Рюйсдел", в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Все пронизано движением света.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер. Исаака ван Рейсдала принято считать живописцем, но до нас не дошло ни одной картины, подписанной им. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. В композиции преобладают стихийные силы. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Точной информации у нас очень немного. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Его картины оценивались довольно высоко. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Около 1650-55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в институте искусств, Детройт). Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями.
Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян.
Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Рёйсдал не был евреем.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Произведения последних лет жизни Рейсдала. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. 1630-1681), сын Саломона.
На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю – так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
1650-х — кон. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.