Великий нидерландский художник, одним из крупнейших пейзажистов середины 17 века в Голландии, Якоб Исаакс ван Рейсдал (1628/1629, Харлем — похоронен 14 марта 1682, Харлем).
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Родился в Гарлеме. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Произведения последних лет жизни Рейсдала. Ок. Может быть, Хаубракен что-то перепутал. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Искусствоведы сходятся во мнении, что этот, написанный в 1653 году, пейзаж – одна из лучших работ Рейсдала. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Точной информации у нас очень немного.
ХLV, 120/21). Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Его картины оценивались довольно высоко. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Ок.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. В композиции преобладают стихийные силы. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Сохранилось довольно много документов, свидетельствующих о постоянных финансовых затруднениях Исаака. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
В нём небо часто занимало две трети холста. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
Якоб ва Рейсдал родился в Харлеме в 1929 году. Он умер нищим в амстердамской богадельне. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Рёйсдал (Ruysdael, Ruijsdael) Якоб ван, голландский художник и график.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. В 1659 году Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой художник на протяжении нескольких лет был его "учеником и помощником".
Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. 1630-1681), сын Саломона.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
1630 – 1681), сын Саломона. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности. (Ср.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. У Якоба де Гойера было четверо сыновей и трое из них сменили в честь своей «малой родины» фамилию на ван Рейсдал. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Он пишет: «Отец Якоба с раннего детства начал учить его латыни, а затем отослал учиться медицине. В содержательном и многоплановом творчестве Рейсдала с равной степенью образного проникновения и эмоциональной глубины запечатлены спокойные по настроению широкие голландские равнины, виды городов и различных зданий (Равнина, Берлин, Гос.
С полной уверенностью можно сказать, что в 1648 году Рейсдал стал членом гильдии художников Харлема. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Он сразу же вступил на путь исканий. музей изобразительных искусств им. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. У Якоба де Гойера было четверо сыновей и трое из них сменили в честь своей "малой родины" фамилию на ван Рейсдал. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682). В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой. Свидетельства показывают иное. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Голландский художник, рисовальщик и офортист.
Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Его отец, Исаак ван Рейсдаль, рамочник по профессии, получил фамилию от места своего рождения близ замка Рейсдаль, недалеко от Амстердама. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта.
Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой живо-писец на протяжении нескольких лет был его «учеником и помощником». Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
1650-х — кон. В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год).
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. В приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, решительно встает на переднем плане резкий силуэт голой высохшей березы.
Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. 1600 – 1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – «дочери Корнелиса»). "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599 – 1677) и Саломон (ок.
Тома этой книги выходили в 1718 – 21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием «Большое обозрение голландских художников и художниц». Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубракен (1660 – 1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Баво. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Но сразу отметать слова биографа не стоит. В сороковых—пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойена, ведущего художника раннего голландского пейзажа. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Известно, что многие голландские художники того времени имели вторую специальность. Точной информации у нас очень немного. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. В документе заверяется, что ему исполнилось 32 года. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Например, Ян Стен прекрасно сочетал занятия живописью и пивоварение. Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама).
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. 1630-1681), сын Саломона. Все пронизано движением света.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Переселившись в 1656-57 годах в Амстердам, где он в 1659 году приобрел права гражданства, Рейсдаль изображает типичные черты голландской природы: простор моря, золотящиеся нивы по пологим скатам дюн, тихие заводи и речки, мельницы, хижины под снежным покровом. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Мастер в Харлеме с 1648.
Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Эрмитаж). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Якоб ван Рейсдал родился в семье художников и ремесленников.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический.
Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Уже в ранних произведениях 1640-х, связанных с традицией голландского пейзажа 1-й пол.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Рёйсдал не был евреем. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. музей изобразительных искусств им.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Вот почему с такой осторожностью приходится относиться к тому, что расказывает автор.
Ruysdael, Ruisdael, Jacob van) 1628 или 1629, Харлем — 1682, Амстердам.
У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ). Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Саммый ранний документ связанный с Рейсдалом, датирован 1661 годом. Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года.
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века.
Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж). Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. К 1650-1660 гг. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Любопытно, что он предпочитал подписываться как «Рюйсдел», в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности.
Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, – все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все – от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Таким образом, логично предположить, что мастер делал на пленэре лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской. "Пейзаж с руинами замка" очень характерен для манеры Рейсдала. Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер. В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер.
Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу.
Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдала.
Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии. Точной информации у нас очень немного. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. В композиции преобладают стихийные силы.
В 1718 году его биограф Хоубракен сообщал, что он изучал медицину и проводил операцию в Амстердаме. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. (Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681).
Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями.