Возможно, для себя Семен Самуилович пытался найти оправдание погромам, списывая их на суровые условия военного времени («лес рубят, щепки летят») и все же, нeсмотря на патриотическую риторику, Якерсон видится Скидану «белой вороной» : даже внешне он – чужой. Однако Д. Якерсон быстро понимает ограниченность и скорую исчерпываемость этих путей в станковой скульптуре и отказывается от них. Удивление вызывает и то обстоятельство, что «сподвижник Петлюры» Якерсон не только не присутствовал на процессе Шварцбарда в Париже, где мог бы стать важным свидетелем, но даже не выступил в печати в защиту Верховного атамана. Что касается судьбы Якерсона, то попробуем сложить воедино скудные сведения о нем из архивных источников и воспоминаний современников.
С 1926 по 1931 год Якерсон активно работал в московском Обществе русских скульпторов, выставляя свои работы на выставках этого единственного в русском искусстве объединения мастеров пластики. В июле 1919 Марк Шагал пригласил Якерсона руководить скульптурной мастерской в Витебском Народном художественном училище, взамен ушедшего скульптора Я. Тильберга. Одной из характернейших черт якерсоновской деревянной скульптуры становится живописность, разнообразие фактур их игра: природная — там, где художник использует все слои дерева, рукотворная — там, где он противопоставляет отшлифованным поверхностям другие, взбугренные инструментами. На третьей выставке ОРС в 1929 году Д. Якерсон демонстрирует две деревянные головы — «Тунгус» и «Монголка» («Спящая монголка»). Семен Якерсон исследователь еврейских рукописей и инкунабулов, заведующий кафедрой семитологии и гебраистики восточного факультета СПбГУ, – о романтическом и эротическом в науке, о бесстрашии перед лицом органов и уголовников, о том, как пройти в библиотеку и выйти оттуда гордым евреем.
Фамилия Якерсон произошла от еврейского мужского имени Якир, которое означает дорогой, милый. Первый поцелуй / Перевод, предисловие и комментарии С. М. Якерсона. «бруски» и «пирамиды» графических листов Якерсона превращались в скульптурные бюсты: Якерсон – автор 10 проектов памятников, установленных в Витебске, Ставрополе, Невеле, Лепеже в 1920 – 1921 годах. 24 с. Якерсон С. М.
Уход от экспериментальных живописных и графических работ к разработке сюжетов исключительно фигурной скульптуры – вынужденное условие выживания Якерсона, как и многих других советских художников в 1930-е годы. Доктор исторических наук (2005) профессор С. М. Якерсон с сентября 2011г. Семён Мордухович Якерсон (род.
Уход от экспериментальных живописных и графических работ к разработке сюжетов исключительно фигурной скульптуры — вынужденное условие выживания Якерсона, как и многих других советских художников в 1930-е годы. Давид Якерсон участвовал в выставках "Жизнь и быт народов СССР" (1926, Москва), "Художники РСФСР за 15 лет" (1933, Москва) и др. Внутренние установки Д. Якерсона в главном совпадают с установками общества творчество же молодого мастера отвечает качественным критериям московской группы скульпторов в 1930 году он избирается членом ОРС. Большинство супрематических работ Якерсона датировано 1920 годом.
Д. якерсон и ученики его мастерской создают целый ряд «супрематических» скульптур, представлявших собой взаимодействие кубов, пирамид, параллелепипедов. Семён Мордухович Якерсон (род. Все, что нам осталось о Якерсоне, – это несколько строк в мемуарах государственного инспектора М. Скидана, встретившего сотника-еврея летом 1919 года в Бердичеве и характеристика, данная Якерсону его боевым командиром в наградном листе. После неудачного украинскo-польского похода Семен Якерсон вместе с остатками петлюровских частей оказался в Польше, где прошел через лагеря для интернированных в Ланцуте, Стржалково и Щепиорно. Таким образом, Якерсон переводится как сын Якира.
Д. якерсон стал, пожалуй, единственным продолжателем своеобразной — «фактурной» — линии в деревянной скульптуре, начатой С. Коненковым, первым выявившим своеобразие дерева как материала со своей собственной органической «биографией». Ранние произведения Якерсона отмечены чертами модерна. Доктор исторических наук (2005) профессор С. М. Якерсон с сентября 2011 г. является заведующим кафедры семитологии и гебраистики восточного факультета СПбГУ. Отказ от экспериментов, разработка тем и сюжетов исключительно фигурной скульптуры – условие выживания Якерсона, как и других советских художников, в 1930-е годы.
И в этом мы с отказниками совершенно не сходились. Многие из них экспонировались на выставках УНОВИСа 1920 года в Витебске и Москве. Но, несмотря на все трудности, удалось уложиться в срок и к юбилею города альбом вышел. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго». Я на это потратил свою жизнь.
Меня сразу призвали в элитные войска – морской десант. Д. Якерсон умело сочетает условность постамента-дерева и «естественность» увенчивающей его гермы героя, развернув горельефную, почти круглую голову башкирского поэта-бунтаря в профиль на фоне продолжающегося за ней ствола. Он был членом КПСС, он очень гордился, что ни разу в жизни не был ни в синагоге, ни в церкви. Он использует древнюю традиционную форму памятного знака — герму на столбе. Весной того же года он служит адъютантом в стрелковом батальоне, в мае-июле – командиром Технической сотни (этот род войск включал в себя пулеметчиков, транспортные части, телеграфистов инженерные службы и т. п. ), a со 2 по 11 сентября 1920 года – командиром Технической сотни бронепоездa «На Украну». Никто почти не вернулся.
Наконец, под утро меня отпустили. Необходимо сказать еще об одной стороне дарования скульптора. Вторая книга – это итог курсов по истории еврейской средневековой книги и еврейской палеографии, которые я читал в различных университетах: в Российском Государственном Гуманитарном университете в Москве, в Еврейской теологической семинарии Америки в Нью-Йорке, в Петербургском институте иудаики и в Европейском университете в Петербурге. Библиотеку эту «любавичам», насколько я знаю, так и не вернули. Мне очень хотелось стать гордым евреем. На сегодняшний день главная работа моей жизни и этим я занимаюсь уже 11 лет, – это подготовка научного описания самой крупной коллекции еврейских инкунабулов, хранящейся в библиотеке Еврейской теологической семинарии Америки в Нью-Йорке. Картины и скульптуры Якерсона (без подписи, как это было принято в УНОВИСе) экспонировались на выставках объединения в Витебске и Москве в 1920 году.
Я сообразил, что КГБ против иврита как такового ничего не имеет, Комитет был против «собраний». Есть еще одна спорная библиотека, гораздо более важная для науки. Так, во время Второго зимнего похода, в ноябре 1921-го, как пишет Роман Коваль в своем «Рейд у вчнсть», большевики расстреляли у местечка Базар 359 пленных украинских военнослужащих, в том числе четырех евреев: фармацевта Леопольда Милькера родом из Вены, писаря Якова Крутокопа из Терновки, казака Захара Ашнабуля из Бахмута и писаря Иосифа Ендрика из Риги. – По большому счету, я полный самоучка, что имеет свои плюсы и минусы. Все письма приходят ко мне по почте.
Горфункелю в Яновичах. Это моя самая большая текстовая работа. Надо сказать, что за этот второй каталог мне и сегодня не стыдно. Шатских – и в этом поминавшийся концепт выставки – отказалась (в том числе и из-за малого количества сохранившихся вещей) от идеи степенной музейной ретроспективы художника, прошедшего путь от обязательных в начале века реализма импрессионизма и экспрессионизма через радикальные кубофутуризм и супрематизм начала 20-х до не менее обязательного в 30 – 40-е соцреализма. Единственное, что меня очень беспокоило, – это то, что я подставляю отца. Я говорю: «Абсолютно верно.
Семен Мордухович Якерсон – доктор исторических наук, заведующий кафедрой семитологии и гебраистики Санкт-Петербургского Государственного Университета, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, куратор экспозиции «История и культура евреев на территории России» Российского этнографического музея, лауреат почетной медали Евро-Азиатского еврейского конгресса «За заслуги перед еврейским народом» (Иерусалим, 28 июля 2005 г. ). -----Дочь Семена Мордуховича Мура Якерсон учится в знаменитой 610 питерской гимназии. Мне его дали родители – и я не буду». Родился в Витебске.
Мне так повезло, что в течение многих лет я при этом еще и хорошо жил. В книге И. Елатомцевой «Монументальная летопись эпохи» дана характеристика этих несохранившихся монументов: «Работы Д. Якерсона удивляли масштабами. Хотя бы чтоб я подписал бумагу, в которой заявляю, что отказываюсь подписывать протокол. На КПП к ней вышел прапорщик с багровым, пропитым лицом.
– Как сказали бы хасиды, это произошло чудом В начале 1980-х мною овладела идея: необходимо каталогизировать отечественные фонды старопечатной еврейской книги. А тут вдруг уперся. В изображениях «неканонической красоты» лиц других рас скульптурная форма получала как бы натурную оправданность своему экспрессионистическому заострению, обретению подчас гротескной выразительности. Большинство супрематических работ Якерсона датировано 1920 годом.
Скульптура приобретает символическое звучание, ее «почвенный» герой, Салават, становится в полном смысле порождением родной земли. Свердлову. Думается, я был довольно необычный для них тип: они не знали, в какую графу меня «вписать». Оба они были сначала вылеплены. Ситуация была такая: у меня был одногруппник-еврей, который активно занимался «антисоветской деятельностью».
Папа был какоето время парторгом Института культуры. Зарабатывал на книги. Свои письма я посылаю тоже только по почте». В собственноручно написанном Шагалом удостоверении, выданном в 1918 году, указано: Тов. Иными словами, я пытался создать как бы миниэнциклопедию по еврейской средневековой книге для оторванных от еврейских корней и источников информации советских читателей.
Первоначальное художественное образование получил в школе рисования и живописи Ю. М. Учился у Юделя Пэна вместе со своей будущей женой, также художницей, Еленой Кабищер. Он понимал, что может возникнуть прецедент: отдашь одному – потребуют другие. Причем они меня еще категорически не хотели демобилизовать. Королев, С. М.
Я стал собирать книги, познакомился с букинистами. Трепет от того, что ты держишь в руках книгу, которой 600, 700, 1000 лет. Нас разбирали отдельно.
Еще в советское время его захватила «одна, но пламенная страсть» – страсть к изучению еврейской книги. Из липы вырублена идолообразная «Ненка с веслом» ее пропорции — маленькая головка с полированным личиком и оплывающее книзу тяжеловесное туловище — указывают на ее происхождение от первобытных каменных баб. План монументальной пропаганды ввел этих предтеч революции в изобразительное искусство их иконография особенно обширной становится в послереволюционное двадцатилетие (напомним некоторые работы: «Стенька Разин с дружиной», 1919, С. Коненков «Пугачевский бунт», 1921, И. Рахманов «Пугачев», 1926—1927, И. Фрих- Хар «Степан Разин», 1927, Б. Сандомирская и другие). Почему так получилось в моей жизни, я не знаю. – В 2003 году у меня вышли две книги, каждая, по-своему, очень важна для меня.
Я был очень молодой, ничего не боялся абсолютно, готов был сесть, если надо. Пикантно задранная ножка. Может быть, это одна из причин, по которым я не уехал.
А для любого профессионала главное – не отдавать рукописи, неважно кому и зачем. Он вышел в свет под названием «Ohel Hayim» («Шатер жизни»), в нем описаны инкунабулы и издания XVI века. В 1918-1919 годах он под руководством Шагала участвовал в декоративном оформлении Витебска к годовщине Октябрьской революции и празднику 1 мая, был членом губернской комиссии по украшению города. Вскоре мне стал доступен первый учебник иврита – «Элеф миллим». Его мать, Лия (Елизавета Евсеевна) Якерсон, родом из Немирова.
Я отработал лето, разбил там себе руку, но книгу всетаки купил. Это не экзотика, не «чужак», не «урод», не «загадка», это — подлинное понимание иных закономерностей прекрасного и влечения к ним». Родился в Витебске в еврейской семье. С начала 1919 года жизнь Д. Якерсона снова тесно связана с Витебском.
С 1918 по 1922 год учился во ВХУТЕМАСе. В годы юности, как мы видели, он придумал свой способ «ваяния» из полузатвердевшего цемента. Перед этим он был ранен или контужен. «Любавичей» это не устроило. На смену импрессионистической лепке приходит овладение приемами ваяния.
В этой публикации я попытался обобщить опыт своей 20-летней практической работы. Такой своеобразный еврейский набор. Он снова спрашивает: «Я все понимаю, я – сам татарин, эмигрировать не собираешься. » Так мы славно поговорили и он ко мне за время службы в «учебке», в общем-то, особо не придирался.
Хасиды называли совсем неимоверные цифры – от 10 до 30 тысяч томов. И так получилось, что мне позвонил раввин Санкт-Петербургской хоральной синагоги и спросил: «Шимон, как ты думаешь, что еврейская община может сделать к 300-летию. » И я предложил, что напишу книгу о разных еврейских коллекциях Петербурга. Сейчас она живет в Израиле. В этой области мною сделан ряд опытов-работ, где, сохраняя в колонне ее конструктивные свойства я даю на ее поверхности ряд решений в виде барельефа, горельефа и контррельефа. Сейчас живёт в Петербурге, работает в Институте востоковедения.
Так что у меня есть и семитологическое образование и книговедческое. И у меня такая идея, что надо заниматься своим делом. И тот же ректор, который меня выгонял (он был председателем Ученого совета), даже вспомнил давнюю историю и сказал: «Хорошо, что мы тебя тогда не выгнали». Я их написал, я их издал.
«Чистые погоны (без звездочек. ) – чистая совесть». Сионизм его не интересовал.
У меня нет ни одного проекта, о котором бы я мечтал и он бы не реализовался. Вспомнилось, что научный сотрудник Витебского художественного музея (которая, к сожалению, не успела прислать на выставку свою богатую коллекцию Якерсона) говорила после вернисажа, что в Витебске Александре Семеновне Шатских когда-нибудь поставят памятник. Сюжетно же в старую формулу вкладывается новое содержание — на двух мощных «пилонах» изображены, например, сплавщики леса. Причем все его братья двоюродные из Мордухов стали Марками. Первая – альбом «Избранные жемчужины».
И почему книги должны переезжать в Америку. И я учился сам, был таким странным отшельником. «Переписывался с заграницей. » – я говорю: «Да. – Непосредственно работе с инкунабулами я обучился сам. Мне стало неудобно перед ребятами, да и сами солдаты уже начинали меня ненавидеть.
А. С. Пушкина, Витебском художественном музее, частных собраниях. Единственная беспартийная с фамилией Израилит.
Я говорю: «Объясните мне, что мне инкриминируют. » – «У вас постоянные контакты с иностранцами». Отец – член КПСС, офицер в отставке инвалид войны, преподавал историю КПСС. И тогда я решительно захотел что-нибудь про евреев узнать.
Отец был инвалид войны, боевой офицер, вступивший в партию на фронте. Куда бы я ни приезжал, это дело за мной ходило. Вначале была учебная рота.
Якерсона показывают с самой выигрышной стороны, то есть: работы, фотографии исчезнувших работ и документы витебского периода. Родом он был из местечка из черты оседлости. Возможно, я перестал относиться к себе слишком серьезно, но уже не могу писать о себе «мы».
– И в армии я добивался права «быть евреем». к Октябрьской годовщине и числился членом означенной комиссии. Когда на суде представителя «любавичей» спросили, как, например, 15 тысяч книг может уместиться на трех подводах, то он ответил: «Чудом». Он подошел к военкому и положил перед ним некую справку. С 1918 года Якерсон вступил в Профессиональный союз скульпторов и начал экспонировать свои работы.
как историко-культурный источник» (специальность «историография источниковедение и методы исторического исследования»). Может быть, напор такой сильный у меня был – сейчас его меньше. Я испытываю эстетическое, даже можно сказать – эротическое наслаждение от общения с этим. Я сказал, что не умею плавать, однако мне возразили, что это не имеет значения. Познакомившись со справочной литературой и другими каталогами, я понял, что мой каталог надо переделывать. 40 по каталогу.
Почти двухметровая скульптура изображает в полный рост связанного, пленного мятежника. Его листы, часть из которых завизирована подписью: Согласен. Также Якерсон с 1909-го по 1916 год учился в Витебском коммерческом училище, с 1916-го по 1918 год – на строительном факультете Рижского политехнического института, в годы Первой мировой войны находившегося в эвакуации в Москве.
Некоторые живописные работы художника: "Супрематическая композиция с наложенными формами", "Черный и охристый прямоугольники", "Кубосупрематическая композиция", "Живописная архитектоника зеленых", "Живописная архитектоника желтых", "Архитектонический супрематизм" (все 1920 год). Потом баронесса продала библиотеку российским сионистам, которые намеревались отправить ее в Иерусалим, в Еврейскую национальную библиотеку, но этому помешала революция. Я сразу же заявил, что моя будущая деятельность «на гражданке» будет связана с «контактами с иностранцами». Если за это сажают в тюрьму, надо этим заниматься. как историко-культурный источник» (специальность «историография источниковедение и методы исторического исследования»). К сожалению и после этого интенсивность погромов не уменьшилась.
Эта вторая книга, «Еврейские инкунабулы», уже включала описание коллекций трех библиотек: Института востоковедения и Публичной библиотеки в Петербурге и Ленинской библиотеки в Москве. Во-первых, я – человек не религиозный, а во-вторых, не разделяю идей сионизма. Вот таким образом в каталог были включены и краткие биографические справки об авторах и краткие характеристики описываемых произведений и, что особенно важно, переводы на русский язык колофонов (отрывков текста, написанных непосредственными изготовителями книги и фиксирующих момент завершения работы). Сейчас я думаю, что не обошлось без помощи папиных друзей. М. Шагал с поразительной энергией разворачивает деятельность вверенного ему А. Луначарским «подотдела».
Дело было почти доведено до конца, но началась Первая мировая война и все сорвалось. 15 марта 1920 года Якерсону присваивается чин сотника. уполномоченным по делам искусств Марком Шагалом праздничного оформления Витебска к первой годовщине Октября. Моего одногруппника исключили из комсомола за антисоветскую деятельность.
Эта комбинация первого и второго мне самому сегодня кажется безумно интересной. В Москве художник сотрудничал с Государственным центральным музеем народоведения, с 1926-го по 1931 год – с Обществом русских скульпторов, экспонируя на его выставках свои работы, в 1938-1939 годах он работал над созданием декоративного убранства ВДНХ. Я докладываю: «Якерсон, Семен Мордухович, 1956 года рождения из Ленинграда, образование высшее, окончил Институт культуры, национальность – еврей». Затем мне предложили выйти. Якерсон участвует в ней) выявляет и закрепляет этот интерес. Марк Шагал, хранятся в Московском литературном музее им.
Монография называется «Еврейская средневековая книга: Кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты». Мне очень хотелось написать несколько книг – абсолютно конкретных. Портреты Джамбула и И. К- Вылка-Тыко — ненецкого художника-самоучки были сделаны Д. Якерсоном с натуры. Разве это запрещено советским законом.
Но это так, лирическое отступление. Я учил ивриту его самого, его очаровательную жену и его старших детей. С 1918 по 1922год учился во ВХУТЕМАСе. Его «диалог» с деревом отличался чуткой реакцией на органические особенности именно этого кряжа или чурбака, при всем том мастеру счастливо удавалось избегать опасности пойти на поводу у материала. Я учился в ее группе, сдавал ей экзамены. Когда началась перестройка и еврейская тема стала «актуальной», то выяснилось, что официальной советской науке кроме двух моих книг и предъявить-то нечего.
И я действительно поперся в армию, как положено было. Пусть они будут всем доступны, а в Америку можно послать микрофильмы». Они говорят: «Если вы считаете себя таким правильным, то как, по-вашему, вашего товарища справедливо исключили из комсомола. » Это, конечно, был вопрос с подковыркой.
Дело это неоднозначное. В основе изображений лежит позитура «атлантов» и «кариатид» — это фигуры со вздетыми руками призванные как бы принять тяжесть несомой конструкции. «Крестным отцом» всех витебских талантов был Юрин Моисеевич Пэн, художник академической выучки, педагог «милостью божьей». Единственное, что он мне сказал тогда: «Учти, если тебя выгонят, то я из института уволюсь». Общество русских скульпторов объединило лучшие скульптурные силы в советском искусстве. Входя в Московский союз скульпторов-художников, Д. Якерсон с XXIV выставки картин и скульптуры Московского товарищества художников начинает участвовать в московских выставках.
Я все время «нажимал» на то, что все мои поступки не запрещены законом, а мне возражали: мы, мол, судим не по закону, а по комсомольской совести. Несколько круглых стволов украшены по периметру изображениями обнаженных «кариатид» — именно здесь скульптор использует горельеф, барельеф и контррельеф, вводит подцветку фона и раскраску фигур. 1 мая Витебск украшается панно и росписями. Когда собрание закончилось, в приватной беседе со мной сотрудник органов сказал: «Мы тебя не посадим, но отправим служить в армию, в такое место, что ты сможешь это засчитывать себе за срок».
Может быть, потому, что я не придумывал ничего такого, чего не смог бы осуществить. Во многом самостоятельно освоил иврит. Меня интересует то, что я могу физически держать в руках. Меня не интересует Кумран или библеистика. Имя его не значится в списках уничтоженных нацистами евреев, соответственно кочующая из статьи в статью фраза о гибели в «пражском гетто» как минимум вызывает сомнения.
И я вижу: они со мной разговаривают, как с живым классиком науки. В послужном списке Якерсона есть запись о пребывании в русской армии с 15 марта 1917 года. Деятельность его еще ждет своего подробного исследования, но главные черты ее выделяются рельефно, подчеркивая громадные изменения в русской скульптуре, ее «новый статус».
Ефимов. А каталоги вечны. Однако, большая часть его работ несла черты декоративности. Ибо с момента выхода каталога эти книги станут людям доступны, а главное, они не пропадут. Я спрашиваю: «У меня есть законное право не подписывать протокол.
В Москве Д. Якерсон становится экспонентом ОРС с начала его образования, с 1926 года. Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, . Диссертаций же по еврейской медиевистике не было в течение долгих лет. Не только с Израилем, но и со многими странами. Не было также согласованного списка книг. Следует новый приказ: «Десять шагов вперед».
Прошло много лет и в начале перестройки встал вопрос о ее возвращении хасидам. Что было потом. Из его проектов "супрематических роботов" впоследствии получилась "Призматическая фигура" (1920) – небольшая статуя, сконструированная из разнообразных стереометрических тел.
Любавичские хасиды есть и в России, книги – российское достояние. Потом, лет в 14–15, у меня чтото внутри щелкнуло и я влюбился в русскую поэзию. Хотя не был даже комсомольцем, но без труда поступил в Институт культуры. Я немного отвлекся.
То есть речь может идти о двух-трех тысячах томов, не больше. И пошли они все – почему я должен кудато уезжать. Последнюю представлял я один. Так как, если их правильно сделать, они сохраняют информацию навсегда. Входил в созданное Казимиром Малевичем общество УНОВИС («Утвердители нового искусства»).
Впрочем, как бы то ни было, дальнейшая судьба Семена Самуиловича неизвестна. Как пишет "Хадашот", реальность, как всегда, оказалась сложнее. Второй выдающий гебраистинкунабуловед Адри Оффенберг вышел на пенсию и сказал: «Даже не говори со мной про эти инкунабулы – ничего не хочу больше». Значит, не надо ходить в ульпаны, надо учиться самому. Власть призывала задерживать провокаторов, но одновременно энергичнее бороться с анархо-большевистскими элементами в «еврейской нации».
В 1918 году он поступил во Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), однако фактически там не учился и вернулся в родной город. Вместе с рецензиями мне стали присылать литературу. Я всегда проверяю штамп. Условием выживания в эти годы было создание исключительно фигурной скульптуры. А он действительно хорошие деньги получал – все это было.
Эту компактную и концептуальную выставку можно назвать выставкой искусствоведческой. Это библиотека барона Гинцбурга, которая тоже хранится в Москве и тоже в РГБ. А ивритом я увлекся в 16 лет. В 1921 году он был командирован в Ставрополь для установки памятника Я. М. Запомни мои слова».
Приехала моя мама, жутко волновавшаяся, как это я со своим еврейством уживаюсь в армии. Он становится «инструктором Педагогической секции при Витебском подотделе Изобразительных искусств отдела Народного образования», поступив под начало «губернского Уполномоченного по делам искусств и заведующего подотделом» М. Шагала — самого знаменитого уроженца Витебска. Во время Перестройки жил и работал в Нью-Йорке, подготовил там две книги. В Советском Союзе три «еврейские» научные дисциплины были в принципе разрешены (точнее, не запрещены): семитология, библеистика и кумрановедение. И тем не менее такая карьера состоялась.
Ведь практически все питерские преподаватели иврита – это мои ученики. Молодежь не появилась, никто больше про инкунабулы не пишет. И я понимал, как это будет ужасно для всей семьи и для него. Леманн, в память о покойном сыне, задумал издать серию каталогов.
Нужно сказать, что дерево сделалось для Д. Якерсона абсолютно необходимым материалом в скульптуре — в этом убеждает сравнение двух портретов реальных лиц, обладавших столь дорогой художнику выразительностью монголоидных черт. Книга издается в Израиле, коллекция – в Нью-Йорке, я – в Петербурге, сами понимаете, как все это непросто. Второй – это подпольное преподавание иврита, занятия с учителями. Я сам не создавал ничего специфически еврейского, я только с собой разбирался.
А он говорит солдату: «А, это к Якерсону, позови того, кто справа налево читает». Так прошло две недели. Парторг большого института – это очень заметная должность.
Осенью 1921 года из Вены в Прагу переезжает Украинский свободный университет, а весной 1922 года в Подебрадах открывается Укранська господарська академя (УГА), одним из основателей которой становится Соломон Гольдельман – бывший заместитель министра труда в правительстве Директории. Белорусско-еврейский график и скульптор. После армии я вел подпольный ульпан для начинающих учителей иврита. Разумеется, его убедили переписать заявление, но мотивация его была мне понятна. Был, впрочем, один мерзкий момент.
Чем я нарушил закон. » – «Вы переписываетесь с Израилем». Мне удивительным образом совершенно все удалось. Еще со времен Голды Меир израильские дипломаты вели переговоры с СССР об этом собрании. Мне абсолютно не интересны абстракции. Мать – учитель русского языка. Любые научные трактовки преходящи, они быстро меняются.
В армии УНР действительно служили русские, немцы, поляки, китайцы и евреи. Куда я ни приезжаю, они всюду стоят. Я сблизился с людьми диссидентского направления, с теми, кто возглавлял движение «отказников» в Ленинграде. Вот что пишет Скидан: «На одной из улиц Бердичева случайно встретил в форме украинского офицера своего давнего знакомого жида (слово это не носило тогда оскорбительного оттенка – Е. Ц. ) Якерсона, позднее студента Украинской хозяйственной академии в Подебрадах. С 1926 по 1931 год Якерсон активно работал в московском Обществе русских скульпторов. Само обыгрывание скульптором разнообразных фактур дерева в его «головах» обладало определенной цветоносностью.
С Вильскером я разговаривал только на иврите. Моя позиция, сформировавшаяся в процессе знакомства с этой историей, «любавичей», очевидно, не устраивала, вот таким образом они со мной распрощались и больше по этому вопросу мы не контактируем. Для этого и строится Анатовка. Это сложнейшая работа, два тома, больше полутора тысяч страниц.
Закончил библиотечный факультет Института культуры. При этом хотелось-то не просто нового искусства, но и нового человека. Как эксперт, я писал письмо Горбачеву, неоднократно ездил в Москву, вел переговоры с представителями Российской Государственной библиотеки (РГБ), с «любавичами» и с представителями суда. Это грандиозная коллекция и об этой работе я мечтал всю жизнь. Неважно, хорошо она сохранилась или плохо, есть в ней миниатюры или нет.
Входил в созданное Казимиром Малевичем общество«Утвердители нового искусства». Я жил поэзией и так дожил до десятого класса, прозу почти не читал. Если за это платят приличные деньги и ты хорошо живешь, очень хорошо. А он уперся и сказал: «Я менять имя не буду. Я как научный эксперт предложил сначала выделить эту библиотеку из общего книжного фонда РГБ, но «любавичи» не хотели долгой и кропотливой работы, они хотели «ковать железо пока горячо» и быстро все получить, что, в общем, по-человечески вполне понятно. Это моя родина, мой любимый город. «Опознание» этих фрагментов – дело кропотливое иногда приходилось неделями заниматься каким-нибудь одним кусочком текста размером приблизительно в 5 см. Выиграть эту борьбу было бы невозможно без активной поддержки, которую я ощущал в достаточно широких академических кругах.
История этого проекта такова. Настоящего систематического гебраистического образования у меня не было и нет до сих пор. И мне всегда очень хотелось вечного.
Абсолютно не важно, где они физически находятся». И с самой первой минуты почувствовал, что они свое слово держат. Защитил диссертацию по истории еврейской книги. Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятие нового закона. Полностью раскрашена скульптура «Музыка»: звучный насыщенный цвет усиливает декоративную элегичность фигурки девочки-узбечки, держащей в руках национальный инструмент, кяманчу слитное перетекание объемов, плавный ритм контуров обусловливают музыкальный лирический строй деревянного изваяния.
Первые шаги в искусстве Д. Якерсон сделал под его руководством, а определившаяся склонность к скульптуре заставила юношу продолжить обучение на строительном факультете Рижского политехнического института, дававшем и художественное образование. Нет ничего консервативнее представления о красоте, а здесь эта косность разрушена. Пэна, где учились многие художники, включая Марка Шагала и Лазаря Хидекеля.
Вот таким образом я до последнего времени, в основном, занимался составлением научных описаний коллекций, каталогизацией еврейских фондов. После перестройки меня стали активно приглашать работать на Западе. И я вдруг незаслуженно стал такой важной персоной. Вся эта карусель кончилась тем, что они устроили закрытое комсомольское собрание. Вот уже больше 20 лет я совмещаю в своей работе эти дисциплины. Член витебского УНОВИСа (Утвердители Нового Искусства) – содружества талантливых художников русского авангарда во главе с Казимиром Малевичем.
Следует приказ: «Пятнадцать шагов вперед». В процессе работы над ним я выработал такой комбинированный принцип описания памятников (кстати, я, в основном, придерживаюсь его и сегодня), который мог бы дать подробную информацию об издании исчерпывающие сведения об особенностях конкретного «российского» экземпляра или фрагмента, отражал степень учтенности данного издания в инкунабуловедческой литературе и погружал исследователя или просто читателя-любителя в уникальный мир средневековья. Библиотека была передана на хранение в Румянцевский музей. Когда разбирали меня, начался форменный «цирк» ибо обвинения были смехотворными. Дворянском саду и памятник Карлу Либкнехту в саду «Липки». Характеристика каждого издания сопровождается подробным анализом глосс и маргиналий (т.
Через пять минут, когда я вернулся, лица у всех членов комиссии были какими-то «опрокинутыми». Привлекли меня любавичские хасиды, конкретнее – раввин московской синагоги на Большой Бронной Изя Коган, «цадик из Ленинграда», так его сегодня называют, который когда-то был моим учеником. Он вошел в созданное Малевичем общество Уновис (Утвердители нового искусства), непосредственно развивавшее это новое искусство в его супрематическом варианте. Наверное, он считал, что это подленько.
И потому вел себя на допросе не вызывающе, но твердо. Этот том я тоже пять лет готовил. Начал я с инкунабулов, то есть книг изданных до 1 января 1501 года, в общем-то, случайно. Таковы его изображения "супрематического робота" и супрематических мужских фигур в различных положениях, созданные в 1920 году ("Шагающий супрематический робот", "Стоящий супрематический робот на фоне черного прямоугольника" и др. ). Один том был посвящен редким печатным изданиям. Есть.
Недавно меня позвали в Цюрих читать лекцию. «Столпообразность» скульптуры, ее нерасчлененная массивность придают ей монументальную значимость. Никакого декрета о национализации конкретно этого собрания не существовало.
Прежде всего, это обретение скульптурой гражданственного звучания устремление к монументальной форме становление реалистических концепции в создании цельного синтетического образа отказ от формалистических крайностей и возврат к изобразительности тематическое и жанровое разнообразие, обусловленное «социальным заказом». Д. Якерсон создает своего «Пугачева» в 1933 году. Тогдашний парторг была отцовской однокурсницей по университету. «Встречался с иностранцами. » – «Да, но все эти иностранцы имели официальные визы никто из них шпионом и лазутчиком не был». Я жил несколько лет с перерывами в Нью-Йорке, много бывал в Иерусалиме. Несколько раз со мной беседовали, более или менее серьезно. – «Да, переписываюсь.
Их это просто бесило. За мной шло дело, это моментально ощущалось, сразу, еще с призывной комиссии. Губ. С 1921 года Давид Якерсон проживал в Москве, где продолжил получать образование в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Эти своеобразные «опыты-работы» Д. Якерсона представляют собой округлые «архитектурные» опоры со скульптурной обработкой поверхности. Все учил наизусть.
И я стал готовить описание всех еврейских инкунабулов имеющихся в собраниях России.
«Письма были на иврите. » – я отвечаю: «Да. Это насильственно насаждавшееся сталинское официальное искусство нелепо смотрится рядом с искусством авангарда, тоже бывшим (хоть и недолго) официальным, но делавшимся по зову революционного сердца.
Ходил по Бердичеву как белая ворона. И ими пользуются – я это вижу просто по библиографиям. В результате было издано трехтомное описание всех еврейских датированных рукописей X – первой половины XII веков, независимо от места их хранения, – «Codices hebraicis litteris exarati quo tempore scripti fuerint exhibentes». В книге сочетаются два стиля: научно-популярный и строго академический. Потом библиотека влилась в основные фонды Румянцевского музея, ныне это Российская Государственная библиотека (РГБ).
Я, кажется, даже эту бумагу не подписал. Мне всегда казалось, что делать каталоги очень важно. После революции книги были конфискованы и остались в Советской России. В 1920 году в Витебске Якерсон создает два монумента: памятник Карлу Марксу быв.
Я буду добиваться, чтобы все рукописи были микрофильмированы и стали доступны ученым. Эта тема меня болезненно волновала в 16 лет. Чекисты, конечно, это чувствовали – перед ними стоял совсем мальчик. Его учителями были Б. Д.
Это было очень смешно. Волнухин и И. С. Папа был человек достаточно жесткий. Он был участником войны, ушел на фронт добровольцем. Член Губернской комиссии по украшению Витебска, участвовал в оформлении города к Первой годовщине Октября под руководством Шагала (1918). На материале этих двух каталогов я написал диссертацию. Скульптуры Якерсон создавал по своим графическим эскизам.
Я переписывался официально, письма относил на почту и получал их тоже на почте». Используя кубистическую геометризацию и ту же технику «ваяния» из цемента, молодой художник исполняет портретные бюсты сестры — Ф. Якерсон, друзей: И. Байтина, С. Гриус. Последний экзамен они сдавали, кажется, 24 июня, а 26го всем курсом ушли на фронт. То есть условия могут меняться, но ты должен делать свое дело. Все, что мне хотелось, все произошло. Д. Якерсон родился 27 марта 1896 года в городе Витебске.
В этой работе есть много личных маленьких открытий в области истории книги, в частности – инкунабулов. Но надо не расслабляться и надо попрежнему этим заниматься. Небольшая высота «колонн» указывает на лабораторный характер произведений, обнаруживая волновавшие мастера проблемы синтеза. Ушли мы с ним куда-то в поле. Но если сейчас за это снова начнут сажать, я все равно буду этим заниматься.
Но не потому, что творчество Давида Ароновича Якерсона (1896 – 1947) – маргинального советского скульптора, оказавшегося еще и экспериментатором-авангардистом, сподвижником Марка Шагала и Казимира Малевича, – любопытно только искусствоведам. Невероятно и прекрасно. Мама испугалась.
Моей идеей было подготовить студента к работе с еврейской средневековой книгой. Мастерство Д. Якерсона-«деревянщика» было общепризнанным.
Он мне в какойто момент сказал: «Смотри, сынок, поступай, как тебе велит совесть, но только учти: если они тебя даже не посадят, а выгонят из института, я тоже должен буду уйти. Графика Якерсона тяготела к реальным объемам, к выходу за пределы плоскости. Кажется, сегодня РГБ и хасиды пришли к подобному варианту, но деталей я не знаю.
Дошла очередь до меня. Сегодня нет ни одной крупной библиотеки, где бы в читальном зале не было моих каталогов. Сегодня мы беседуем с Семеном Якерсоном, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, членом-корреспондентом Еврейского палеографического проекта (Иерусалим), консультантом библиотеки Еврейской теологической семинарии Америки (Нью-Йорк). Интерес к национальной специфике облика и уклада населявших страну народностей приобретает широкое распространение выставка АХРР 1926 года «Жизнь и быт народов СССР» (Д. Последних были единицы: в основном, мобилизованые врачи, фармацевты, писари. – Всю мою жизнь до перестройки, как мне кажется, я находился в поле зрения Комитета.
Входил в созданное Казимиром Малевичем общество УНОВИС («Утвердители нового искусства»). В этой работе фокусируются все оригинальные черты деревянной скульптуры мастера. Я интересовался, расспрашивал родителей – на эту тему разговаривать они не боялись. Я ездил к нему на зону, поддерживал его престарелых родителей.
Позднее все эти памятники были снесены за "формализм". В 1935 году он участвовал в «Выставке скульптуры в дереве» вместе с Н. Абакумцевым, В. Ватагиным, И. Ефимовым, А. Кардашовым, Ю. Кун, Б. Сандомирской, С. Чураковым. А я, надо признаться, пришел в военкомат после большой пьянки (все-таки в армию уходил. ) и бессонной ночи, с похмелья все во мне как-то забродило, может быть вот таким образом после центрифуги я спокойно мог ходить прямо. Там работал мой отец и не просто работал, а в тот момент был еще и парторгом института.
Они все вышли офицерами запаса, а я вышел младшим сержантом – с чистой совестью. Я вдруг понял, что я действительно остался один в прямом смысле слова. Архитектоны – это знаменитые объекты Малевича конца 20-х, выполненные в духе супрематизма. Надо сказать, что, будучи студентом, я, кроме иврита, увлекался еще и карате. В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Инкунабулы на семитских языках (древнееврейском и арамейском) и их место в европейской книжной культуре XV века» (специальность «книговедение») и в 1990 году был зачислен старшим лаборантом Сектора Ближнего Востока в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР.
Выступая, она говорила о моей хорошей работе в стройотрядах, что-то еще. Монументализированный архаический язык «голов» и «фигур» по-иному звучит в якерсоновских скульптурах «пугачевской» темы. Казахского акына скульптор вырубил впоследствии в дереве — и «Джамбул», сохранив свою портрет — ность, приобрел необходимую меру обобщенности, стал собирательным образом национального поэта. Портрет же Тыко Вылко (гипс) сугубо индивидуален и доносит до нас прежде всего его характерный облик. Пугачев «закован» в объем ствола и только вызывающее движение головы с искаженными гневом чертами лица выявляет мощное внутреннее напряжение.
Им очень было важно получить от меня какую-либо подпись. Я отчеканил 15 шагов, командир подходит ко мне и шепотом говорит: «Я – сам татарин, все понимаю, эмигрировать собираешься. » Я отвечаю: «Куда эмигрировать, я сюда служить пришел, ноги сапогами в кровь стерты». А у меня еще мама была непростая. Были у этих бесед и последствия.
Это была, как мне говорили, первая в СССР диссертация по истории еврейской книги. Родился в 1956 году в ассимилированной семье. Давид Якерсон (18961947). По наивности мне казалось, что я смогу эту работу осилить. Это были настоящие русские интеллигенты и мне до сих пор кажется, что я у них в долгу. Над переводами этих текстов, многие из которых написаны в стихах, я корпел два года.
Все иностранцы совершенно официально приехали сюда. Д. Якерсона отличало столь же тонкое понимание «индивидуальности» и скрытого в материале единственно возможного образа. Будучи самостоятельным скульптором, Якерсон активно участвовал в жизни общества, сохраняя при этом самобытность творчества. В анкетах, заполнeнных Лией для поездки за границу к сыну (они хранятся в ДАВО, фонд Р-196, опись 5, дело 706), женщина указывает, что муж ее, Самуил – по специальности техник и в данное время (речь идет об осени 1928 года) – безработный. уполномоченный по делам искусств Марк Шагал. И она увидела, что в его словах нет никакого оттенка неприязни. «Монголка» вызывает восхищение удивительной «симфонической оркестровкой» образа, в создании которого виртуозно используется не только сердцевина березового ствола, но и его кора и подкорковый слой.
Я давно не слежу за развитием этой ситуации. Из-за отсутствия спроса на картины вынужден перейти исключительно к созданию скульптур. Якерсон в бытность свою в г. Витебске безпрерывно (так в тексте) работал в Губернской комиссии по украшению гор. Памятную доску еврею-сотнику УНР и, как утверждается, соратнику Петлюры Семену Якерсону, открыли в декабре прошлого года на муниципальные средства в Виннице.
Диссертация называлась «Еврейские инкунабулы на семитских языках, древнееврейском и арамейском и их место в европейской книжной культуре XV века». Значит, я опять никакого закона не нарушал». В первые московские годы Якерсон отказался от активных формотворческих исканий, уделяя в своих работах все больше внимания сюжетной мотивировке (картина "Распятие" (1922), скульптура "Обнаженная"). Какой к черту антисемитизм (хотя, согласно официальной «Энциклопедии истории Украины», на долю войск Директории пришлось 40 всех еврейских погромов), если перед нами настоящий герой – еврей, офицер армии УНР, боровшийся за украинскую независимость и преданный украинскому национальному движению и после падения республики. Он отвечал за еврейские фонды. Я единственный сегодня гебраистинкунабуловед. Если им не нравится, пусть они сами уезжают.
Интересно, что в некоторые ранние работы Якерсон вводит цвет: так, раскрашены кубистические бюсты и статуэтки (гипс), находящиеся ныне в семье скульптора. Столб-ствол оставлен скульптором неошкуренным, со всеми «нажитыми» наплывами и наростами его естественный наклон «очеловечивается», превращается как бы в движение несломленного Салавата.