Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет.
Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук). Margaretha, род. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам.
Ностальгировать по старому (прошлому) хорошо, но писать про новое (будущее) лучше. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н.
Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг.
Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). Cornelius). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом.
Corneille, флам. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). Полагают, что в плачущей женщине, стоящей позади апостола Иоанна, ван дер Вейден изобразил Марию Клеопову. Справа – таинства соборования, брака и рукоположения.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). В противоположную сторону направляются спасшиеся. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св.
Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Его пространство перспективно едино. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни.
Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) — триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян.
Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Колумбы» триптих «Алтарь Св.
Огромная часть работ Рогира, львиная доля которых— на светские сюжеты, к настоящему времени утрачена. В 1446—1452 гг. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. В 1450-е гг.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени.
Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора.
Мастер не прибегает здесь к "дополнительным" эффектам, дабы подчеркнуть святость Богородицы. Известно, что к 1435 году художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного герцога Бургундского. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах.
Не слишком ли много берем мы на себя. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Но само Ее лицо излучает неземной свет.
Попытка написать прошлый постинг, про встречу по-новому со старым знакомыми зеркалами (Яна де Бера, в данному случае), породила массу грустных подозрений. Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие художники, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском — родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
На центральной панели художник изображает таинство причащения. Понятно, что я уже так долго пишу про эти зеркала, что некая самореферентность тут неизбежно должна (само)зародиться, но надо же, как говорится и меру знать. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св. В этом зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или возвышенную одухотворенность, а острую выразительность. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств».
В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Таким образом, Рогир дает визуальное и символическое свидетельство тому, как в лоне церкви совершаются полные важного смысла для человека духовные обряды.
И полностью достигает цели. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен).
Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи.
Удивительный по технике письма и духовной глубине, образ Рогира ван дер Вейдена "Снятие со креста" является одним из шедевров нидерландской религиозной живописи. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Редко кто из художников того.
Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Ее фигура полна сложного движения. Может быть и слишком. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи.
Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы.
В 1450совершил путешествие в Италию. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира.
Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри.
Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. В противоположную сторону направляются спасшиеся. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корнелиус (среднефр. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди.