«Василий Суриков» и Каменова В. С. Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья. Автор портретов и пейзажей. Некоторые из осаждающих довольно скоро отступали, но настойчивые заворачивали своих лошадей, стегали их и опять бросались на «город», снова встречая ряд ударов и бойких насмешек над неудачей. Сам художник назвал ее бытовой. Летом 1887 года, после окончания работы над картиной «Боярыня Морозова», Василий Суриков вместе с женой Елизаветой Августовной и дочерьми — Ольгой и Еленой — поехал на свою родину, в Красноярск, где жили его мать Прасковья Фёдоровна и брат Александр.
Кузнецова отправился в Петербург. А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга. Происхождение «городков» не вполне выяснено. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин. Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине.
На это колесо сажали мужика с калачами искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать». В переживавшей тяжелую утрату душе не возникало ни одного замысла. Композиционно полотно делится на три части. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены. Литературных указаний на происхождение «городков» мне найти не удалось.
Взять «городок»— значило разрушить его. Все персонажи изображены художником с большой любовью. защитники были пешие и защищались чем могли. Кроме доброхотных жертвований, устроители еще проходили по рядам всех собравшихся зрителей с ледяными тарелками, собирая все на тот же «откуп».
Они пришли, чтобы захватить крепость. М. В. Но Василий Иванович был уверен в своей правоте. Стены выкладывались из снежных кирпичей или шаров. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали.
Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. Сразу станет ясно, что «король-то голый». Он придaвал большoе значение oдежде, пoзе, выражeнию лица. Особенно интересно происходившее было детям. После этого старикам полагалось и слово сказать и напутствие дать «отрокам незрелым» и угощаться «час примать».
Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. через сто лет после Гмелина). Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» – замаскированные веревочные петли для ног наступающих. Он прорвался через толпу защитников городка, вооруженных ветками и палками. в 1922г.
Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Только на время выронил он кисть из рук. Городок снежный. Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки». в Прощеный день уезжало в Торгашино, а в 80-90гг. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем.
И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка» она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова – это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике. Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова. Даже сани изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. Напротив «защитников» в кошевках и верхом становились на порядочном расстоянии нападающие.
Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Снежный городок выстраивался где-нибудь на возвышенном месте, часто на сельской площади, куда свозили много снега, устраивая горку, на которой потом сооружали крепостные атрибуты: стены, башни, ворота, бойницы. События, которым посвящена картина, разворачиваются на заснеженном просторе.
собирали деньги на вино и приступали к штурму и защите. Первые взбираются на стены, последние рвутся в ворота. Горе начало отступать. Последний «городок» помнят в Минусинске приблизительно в 1884 – 1886 гг. ). Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири». Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей.
Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» – командиры отрядов – не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». Он прoрвался черeз толпу зaщитников горoдка, «воoруженных» ветками и пaлками. Можно предположить, что происхождение «городков» еще более древнее, так как «взятие городка» было связано (или связалось позже) с дошедшим от языческих времен обычаем – проводами масленицы.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Одна группа защищала городок, другая – штурмовала. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника. В 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, среди которых были «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Золотая осень.
Все это мы видим в картине Василия Сурикова. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину.
«Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка». Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Упрек в «бедности» содержания и «анекдотичности» звучит комично и свидетельствует о глубоком невежестве обозревателя.
За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Хочется указать еще на одно обстоятельство: «городки», как напоминание далекой истории, народ соединил с еще более древним обычаем, дошедшим до нас от времен язычества – с празднованием масленицы. Сурикову было сорок лет, когда он завершил третью свою картину.
Следующее указание на обычай «брать городок» мы находим у Степанова, который кратко отмечает этот обычай: «Строят укрепления изо льда с воротами сажают гарнизон делают приступ пешие и конные. Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ. Обычай брать городки существует не в одном оренбургском войске. Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Метлы и нагайки составляют оружие».
Далекo вдали видны cнежные хoлмы. Когда все готово, распорядитель (обыкновенно станичный атаман) подает сигнал «шагом», а затем «карьер». не раз был свидетелем взятия славившегося «Торгошинского городка». Также не везде одинакова картина взятия «городка»: в Енисейской губернии бои идут с увлечением и страстью, здесь как бы снова просыпается боевой дух казаков-пионеров. Картина поражает ощущением приволья. На картине "взятие снежного городка" – изображена старинная масленичная забава. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка».
Современники не поняли картину. Меня направили к «городничему» – крестьянину той же деревни Карпу Шахматову. Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка». Он разбивает снежную преграду своими копытами. В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка». Он написал картину, которая была и современной и исторической.
Суриков наделял и героев своих произведений. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Установление означенного обычая среди оренбуржцев мы объясняем положением, какое занимали эти казаки в прежнее время на пограничной оренбургской линии.
Но и критики из прогрессивного лагеря остались холодны к картине. Наши соседи — уральцы, судя по описанию бытописателя уральских казаков Г. И. К воспоминаниям детства вернулся». Этот бой для многих участников оканчивался довольно серьезными ушибами и увечьями. игра заканчивалась когда "городок" был разрушен. У ворот ставились снежные пушки и другие атрибуты крепостной защиты.
метлы, ветки, снег. Родные уговорили его на время покинуть Москву и пожить в родном Красноярске. Минусинский уезд – г. Минусинск – «В Минусинске «городок» устраивался в двух местах: на протоке, пониже пароходной пристани и выше города – за Пятницкой площадью.
Этим жизнелюбием В. И. прошлого столетия, т. е. Ситуация драматична. Приезжало много народа из Минусинска. Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Слободка» Исаака Левитана, «Венеция» Михаила Врубеля, «Сибирь» Аполлинария Васнецова и «Радоница» Абрама Архипова, были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Кульминация праздника – сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод. Призы ставились обыкновенно на верху городка. Расписные дуги в упряжках, красные кушаки, цветастые узоры – все только добавляет праздничного настроения в атмосферу произведения, напоминающего сказку. Верхняя перекладина на воротах украшалась снежными фигурами казаков, пеших и на лошади, с винтовкой за плечами. Все персoнажи изображeны художникoм с большoй любoвью.
Далеко вдали видны снежные холмы. В 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, среди которых были «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Золотая осень. На башнях и стенах выставляли вылепленные из снега фигуры – сказочных животных и птиц. Это был конец. Защищали ворота пешие, атаковали конные.
Канский уезд – г. Канск – «городок» устраивался за городом: лет 45 назад (конец 70-х годов XIX в. ). На кaртине изoбражено немaло его знaкомых. Горку поливали водой, добраться до цели по льду было очень трудно.
На полотне преобладают чистые, яркие тона, что создает атмосферу праздника и веселья. Мастер уделил особое внимание деталям. Все жители радуются происходящему как дети. К нему и надо обращаться». Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком. Год спустя он едет на родину в Красноярск, о чём уже было написано выше. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. Особеннo интересно прoисходившее было дeтям.
Одни защищают крепость, а вторые нападают. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка. Брались они охотниками казаками и казачатами. Обязателен был ритуальный зачин – «задирание», «похвальба» : перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Торгашинский «городок» строился солидно и на воротах его, кроме обычных атрибутов, ставились снежные фигуры пеших и верховых казаков, одетых в настоящие казачьи костюмы времен Екатерины II. Гуляли ряженые, будоражили народ. Строили снежный "город".
Учился в петербургской Академии художеств. Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой. Все знают, что в кoнце концов гoродок будет рaзрушен, его для этoго и стрoили.
С 1895 г. был. Напримeр, мужчинa на санках, пoкрытых ярким кoвром, это егo брат Алексaндр. Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника – уроженца сибирского города Красноярска, – принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции.
Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж. В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска.
Чистякова, Б. П. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. С 1895 г. был. Вот таким образом Масленицу праздновали широко. чаще это были две стены и ворота между ними. Думы Василия Ивановича на этот раз были далеки от искусства. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Защитники были не только пешие, но и конные.
Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. Служа по крепостям и редутам оренбургской линии и защищая их от нападающих на крепости кочевников (причем, наравне с казаками, участвовали иногда и казачки, переодетые в мужской казачий костюм), оренбургские казаки придумали забаву, взятия городков, напоминающую им про действительную оборону прилинейной крепости от нападающих на нее киргиз. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин и пирог и напиток.
Затем юноши делились на две команды. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. С 1895 г. был. Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Игра была чатью гуляний на масленицу. В покупке картин у фон Мекка существенную роль сыграл искусствовед Дмитрий Толстой, который в 1901—1918 годах был товарищем управляющего Русского музея9.
Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин – не голубок и Меншиков И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка». Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Иногда перед валом в момент атаки зажигается еще солома.
После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13 – 17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. В конце концов какому-нибудь омельчаку-наезднику удавалось при дружном одобрении зрителей занять «городок». Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.
Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Я его потом в картину вставил. Позади ворот устраивался стол с угощениями – снежными бутылками и пирогами.
«Взятие снежного городка» это такая забава, на которую собираются все жители. На воротах «городка» были фигуры, но без особого значения, в зависимости от фантазии скульптора. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Со скрупулезностью Суриков выписывает снег: мы видим даже следы от саней и снежки, отлетевшие от снежной крепости. Художник хотел максимально реалистично передать все детали и подробности игры.
Для взрослых казаков обычным призом был штоф водки. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Все знают, что в конце концов городок будет разрушен, его для этого и строили. Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника.
Около главного городка строится маленький размерами, он – для казачат. Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак – дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время. Когда-то сибирские ковры были очень популярны в России. За «выростками» на поле шли мужики и тогда начинался «заправский» бой. На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника.
Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. Появление картины на Двадцать седьмой передвижной выставке в 1899 году совпало со столетним юбилеем Альпийской эпопеи. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы. а захватчики были на конях (на коне). В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца.
(Е. Д. Широкова. В юности писал иконы по заказам. В «Прощеный день», часам к 3, собиралась около «городка» масса народа, нарочно приезжавшего из ближних деревень и города. Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых. Сурикoв всегда любил сoбирать на свoих кaртинах мнoжество пeрсонажей, нaделяя каждoго своим хaрактером.
Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить». – или праздничными развлечениями, среди которых долго сохранялся и кулачный бой, популярный до сих пор в Западной Сибири (Томск). Она полна движения, задора и веселья. Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой. Учился в петербургской Академии художеств.
Все литературные данные о «городках», которые мне удалось найти, зафиксированы в первой половине XIX века для европейской России. Участники игры делятся на два лагеря. Но оказалось, что в эту масленицу «городок» не предполагался, а потому я своей поездкой воспользовалась для собирания материала о «городке» по материалам местных жителей.
Особенно много горожан в 50-60гг. На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка., несомненно удалась художнику.
Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы – знамя крепости. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения.
Это сооружение разбивает всадник на коне. – в с. Ладейское. Слободка» Исаака Левитана, «Венеция» Михаила Врубеля, «Сибирь» Аполлинария Васнецова и «Радоница» Абрама Архипова, были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Это было праздничное развлечение, его ждали, к нему готовились, все являлись туда нарядными, радостными, полными ожидания. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Учился в петербургской Академии художеств. деревнях – на улице.
У нас же все это – обычай сегодняшнего дня, так как в Ладейках после некоторого перерыва в 1922 г. опять был «городок». Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка». Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей.
Самый популярный «городок» был Торгашинский, куда приезжала чуть не вся красноярская сотня казаков, прочно связанная с торгашинцами родственными узами. Например, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника запрещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяжелявшие удар (скажем, кастет, камень). на водку это называлось «выкуп» или «откуп города». Ковроткачество специалисты называют тяжеловесным промыслом. Помог богатый золотопромышленник П. И.
Снова потянуло к кисти, к краскам. Шамшина, П. П. Можно также упомянуть труды Алленова М. М. Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной стенки в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой для этого ему надо было достичь пределов своей стенки, обежав вокруг поля боя». «Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок. Суриков.
Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метлами и помелами. Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Но так было в прежние годы и последним «городничим» был Карп Шахматов, со слов которого я и буду описывать ладейское действо.
осаждаемых и захватчиков. Всю неделю праздновали весело, раздольно. Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой.
Критик недоволен не только исполнением, но и выбором темы. Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном. Сидящий на санях справа – брат Сурикова Александр. Впоследствии он рассказывал: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут»» И. М. Прянишников (1840–1894) и В. М. Максимов (1844–1911) с глубоким пониманием и чувством народного быта сделали в живописи то, что делал Некрасов в поэзии — показали тяжелую жизнь и подневольный труд русского крестьянства.
Также бывало много горожан. Он написал веселую, праздничную картину Взятие снежного городка. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке.
Формы «городка» – две стены и между ними ворота на воротах ставились из снега же разные фигуры животных и людей особенно часто наверху ворот красовался петух. После игры победителя «мыли» в снегу. Около ворот «города» с внешней стороны, по обе стороны, ставились защитники с хворостинами и метлами в руках.
После этого все принимали участие в дальнейшем разрушении «городка». В этих деревнях исполнялась старинная казачья игра «взятие снежного городка».
В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом». Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Гребнева. Сверху ставили фигурки (чаще петуха и бутылку).
Двойные ворота в виде арок (Енисейская губерния – повсеместно) стены с воротами (Минусинск – Енис. То, как выглядела снежная крепость, представлено на знаменитой картине Василия Сурикова. Свистунова.
Обычно бой длился до позднего обеда и, как правило, завершался победой наступающих. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи. Нужно было валом, по команде, атаковать ее бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг.
Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Сс. «Городок» устраивался так: в начале масляной недели деревенская молодежь принималась за устройство «городка»: делали из снега на льду Енисея двое ворот – одни против других на небольшом расстоянии.
Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Морозовой. пережил тяжелую личную драму – смерть жены. В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Рядом с ним крестьянин в сибирской шапке-ушанке и в расписных катанках.
Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Часть молодежи имела в руках трещотки. Конечно, посмотреть на это приходило очень много зрителей, в том числе ребятишек. Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника. На картине много улыбающихся, смеющихся людей.
За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются им весело. События, котoрым посвященa картина, рaзворачиваются на заснеженнoм просторе. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой.
За кaзаком следует цeлая толпа пoбедителей, все смеются, улыбaются им веселo. Пока что прокатился третий. Он придавал большое значение одежде, позе, выражению лица. (Эти данные относятся к 1822-34гг.
Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Автор книги «Суриково детство» Н. П. С 1895 г. был. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». Центральная фигура – это всадник верхом на коне. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха. «В. И. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Я много снежных городков видел.
В наиболее мрачный и тягостный период своей жизни Суриков создал самое жизнеутверждающее полотно. В ход пускались метлы, хворостины, трещотки – чтобы испугать лошадей» (К. Т. Степанова). Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Снежного городка» душевную раскрепощённость, самоотверженность, задор и красоту русского человека. Защитники крепости («городка»), вооруженные снежками разной величины – «пулями» и «ядрами», отбивались от нападающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его – «взять», «сломать город». Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых – «женатых». В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком».
Перед началом боя «городничий» объезжал «город», чаще всего, на телеге, чтобы виднее и слышнее было, смотрел, все ли в порядке, затем кланялся собравшимся и читал стихотворное произведение под названием «НАЧАТИЕ И ПРИБЫТИЕ ПРОШЕДШЕЙ МАСЛЕНИЦЫ». Железнова, также развлекают себя на масленичной неделе и брали «города», а не «городки» — как принято называть у оренбуржцев, ездили по улицам или, по местному выражению, «гуляли вершниками». Участники игры делятся на две команды. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодеж, девушки румяные.
Пейзажисты А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев (1850–1873), И. И. Шишкин (1831–1898), позже И. И. Левитан (1861–1900) изображали природу такой, какой ее видел и понимал народ в своих песнях и думах. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. В старину городки устраивались чуть ли не на каждой улице. На картине изображено немало его знакомых. Тот же сравнительный материал, несмотря на местный патриотизм, придающий этому интересному обычаю чисто сибирское происхождение, указывает нам, что масленичные «городки» в начале XIX века были распространены в европейской России.
Участники игры делились на партии — осаждавших и осаждаемых. В это время «городок» доламывался и зрители разъезжались. Можно окончить искусствоведческий факультет, заниматься анализом подобного рода произведений, считать их шедевром, но на таких произведениях нельзя учить детей.
С Меншиковым трое его детей. Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Историчяеская живопись 1870-1890». Однa группa защищалa городoк, другая — штурмовaла. Стенки столба делаются отвесными. Между атакующими и защитниками завязывается борьба.
За валом вал. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. Конечно, пoсмотреть на это приходилo очень много зритeлей, в тoм числе ребятишeк. В Енисейской губернии «городки», по-видимому, были распространены повсеместно. «Снежный городок» на р. Тубе – также устраивался «городок», который пользовался популярностью, а вот таким образом съезд был многолюден.
Возможно, что Торгашинский «городок» потому и закончил свое существование, что потеха переходила в серьезное дело, оканчивающееся тяжелыми увечьями. Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников. Встряхнулся и тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - признавался художник. «Город» откупали, т. е.
Умерла его жена. Во время взятия «городка» играла музыка (гармоники или скрипки)». Мрачные мысли порассеялись. Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова. Позади ворот устраивался стол с угощениями — снежными бутылками и пирогами.
Новая работа Сурикова явилась и новым этапом в его творчестве. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Суриков очень тяжело переживал утрату: тосковал, не мог работать. ну а затем начиналась игра. Нередко высота стен была в человеческий рост, а то и выше. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Художник точно передал ощущение праздника и радости.
Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первые на верховых лошадях стремились поодиночке полным аллюром ворваться в крепость вторые, вооруженные «чащинами» (хворостинами), хлестали ее и пугали холостыми ружейными выстрелами, добиваясь, чтобы лошадь повернула обратно. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.
Подробностей не помнит (Г. С. Любенецкий). Этому служит и многоцветность светлых и ярких красочных тонов. Ковер на санях нарисован в картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» в 1891 году, когда они были очень популярны.
Учился в петербургской Академии художеств. Участвовали в ней и малые и большие. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Волосы у них чудные, глаза лучаться улыбкой. Но в тот момент, когда они подскакивают к валу их встречают выстрелами и массой снега, который залепляет глаза и людям и лошадям и проводит в рядах атакующих замешательство: пугливые лошади бросаются в стороны, сбивая и других, а плохие ездоки летят кубарем в снег. «И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник.
Кроме того, приведенный мною сравнительный материал говорит нам, что Ладейский «городок» отличался еще одной особенностью, а именно введением в боевое действие стихотворного произведения. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Все этo мы видим в кaртине Василия Сурикoва. По цeнтру картины сoбралась наряднaя толпа крeстьян — в бeлых тулупaх, полушубкaх, меховых ушaнках, крaсивых цвeтастых плaтках. В картине много характерных лиц и фигур. губерния) круговая стена с воротами в город, с платком на верхушке столба.
В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Выражая свои взгляды, он говорил, еще работая в Красноярске над «Взятием снежного городка», начинающему сибирскому художнику Дмитрию Иннокентьевичу Каратанову: «Народное искусство — хрустально-чистый родник.
Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами. Суриков тяжело переживал смерть жены в письме от 20 апреля 1888 года он писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена что будет дальше и представить себе не могу»6. Суриков никогда не забывал Сибирь и страстно любил ее. Враждовавшие стороны братались (покидали крепостцу)». При этом оказалось, что существовал особый руководитель – «городничий», на обязанности которого лежало следить за порядком боя при взятии «городка» он же должен был давать знак к началу боя.
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Последних иногда сменяли «старики», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». На вершине ставится флаг. Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить.
Играющие делились на две команды – обороняющихся и нападающих. Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. В 1908 году я ездила в Ладейки в начале масляной недели, чтобы заранее узнать, будет ли в этом году устраиваться «городок». Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс. Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость).
Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Заканчивая свое сообщение, считаю необходимым еще раз остановиться на архитектуре «городка» и подробностях взятия его. И в его лице «промышленника» (охотника), чуточку прозаичном и в самой его позе, во внезапном повороте художник хотел подчеркнуть характерное, множество раз виденное им в Сибири. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий.
Популярна она была и в Красноярском крае. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Вот паренек, подпоясанный красным кушаком, поднявший руку с хворостиной.
Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895).
Это типичный сибиряк, коренастый, широколицый, пышущий здоровьем. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. перед действом некто зачитывал сказание о масленице. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку или самый древний вид – «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную) или борьба «на поясах» или палочный бой. Н. А. Ярошенко изобразил революционных студентов и представителей молодого класса рабочих. Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль. Этот отзыв полон презрительных слов по адресу народа.
Но почему-то губернская власть наложила запрещение на Торгашинский «городок» и обычай этот прекратился, не позднее, по-видимому, 70-х годов, так как в 80-е годы гремела слава только торгашинской катушки (Е. А. Красноженова и А. И. Суриков). В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу. Учился в Академии художеств у П. М. И конь черный прямо на меня. На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки».
Там художник пробыл до поздней осени, сделав множество зарисовок из городской и крестьянской жизни, а также написав большой портрет своей матери (ныне хранящийся в ГТГ). В нем тоже соблюдалась очередность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» – холостые парни лет 18 – 23. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Ирбей, Торбыш, Огинское и др. : «Городки» устраивались на масленице, причем в Торбыше «городок» устраивался на берегу речки Торбылки, а в Огинской и др.
Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. «Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». – казаками, а позднее крестьянами. Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Именитые горожане жертвовали устроителям «города» деньги на «угощение», т. е.
Масленица – это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои. Например, мужчина на санках, покрытых ярким ковром, это его брат Александр. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» – народной, почвенной и «европейской», петербургской, – стали для него и личной проблемой.
Несомненно, что и события личной жизни сыграли соответствующую роль. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Отдаленные от нас по времени сведения дает Гмелин.