Прощальной его работой стала «Вывеска лавки Жерсена». Вывеска лавки Жерсена стала последним произведением художника и, по его собственному признанию, единственным, польстившим его самолюбие. В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку и Жерсена и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Громадное вам спасибо за лекцию. Картина совсем маленькая и не заметить это прелестное создание (то есть собачку), снова оказавшееся на переднем плане, просто невозможно. Здесь царят здоровые нравственные устои. 130 x 192 см. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников.
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Алина и Василий. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. В том, что собачка расположилась у входа в лавку, нет ничего необычного.
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. за музыку. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
1710. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж).
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцатькомм. Честно признаюсь, в этом случае она бы утратила в моих глазах часть своего неотразимого обаяния. Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Как пишут о его заслугах. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. 13.
Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. И вот не знаю, то ли малые дозы, то ли личность расказчика (Ваша), то ли моя природная любознательность заставляет меня постоянно углубляться в рассмотрение картин, о многих из которых раньше и не слышала. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
Та же собачка замечена в другой картине Ватто – «Суд Париса», где она представлена в зеркальном повороте, но ее облик и характерная, очень уютная поза те же, что и в «Лавке Жерсена» – вполне узнаваемы. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.
Но картина удалась сегодня она считается лучшей работой художника, его "лебединой песней". Чуть заметно шуршит её праздничное платье. Здоровье Ватто ухудшалось.
16. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Шарден не получил академического образования. Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации. Две «посторонние» собаки на переднем плане – прелестная ироническая нотка, которая разбавляет бравурный пафос пышной церемонии. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше.
Ватто писал взахлеб. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. 11.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Первый раз я запомнила эту маленькую собачку с длинной мордочкой и человечьими глазами в картине Антуана Ватто «Лавка Жерсена». 1733 г., Париж, Лувр). 9. Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет.
Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога.
31 августа был оглашен результат, согласно которому первую премию и право на длительную поездку в Рим Ватто не получил, его картина получила второе местокомм. Берлин.
Для меня сейчас это задача номер один в жизни. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу.
Центральная тема Шардена — натюрморт. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. При посредничестве Сируакомм. 15.
Весной Ватто стало хуже. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770). Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. 2. В ней размещается известное произведение Ватто, написанное в 1717 году, – Le gamma de lamour.
В Валансьене он знакомится с Антуаном де Лароком, офицером эскадрона королевской конной жандармерии, долечивавшимся после тяжелого ранения. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. светящихся тканях. Украшающих картину. Не случайно женскую фигуру в светлом платье (со спины, в левой части вывески) он использует и в других картинах. Разделение картин на две самостоятельные части, тоже его приём, характерный для театрального художника (на сцене действующие лица группировались слева и справа)Даже Прибытие на остров Киферу как бы делится длинной тростью кавалера на левую. светлую часть, где (с мачтой в центре) стоят две группы людей и правую. в тени дерева (подгулявшую компанию). Я дилетант, ничего не смыслю в живописи, просто высказываю мысли вслух, обычного зеваки из музея. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Третья пара стоит. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Если в других картинах цикла «Жизнь Марии Медичи» боги Олимпа естественно соседствуют с реальными персонажами, то в «Коронации» только две аллегорические фигуры – Изобилие и Победа с пальмовой ветвью в руке, осыпающие новую королеву плодами и золотом. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. В «Суде Париса» собака по сюжету не предполагается, а место ее в композиции весьма неожиданно: она втиснулась в картину прямо у ног победительницы, прекрасной Афродиты и сделавшего свой выбор Париса.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Это было последнее временное улучшение. Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах.
Почти в самом центре – мужчина в ренессансном берете играющий на лютне. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку.
Речь идет о тринадцатой композиции знаменитого цикла – «Коронации Марии Медичи», посвященной событию большого политического значения в жизни героини. Копии не дают верного впечатления о цвете. :в одной- розовый. Жерсена. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. С этим связаны разного рода ритуалы вхождения и ухода, так или иначе акцентирующие значение границы. Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. Герман. Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось и на престол взошёл его сын. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
7. В скромных жилищах ремесленников художник находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов. Речь, конечно, не о любви к женщине (и тем более к собакам) – мы имеем в виду роман художественного свойства, знак глубокого восхищения Ватто другим великим художником, который был его учителем, хотя и жил на столетие раньше, а именно Петером Паулем Рубенсом. Приглянувшаяся ему собачка из рубенсовской «Коронации» обрела новое пристанище у порога «Лавки Жерсена», став частью неповторимой иконографии французского мастера. Франция.
Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п. Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку. Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой. Мелодия, которую исполняет лютнист, явно посвящена его партнерше играющей на гитаре.
А. С. Пушкина)13.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Правда, на фоне длинного «пустого» пространства переднего плана она привлекает неожиданно пристальное внимание, а учитывая то, что в этой картине Ватто каждая деталь продумана, можно предположить, что собачка пристроилась здесь совсем не случайно. Таким образом искусство Ватто, с самого начала не имевшее непосредственных продолжателей, не оказало существенного влияния на более позднюю живопись Франции. Отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. И почти все дома в нём выстроены заново.
Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. А из всех произведений Рубенса внимание Ватто больше всего привлекала знаменитая серия картин «Жизнь Марии Медичи», написанная фламандским мастером в 1620 – 1622 годах для Люксембургского дворца, где Ватто в начале своей парижской жизни подвизался в качестве помощника при художнике-декораторе К. Одране III (в настоящее время серия «Жизнь Марии Медичи» хранится в Лувре). Работа с натуры была основой его творчества. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа3. В совсем ином контексте появляется знакомая нам собачка в композиции Ватто «Прелести жизни» из коллекции Уоллес в Лондоне.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Столько материала, по ссылкам интересного. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Натюрморт Шардена — мир домашних вещей, ставших частью сферы чувств и мыслей.
В одном из них он и заметил уютно свернувшуюся в клубок собачку. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Современники не просто ценили картины Ватто.
Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности и вот таким образом оно отмечено печатью меланхолической грусти. В ней столько спокойной грации, тишины и одухотворённости, что всё происходящее с ней и вокруг неё преисполнено особой важности и таинственности. за репродукции. Вот бы увидеть картины в подлинниках. В 20—30-е гг.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». В отличие от большинства картин серии «Коронация» фиксирует реальное событие, а ее действие разворачивается в реальном интерьере – церкви Сен-Дени в Париже. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена».
Он покинул дом Жерсена. В биографии героини было немало сомнительных моментов – угроза тюрьмы по подозрению в убийстве мужа, разрыв с сыном и изгнание из Парижа, что не помешало великому художнику превратить «Жизнь Марии Медичи» в блистательный апофеоз. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Холст, масло.
Буше. В этом и особенность этого художника. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. «По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, – повествует Жерсен, – Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. С удовольствием прочитала. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг.
в другой жёлтый, в третьей- сиреневый. А художник большой акцент делает на атласных. Рококо. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени.
Художник предан ей, ведь только ему она поведала свои тайны. Дворец Шарлоттенбург. (Когда её купили, то разрезали пополам. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4.
ГМИИ им. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Несмотря на то, что все это очень далеко от моих жизненных ценностей и профессионального интереса, я с удовольствием читаю.
Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Как давно подсчитали умные искусствоведы из огромного графического наследия Ватто (более тысячи ста рисунков) около двадцати процентов составляют копии с работ других художников, причем особенно многочисленны и разнообразны копии с Рубенса (около сорока рисунков). 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. В Англии картины Ватто имели большой успех, однако лечение не дало заметных результатов, лондонский климат лишь обострил его тяжелое состояние30.