Продолжали обучение в средних школах, преимущественно в Константинополе. Из-за противодействия церкви не был проведен в жизнь новый календарь Никифора Григора (1236-1360). Этот период характеризуется общекультурным кризисом. Иными словами, всякая попытка изобразить Христа влечет за собой еретические заблуждения.
Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века – времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IXв.
Разумеется, художник польстил императору и постарался скрыть его отрицательные черты. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники. В V-VII вв. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни.
На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики. Конец Византийской империи. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа. Византию можно назвать вторым Римом, т. к.
При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» — обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много.
Каждая из них, выражается в специфических условиях жизни (географических исторических, технологических, бытовых и т. д. ), разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. Школы были как государственными, так и частными. Территория Византии и особенности экономики.
Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Главные сюжеты икон основаны на Евангелии изображали Богоматерь, Христа, святых. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Купол опирается на 40 радиальных арок. Скульптура изображает человека властного, хотя и не – жестокого исполненного энергии и сознания своей силы.
значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры. Физической преемственности между древними и средневековыми народами вообще не было. В XI-XII вв. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т. е. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ). Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле.
Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532---537 гг. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв. ). Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии.
По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Книжная миниатюра являлась важной отраслью византийского искусства. Византийская эстетика развивая на основе всей духовной культуры Византии. При этом внутри он кажется поистине необъятным. В VIII—IX вв.
В архитектуре и живописи св. Через 20 лет после торжественного освящения св. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством. Рядом на стене император Иоанн Комнин (1118—1143), его супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава и их сын Алексей.
В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Это делает пространство красочным и светлым, но наибольший интерес представляют мозаики. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий. В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи). Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Византийские зодчие достигли в этом. соборе гармонии внешнего вида и внутреннего убранства. Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства.
К их числу относится рукопись «Слов» Иоанна Златоуста, выполненная для императора Никифора Вотаниата (1078—1081). Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. На одной из них, находящейся в люнете над входом из нарфика в храм изображен император Лев VI (886—912), преклонивший колена перед стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образы Марии и Ангела.
Константинополь — центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и средоточие православного мира. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741).
До нас дошла только церковная музыка. Император назывался святым, сыном Бо-жиим, владыкою всех христиан его почитание выражалось в поклонении (наклонении головы до самой земли), в целовании руки, в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетах).
Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Византия расположена на европейской стороне Босфора.
В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. Феодора, там же имеющую всего один купол и на несколько церквей в Салониках: Пресв.
Среди них выделяется рукопись сочинений Монаха Якова (XII в. ) с прекрасными миниатюрами. до н. э. Первоначально В. являлась мегарской колонией. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями она представляется как ценнейшая златотканая парча, как прекрасной работы миниатюра, украшающая заглавный лист какой-то древней церковной книги, как несказанной красоты мозаика в абсиде древнего храма, как замысловатая мелодия древнецерковной молитвы (архимандрит Киприан Керн). Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок изречений, высказываний «отцов Церкви» известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.
Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Высокого уровня достигает в Византии иконопись. Высокого уровня достигает в Византии иконопись. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности иные пути развития. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. Живой ритм фигур проникнут радостным мироощущением. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Было запрещено проведение олимпийских игр.
Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию – их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены. Литературная жизнь в этотпереживает оживление. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Компиляция (в соответствии с девизо Дамаскина Не люблю ничего своего) на основе аристотелевской логики представляла основной метод его работы.
Недаром историки той эпохи Прокопий, Агафий, Евагрий и поэт Павел Силенциарий писали о нем с глубочайшим удивлением и восторгом, в один голос называя его «чудом и славой века». Вот таким образом в XII-XIV вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом.
В IV-V в. в. Складывается символическое значение цвета. В идейном, стилистическом и сюжетном плане она прошла те же этапы развития, что и монументальная живопись и иконопись. Еще более возросла роль церкви.
Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик -- предшественниц Софии -- от древнехристианских базилик Рима -- этих первых наземных храмов христиан в западной столице империи после официального признания новой религии. Такой план похож на римские языческие храмы, например, Пантеон. Сохранение книг и переписка новых кодексов были заботой в первую очередь государства. Смысл сцены – преклонение власти земной перед властью небесной. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).
Оплотом иконоборцев стали восточные провинции империи, Малая Азия и Армения. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. – период Македонского Возрождения.
Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. От этого периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Время Ираклия (610— 641) граничит с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины.
Она еще прекрасна, но молодость уже уходит. также ставшие средоточием византийского художественного стиля. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства.
Далее следует бронзовая колоссальная статуя императора Маркиана (450-457) из Барлетто (Южная Италия). О светской архитектуре X—XII вв.
Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. свидетельствуют об очень высоком художественном мастерстве их создателей. Рядом с ним портрет императора Феодосия II (408-450) – это человек средних лет, худое усталое лицо, па котором лежит отпечаток многолетних трудов и забот исполнено спокойной силы и мудрости.
Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. Удар по почитанию икон означал разрыв с ортодоксальной церковью.
Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Церковь Сан-Витале представляет собой равносторонний восьмиугольник. Натиски внешних врагов бесконечны: IV в, — готы, V в. — гунны, вандалы, VI в. — славяне, начиная с VII в. — арабы, персы, авары, половцы, печенеги, болгары, турки-сельджуки, турки-османы, западные христиане (латиняне). Ранневизантийская культура развивается в период с IV в. по первую половину VII в. С именем Константина Великого (327-337) связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, начало византийской культуры. лириком этого периода был Роман Сладкопевец.
Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы: В Византии была языковая общность (основным языком был греческий) В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия) В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. Ее сменяет плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска икона). Для воссоздания живых характеров придворной знати, окружавшей византийских василевсов, огромный интерес представляют скульптурные портреты высших чиновников империи: портрет старого чиновника с умным. талом, умудренного большим и нелегким жизненным опытом (Стамбул, Археологический музей, V в. ), портреты хитрого и жестокого временщика Евтропия (V в. ) и энергичного, волевого пожилого чиновника (VI в. ) Оба хранятся в музее в Вене). Культура Византии не имеет восходящей линии развития.
Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д. ). Третий же период (XII-XIV вв. ) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи.
Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной— притвор (нартекс). К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Екатерины на Синае.
Непревзойденный образец монументального искусства Византии мозаика Софии Константинопольской (середина IХ в). На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику.
Именно в таком ключе построен храм св. Библиотеки имелись и при Константинопольской высшей школе, при патриархии, у частных лиц. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени.
К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в. ), кую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Для письма применялись тростниковые перья или перья птиц. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в. ), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет.
Это огромный пятинефный храм, над которым возвышается купол, покоящийся на низком барабане. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм – коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»). Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле.
Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий – по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Никогда гений Рима и Востока не соединялся в более поразительном и гармоничном единстве. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана (285-305), сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.
Константинополь – Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати. Впрочем, последующие византийские зодчие не довольствовались простым копированием св. – несторианская, монофиситская и монофелитская – решительно отвергали почитание икон.
В таком виде св. Особенно интенсивно шло строительство церквей в Константинополе. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды.
София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и обезобразив её наружность разными пристройками. Голова императора высечена из порфира и дышит мощью. – период консерватизма. В живописи VI-VII вв.
Храмы строились во многих других городах страны. Широко начали применять облицовки фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративное чередование слоев красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов. Византия унаследовала от античности особую любовь к книге.
Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св.
Широкое распространение получили гимны – религиозно-философская лирика. Византийская империя прекратила свое существование. Прекрасное лицо Марии дышит мягкой женственностью и мудрым спокойствием.
Храм св. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Ярким представителем именно этого направления был Михаил Пселл. Никаких следов того другого, злобного и лживого, правителя обнаружить здесь невозможно. Порфировые тетрархиЧетыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко.
Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем.
В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В этом искусстве уже намечаются отдельные направления и школы.
Роль городов и населения.
Иконоборческие дискуссии изображены с позиций победивших иконопочитателей. Это определило изощренное ремесло дипломатии Византии и высокую степень военного искусства. Однако чувства, владеющие императором здесь, уже иные, чем на мозаиках в Сан-Витале.
Она до сих пор восхищает зрителей. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору.
Питаемые политической доктриной божественности императорской власти и избранности Византийской империи, возродились с невиданной силой традиции римского триумфального монументализма. Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы. Стоит заметить, что она занимает достойное место в мировой культуре. Именно в таком ключе построен храм св.
Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное чувство подданных империи: утверждались дух смирения перед превратностями мира сего, безропотного подчинения духовным пастырям, безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Ведущее место занимало богословие. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора). После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено.
Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии и Египта. Цвет создавал абсолютно новый художественный облик храмов. X-XII вв.
Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т. д. Софии в Константинополе (XII в. ). Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. Виталия.
Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска) икона, книжная миниатюра. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Следует подчеркнуть, что в м жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Софии в Константинополе.
Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Софии в Константинополе. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и одновременно обладающего силой массового и ин дивидуального психологического воздействия и включило се в свой культурный ритуал. Поэт Корипп называет св. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. Его декор не перегружен деталями, но одновременно и достаточно наряден.
Особенно ярко эти новые черты архитектурного стиля проявились в небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в. ). Вследствие этого в Византии не могло возникнуть, не существовало феномена самозванства ибо на престоле был всегда тот, кто угоден Богу. В V-VII вв. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе.
В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. в искусстве господствует пышная декоративность.
Чернила изготовляли из смеси сажи и камеди или сока различных растений. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Христианская церковь прозвала его Отступником.
Этот жизненный образ помогает воссоздать картину театральных представлений эпохи. Отличие заключается в прибавлении купола. После победы над иконоборцами в Византии вновь утвердились идеи антропоморфизма. Илии, св.
Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г. ) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями — Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи). Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т. е. Виталия (Сан-Витале) в Равенне, храм св. Особенно впечатляет многофигурная миниатюра «Вознесение Христа». Софии занимает почетное место среди художественных памятников всех времен и народов.
Однако это умиротворение оказалось лишь временным. Бросается в глаза сюжетное и стилистическое сходство мозаик Большого императорского дворца в Константинополе и мозаик полов общественных зданий и богатых вилл Антиохии (IV—V вв. ). Литература.
Императрицы обе красивы и изящны. Сохранившиеся немногие памятники живописи VIII-IX вв. Средневековый художественный реализм онтологичен ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. Еще более возросла роль церкви.
Самое выдающееся произведение Фотия – его "Библиотека" или "Многокнижие" (880 глав). Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным великолепием. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда— название этого архитектурного элемента). В Греции с особой силой проявлялись устойчивые традиции античного и ранневизантийского зодчества.
началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян.
Это ядовитый живописный памфлет, направленный против вождей иконоборцев – императора Льва V (813—820), патриарха-иконо борца Иоанна Грамматика и идеолога иконоборческого движения писателя Игнатия. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры. Потир (литургический сосуд используемый для освящения вина и принятия причастия) – одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году. Нет и тени самодовольства, любезности, торжества победителя.
Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Новые тенденции проявились и в изменении социального содержания архитектуры.
От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.
Здесь же было создано высшее медицинское училище. Будущее империи оказалось навсегда граничит с Востоком. Светская музыка была пышного стиля.
При всем своем преклонении перед античными мыслителями и при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным (артистическим) философом, умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания оккультных наук. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в. ) император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.
В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г., Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. 285-337).
Софии стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры). IV-VII вв. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920 – 944), взошедший на престол после Льва VI (886 – 912). Впечатляет и другая византийская икона XII в. – Григорий Чудотворец, хранящаяся в Эрмитаже (Ленинград). Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова.
Воплощение поразительного сочетания духовной и телесной красоты, мудрой сосредоточенности и радостной открытости, этот портрет философа — как бы знамение эпохи цвета философской мысли (Афины, Музей Акрополя), живым свидетельством почетного места, которое занимала в культурной жизни общества поэты, являлся диптих 530—550 гг. Еще в IV—V вв. Официально переименован в Стамбул в 1930 г. I-III вв. Церковь являлась единственным главным критиком.
Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Кризис феодализма усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Преобладает: пурпурный, красный, белый, черный, зелёный. Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала определенный подъем : этого требовали насущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества.
Своё название она получила от зала Магнавра в императорском дворце, где располагалась. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. — 29 мая 1453)г.
Средиземное море было внутренним озером Византии. Непосредственно к Триконху примыкал перистиль, названный Сигмой, поскольку он имел форму греческой буквы сигма (2). По й системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками.
Софии были заложены основы нового художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства. Земной мир трактовался как отражение и подобие небесных сфер.
Она является как бы иллюстрацией к «Лествице» Иоанна Лествичника она показывает восхождение к небесам монахов по лестнице нравственного самоусовершенствования и духовных подвигов: отступившихся монахов нечистая сила тянет в од, что придает иконе известную наивность и фантастичность, несмотря на реалистические черты в изображении фигур и лиц, на правильные их пропорции, восходящие к эллинистическим традициям. Византия и соседи.
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. В XI-XII вв. Наиболее известны изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитой. господствует смешанный минускул, соединявший красоту и элегантность с практичностью.
– исихазма. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Появляется ряд философов-неоплатоников – Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит.
Империя слабела. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр.
В короткий срок был создан целый комплекс великолепных зданий, среди которых выделялся причудливой архитектурой тронный зал или Триконх, украшенный тремя апсидами (конхами) и богато отделанный мозаиками и разноцветными мраморами колонн. после победы иконопочитания.
Фотий был высокообразованным человеком, а его дом – ученым салоном. Образование. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. В отличие от римлян (и романизированных народов), самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы- эллинизированные народы половины империи —в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли ххристианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. В 410 г. Рим был взят готами, воглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула.
Влияние церкви. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. Особое место в византийской цивилизации занимала музыка. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В это время окончательно складываются основные принципы византийской эстетики.
В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala doro (золотой алтарь). Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся к достижению большего единства.
Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики. 675 г. – до 753 г. ) – выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Софии возникли церкви того же типа, но не похожие на неё во многих отношениях.
Старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. Становление крестово-купольной архитектуры было длительным и сложным процессом. Этапы развития государства. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Прежде всего к ним следует отнести «открытость» византийской культуры многообразным культурным влияниям, получаемым как извне, от соседних стран и народов, так и изнутри из культуры полиэтнического населения империи.
Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. Литература. материалы.
В живописи сохранились изображения книг в виде свитков и кодексов, а также пера-калама. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6м длины и 68, 4м ширины), образующий три корабля: средний— широкий, боковые— более узкие. Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Появление нового стиля было граничит с расцветом городов, усилением общественной роли церкви изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.
Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков. Византия стала достойной наследницей античной культуры. Однако внутри он кажется поистине необъятным.
Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи. Территория империи сократилась втрое. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Его земельные владения были огромны. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. В схеме периодизации культурно-исторического процесса культура Западноевропейского Средневековья обозначает эпоху между древностью и новым временем.
Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке.
Его авторами будут зодчие Анфимий и Исидор. Инкрустации из разноцветного мрамора украшают пол и стены во многих местах. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец».
Георгий Плифон (1335-1452) ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана.
– ранневизантийский период. Их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. Эти категории помогают освещению глобальных проблем духовной культуры и искусства. Для характеристики идейной и культурной жизни Византии весьма показательно воплощение в художественном творчестве, в частности в пластике, впечатляющих образов представителей светской интеллигенции той эпохи.
зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. navis – «корабль») – вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов.
Странствовали певцы музыканты. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. В замечательном памятнике середины IX в. – греческой псалтири известной но имени ее владельца под названием Хлудовской и хранящейся ныне в собрании рукописей Государственного Исторического музея в Москве, некоторые миниатюры являются прямой иллюстрацией к событиям ожесточенной борьбы иконоборцев и иконопочитателей.
При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю. Византийское письмо было более унифицировано, чем на Западе. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон.
Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г.
Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи : он подверг острой критике врагов правоверия (несториан, манихеев иконоборцев) и ситематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Так, один из константинопольских дворцов – Вриас был построен по плану дворцов Багдада. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. К ним относятся два великолепных памятника – мозаики храма Скалы (мечеть Омара) в Иерусалиме (691—692) и мечеть Омейядов в Дамаске (705—715). X-XII века – период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры – были ознаменованы также расцветом прикладного искусства (или искусства малых форм): ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей.
Прежде всего это целая галерея императоров – от Константина до Ираклия. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. VIII-начало IX вв.
Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) – самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени.
Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. За Константином следует Аркадий (395—408) его облик резко контрастирует с изображением Константина. В IV-V вв. Его сооружали в 532-537 гг. Стоит отметить, что особого выделения заслуживает прежде всего мозаика.
Византия стала достойной наследницей античной культуры. Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Изобразительное искусство и архитектура. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. В IV-V вв.
Главные формы живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фрески) иконы, книжные миниатюры. Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Антиохия, Никея.
Царская власть длительное время передавалась по наследству.
Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. На смену античному представлению о героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо – ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека.
К началу V в. здесь проживало 150 тыс. как в самой Византии, так и за ее пределами. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом.
Апостолов, св. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I. Были развиты резное дело, обработка металлов из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения. Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. История признала Константина Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Подобное же совместное сосуществование двух течений в изобразительном искусстве встречается и в столице Македонии Фессалонике (Солуни). В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
При иконоборцах в куполе храма находилось огромное изображение креста. Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально- поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой.
Константинополь был захвачен крестоносцами империя вновь распалась на части. Все ереси IV-VII вв. Равенна, Фессалоники.
Фронта в Перигё. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возможности для человека реального единения с божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и умной молитвы. Основана в 658г. Другой жемчужиной искусства столичных миниатюристов является датируемая 1072 г. рукопись Нового Завета, созданная для императора Михаила II Дуки (Библиотека Московского университета). Марка. На одной из миниатюр изображен сам Никифор Вотаниат в пышном императорском облачении, в лице его проступают восточные (армянские) черты, что говорит о портретном сходстве, схваченном художником.
На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Необычайный расцвет Константинополя – этого «палладиума искусств и наук» – способствовал сохранению светской культуры, а культ империи и императора давали импульсы ее развитию. Храм монастыря Дафни близ Афин (конец XI в. ) меньше, чем собор Хосиос-Лукас, по, быть может именно это придает ему особую цельность и гармонию. Центром дворца со второй половины VI в. стала тронная «Золотая» зала – Хрисотриклиний, где происходили торжественные приемы иностранных послов.
Византия — это самобытная культурная целостность (330-1453), первая христианская империя. Распространенной техникой стенной живописи становится красочная мозаика. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.
Дети начинали учиться в 6-9-летнем возрасте. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийские мозаики отличаются яркостью красок (смальта со временем не тускнеет) и выразительностью лиц, на которых особо выделяются глаза. Петра в Риме.
По-видимому их зодчие и взяли за образец, выбрав при этом наиболее грандиозные и замечательные постройки. Появляется ряд философов-неоплатоников – Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры – Александрия. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии.
Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей. и парекклесион Парекклесион – пристроенная к храму часовня.
Грузинское искусство и Русское искусство). Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов.
Скрытые роскошными хламидами их фигуры походят на аппликации маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности – сущая скука, для Византии – основанный на самоотрешении духовный идеал. Здесь по заказу императоров создавались настоящие шедевры книжной миниатюры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. Марка в Венеции (освящ. Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Считается классическим периодом византийского искусства.
Наружный вид здания строг и выразителен. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. лица с индивидуально-конкретными чертами – в застывшие симметричные лики. Любопытна судьба этого колосса.
Живопись восковыми красками исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Все расположение фигур построено с тонким пониманием законов композиции. Вот маска грозного морского царя, но он совсем не грозный, а скорее добродушный и мудрый вот множество разных зверей – слон борется со львом, пантера напала на лань, медведи лакомятся какими-то плодами, орел терзает змею, а неподалеку изображены мирные сцены: крестьянин доит козу, рыбак удит рыбу, музыкант играет на свирели. За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века.
Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. В культуре полностью торжествуют обобщенно-спиритуалистические принципы. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.
человек, а первой половине VI в. — 375 тыс. Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. В живописи этого кодекса чувствуется влияние искусства Востока. Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы иллирийцы, армяне, грузины, арабы иудеи, греки, римляне.
У фресок маленькой сельской церкви на озере Преспа обнаруживаются качества, неожиданно ставшие ведущими в византийской живописи конца комниновской эпохи (точнее, времени династии Ангелов, 1185 – 1204): подчеркнутая динамика, напряженность, взволнованность образов и вместе с тем – тонкий психологизм и разнообразие эмоциональных состояний. Стоит заметить, что он также будет создателем церковных песнопений.
представляющая собой вид станковой культовой живописи. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.
До XIII в. византийскую архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в средневековом мире. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Такова, например, церковь св. С X-XI вв. Иконы служили доказательством христологичекого догмата.
Музыка. Она отдавала предпочтение духу перед телом. Выход из тупика, создаваемого извечным конфликтом духа и плоти, оно видит в соединении несоединимого (предполагая, впрочем, подчинение плотского начала духовному). Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок.
Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные традиции. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания.
Высота Софийского собора 55, 6 м, диаметр купола 31 м. Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. Иконоборцы показаны в самом неприглядном, порою карикатурном виде (их нередко сопровождает черт), а их действия трактуются как поругание священных изображений, достойное самой страшной кары.
Линейный элемент господству ет и в мозаиках Нового монастыря (Неа-Мони) на о. Хиосе (1042—1056). Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом. Огромную роль в м сыграл Иоанн Дамаскин (ок.
Прикладное искусство – это резьба, скульптуры из слоновой кости. Работа М. Пселла «квадриум» — обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык повлияла на развитие математики в Западной Европе. В южнославянских языках назывался Царьград.
Стоит заметить, что он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Пропорции храма Дафни отличаются стройностью и пластичностью. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Рукопись хранится в Парижской Национальной библиотеке. Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе.
В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство. На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному.
около 450г. ) и в церкви св. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в. ). На одной из мозаик изображены император Константин IX Мономах (1042-1054) и его супруга императрица Зоя (умерла в 1050 г. ).
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. Правление императоров династии Комнины. 1261-1453 гг. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. В «золотой век» Юстиниана Великого (527-565) империя приобрела максимальные территориальные размеры. Многие из них были лишены жизни насильственно. Лучшие гимны Иоанна Дамаскина сгруппированы по 8 главам в «Октоихе». По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду – апостолов.
О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя – так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306 – 337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору.
Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. Софии, но видоизменяли её план и основные формы с большой находчивостью. Диль «Основные проблемы византийской империи»). Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры. Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой. Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Чин коронования слагался постепенно.
Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Димитрия в Салониках. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).
Благодаря му они создали непревзойденные шедевры мозаики. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений.
Наиболее знаменитыми произведениями светской живописи раннего периода являются изображения торжественной процессии Юстиниана и Феодоры в окружении I вельмож и знатных дам в базилике Сан-Витале в Равенне (середина VI в. ). В VII-VIII вв.
Однако эта школа просуществовала всего несколько лет. разрабатывались в основном богословские проблемы и исторические. Иммиграция варваров в империю (в ее северо-восточную часть) — существенная черта, отделяющая древность от средневековья. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В IX-X вв.
Богородицы, св. Одновременно храм растет в высоту: изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей, устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству.
За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника. Мария изображена здесь в позе Умиления («Элеуса»), она нежно прижимается щекой к щеке сына, который ласково обнимает ее за шею. Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности.
При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Двухэтажное здание увенчивала сверкавшая позолотой высокая крыша. Искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.
Центральный купол, как правило, больше всех остальных. Обязанностью императора было подражать Богу. 8 центральных опор поддерживают купол диаметром 16 метров. мы узнаем преимущественно из литературных памятников и описаний современников. В IV-VI вв.
XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Большое влияние носила идеалистическая система Платона и стихийный материализм Аристотеля. С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)По церковному преданию икону написал евангелист Лука. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства. 1081-1185 гг. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых – монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот).
Образование и научные знания. Фрески аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы христианства (IV- XI вв. ), при этом отрицалась перспектива и объёмность, всё, что создавало ощущение реального мира. Один только её восточный фасад был открыт целиком : апсида была видна доверху.
Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. 675 г. – до 753 г. ) – выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Этот образ представляет один из совершенных примеров Палеологовского ренессанса. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация лаотональной системы – октоиха (восьмигласия).
Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. В 1204г. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. – период Палеологовского Ренессанса. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв.
Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы – это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»). Византийская культура имеет еще одну специфическую черту.
К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
Антиохия, Никея. В трактате Прокопия «О постройках Юстиниана» представлена поразительная по широте и многообразию картина строительной деятельности этого императора в городах Византии.
На другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. все больше дробилась на уделы. Это прежде всего великолепный Деисус.
Недаром он всегда оставался главной святыней Византии. Наивысший расцвет искусства приходится на время правления Юстиниана (482-565) и отражает в своих образах государственные и религиозные идеи. Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры.
В это время складываются иные принципы византийской эстетики, корнями доводящей в античность, по подвергшейся сильному воздействию христианства. как в самой Византии, так и за ее пределами. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Феодора Метохита. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София.
Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Византия жила после этого еще тысячу лет. В X-XII вв. Впервые в истории Византии произошло открытое столкновение государства и церкви. Императоры показывали себя верными сынами церкви.
Этот период славится развитием храмовой архитектуры и равеннских мозаик. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976 – 1025). храм св. Он также является создателем церковных песнопений.
Художественные идеалы этого искусства черпались из гущи народных верований и эстетических представлений народов Востока. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик изображающий земное служение Спасителя – чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры – Александрия.
Обучались в школах дети богачей. Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т. к. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Софийский собор (Стамбул)Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. В V-VI вв. Одним из самых совершенных творений столичных мастеров были мозаики в куполе церкви Успения в Никее (VII в. ). в 1085г. ), церкви на остр.
Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии. Нота гуманизма и милосердия – неотъемлемый элемент множества византийских житий. В борьбе с иконоборчеством искусство иконы стало основным в XI-XII вв. Символизирует божественный свет. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Вместе с тем в нем появляются новые черты.
Другие мозаики Софии (IX – начало XI в. ) несколько уступают по художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). Тем не менее периодизацию византийской культуры можно обозначить.
В образе архангела подчеркивается и его царственность (его атрибуты – те же, что у самодержца, воплощавшего верховную власть на земле) и впечатляющая монументальность. Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись.
Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых с «латинянами». Вместе с тем преемственность в идеях и воззрениях их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурная связь между Древним миром и средними веками определили в значительной степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. – исихазма. В спорах мнения расходились, менялись.
Главные площа ди столицы и Меса были украшены античными статуями. Первое место среди их по праву принадлежит мраморному бюсту философа длинными волосами и курчавой бородой (V в. ). Не греки и не римляне играют главную роль после падения Западной Римской империи.
не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес». Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. Здесь при Юстиниане, кроме знаменитого храма св. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Патриарх Фотий (ок. 810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями.
Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Софии. В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д. ). Равенна, Фессалоники.
В VI в., при Юстиниане. Лик архангела (трактованный очень индивидуально, почти портретно) выхвачен из тени ровным и глубоким свечением, одухотворяющим и преображающим материю. Это время возрождения эллинистических традиций. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.
Михаила Торника с супругой. Софии, одна из главных святынь города, был построен в 30-е годы VIII столетия. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах— открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду – апостолов. Виталия (528—547гг. ), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. для одного из византийских императоров.
Никифор Влеммид автор сочинений по географии «История Земли» и «Всеобщей географии». Эпоха иконоборчества явила исключение из этого правила. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей.
Вот таким образом университета как такого в Византии не было. Для характеристики театральных зрелищ в Византии необычайно интересно изображение актрисы с тремя касками в одной руке и лирой в другой (VI в. ) (Берлин, Государственный музей). В Константинополе оформился единый архитектурный ансамбль: ипподром, Большой дворец, храм святой Софии (архитекторы Анфимий и Исидор).
Византийская литература не потеряла своего своеобразия при Палеологах. Он издал Эдикт о запрещении икон. 867-1056 гг. С этим сочетаются эффекты цвета. В основном это были храмовые сооружения. Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Ныне она прочно вошла в историю древнерусского искусства.
Иконоборческое движение, как мы видели, было порождено серьезными социально-политическими и идеологическими причинами. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их варварами). Западные костёлы, да и русские православные церкви обычно вытянутые в плане, всё здание представляет собой как бы дорогу от входа к алтарю.
Между землёй и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь отделялся от зрителей невысокой преградой, скрывавшей небесный мир. Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и миметических (подражательных), – по-новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв. Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. Движение вперед не прекращается, хотя и происходит преимущественно в рамках религиозного мировоззрения или господствующих представлений государственной политической доктрины. В отдельных областях преобладание получали те или иные архитектурные тенденции.
В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв.
В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Наука становится богословской. Все дворцы были окружены парками с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. От XII в. сохранился шедевр византийской иконописи – икона Владимирской Богоматери (Москва, Третьяковская галерея). Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит.
Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии. Была известна ансамблевая музыка цимбалистов и трубачей. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры.
По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. С этого периода император нарекался царем и самодержцем. наступает расцвет музыкального искусства.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов и жанров и художественных форм. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Возможно, в его создании участвовал знаменитый ученый Лев Математик, украсивший другой тронный зал – Магнавру различными механическими диковинками. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. как в самой Византии, так и за ее пределами. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра.
Народное творчество испытало влияние славянской колонизации. Подобные веяния проникли в книжную миниатюру иконоборческого периода. На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами Ризалит – часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию., мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.
Во всей византийской литературе, даже агиографической, герои умеют читать и писать. Армия сокращалась. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (вот таким образом она и получила своё наименование). В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность. Это две ктиторские сцены имеющие не только художественное, но и историческое значение. Димитрия и др.
Она была построена в 632-537 гг. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. формируется иконнографический канон.
Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Алексей I Комнин воздвиг здесь дворец рядом с храмом Влахернской Божьей Матери. Вот таким образом Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш.
в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные традиции. В основе его лежит опыт мастеров Запада и Востока, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Сигма также была украшена инкрустациями из многоцветного мрамора и поражала изысканной роскошью. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св.
В VIII-XII вв. Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, – одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726 – 843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. Общепринятой и строго обоснованной периодизации до сегодняшнего дня не существует.
Прежде всего происходит сокращение масштабов храма. К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола.
Появляются элементы гуманистического мировоззрения. все большее значение приобретает внешний вид храма. Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Марка.
Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья. Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. В правление императора-иконоборца Феофила (829—842) в Константинополе широко развернулось строительство на территории Большого дворца, расположенного на берегу Золотого Рога.
По словам лучшего знатока византийской живописи советского ученого В. Н. Лазарева, в них есть нечто «врубелевское». Благодаря обширному нарфику храм имеет форму, удлиненную с запада на восток. Виталия в Равенне. По словам В. Н. Лазарева, росписи монастыря Дафни напоминают фрески Рафаэля.
В XI-XII вв. Православной церкви почти в течение всего существования Византии было присуще стремление к союзу с сильным централизованным государством и подчинению верховной власти императора.
В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Жесткие сухие линии, плоскостная трактовка, сумрачные тона, суровый аскетизм придают этим мозаикам известную архаичность, они близки к мозаикам провинциального круга, к Софии Салоникской и Софии Охридской (XI в. ).
Культ императорской власти. Пространство главного помещения Софии чётко ограничено строгим линейным костяком и прямыми и вогнутыми поверхностями. Медицинское обслуживание было продумано: за каждым врачом закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю -- центральную часть интерьера. Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв. ), Болгарского царства испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути.
(длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа.
Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Крупная икона (110 80 см), написанная, вероятно, в Константинополе изображает архангела Михаила Великого Таксиарха (Чиноначальника) со скипетром и сферой мира, увенчанной крестом инициалами («Христос Праведный Судия») и изображением льва. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. В глазах Марии отражена вся скорбь мира.
В конце XIX— начале XXвеков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. В целом образуется единый нежный тон. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.
Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек».
К середине XI в. относятся мозаики монастыря Хосиос-Лукас в Фокиде. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями и все же привлекает и завораживает нас своей архитектурой искусством, религией и философией. Второй крупной силой в Византии была церковь. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота. Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой).
По его мнению, мозаики Софии Константинопольской – высшее воплощение византийского гения. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт.
по приказу императора Юстиниана. В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв.
С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возможности для человека реального единения с божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и умной молитвы. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.
Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго.