Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло. Короленко, Вс.
Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. ПроизведениеВсюду жизньАвтор: Николай ЯрошенкоДата создания: 1888 г. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И вроде бы сама собой.
Перед нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения.
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Тема социальных противоречий. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы.
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это). А нравственная красота — за ними. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли).
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.
На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». А нравственная красота – за ними. Лица людей, смотрящих на них, светятся. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Коридоры судов, тюремные камеры, пересыльные пункты очень часто привлекали к себе внимание передвижников.
Деревянная платформа серая. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). С самого детства Николая готовили к военной карьере. В толпе сдержанный смешок.
Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Деревянная платформа серая. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными».
Внутри вагона темень. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Ярошенко проводили лето именно здесь.
Мы видим за решётками вагона и старика-крестьянина и солдата и, по-видимому, мастерового, а также трогательную мать с ребёнком. Небо блеклое. Голуби тоже не блестят. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Тема социальных противоречий. Арестантский вагон.
Перед нами человек не только мысли, но и дела. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, – не исключительное, а обычное их душевное движение.
Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин и в настроении ими передаваемом. Голуби тоже не блестят. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой.
Художник "поймал" момент, когда вагон остановился – и все, кто в нём находились, выглянули в окно. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Арестованных куда-то везли.
Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А.
Арестантский вагон. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).
Они освещенывнутренним светом. Гаршин, Н. Михайловский. Ярошенко ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершили никаких преступлений, что в юридическом смысле невиновны но зритель чувствует невиновность этих людей. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Сразу же.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Но студент 70-х годов – ведь это очень часто не только человек без предрассудков, будущий ученый-испытатель, но и член тайного революционного общества. Усадьбу назвали Белой виллой.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Стрепетовой» (1884). За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Зарешеченное окно.
Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Внутри вагона темень. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Мы видим только его тёмный силуэт. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.
Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Скорее преступен суд и строй их осудившие. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888).
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Зарешеченное окно. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой».
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Небо блеклое. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть преступниками. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.