Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком.
Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.
Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Он часто покупал картины мастера. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Так же смелы и суриковские стрельцы.
На этот раз его попытка завершилась успешно. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Городок – старинная народная игра. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Кидаешься ты на врагов, как лев». За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. Однако противникам его удалось взять верх. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Правда исторической панорамы становится откровением. Еще одно большое историческое полотно.
Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. И получилось именно то, что он хотел.
И такой прием тоже приносит свои результаты. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Но обстоятельства оказались сильнее его. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Все получалось не то, не так.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Работа продолжалась около двух лет. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Однако они продолжали превозносить своего атамана.
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Его работы видели сотрудники. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.
Пленный перс тоскует напротив атамана. Все это обливалось водой. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Однако поступить в Академию Суриков не смог. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Раскольников стали преследовать.
Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».
Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов.
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Умирает его жена. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Сидят они в яме, цепями прикованные. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910).
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника.
Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Работа была завершена в 1881 году. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Действительный член петербургской Академии художеств (1893).
Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Он давал ему копировать работы старых мастеров. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев».
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Суриков подхватил эту мысль. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Первое большое историческое полотно Сурикова.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы.
В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
С 1881 член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П. П. Чистякова.
Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница.
Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Приготовления к казни закончены. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника.
Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Она тоже была родом из казачьей станицы. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. С 1877 жил в Москве, но много путешествовал.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. А возле ямы страж ходит.
Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.
Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом». Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. В этом городе родился будущий художник. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Низкая бревенчатая изба. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Например, картина Покорение Ермаком Сибири написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил.
В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Тогда все сбивалось в кучу. В 1884 – 1887 гг. Он знаменит также своими портретами. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Это был его родной дед. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Меншиков сидит у стола. Перепелкина. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников.
Но неясны пути крестьянской революции. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города.
За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Он перестал писать. В маленькой комнате с низкими окнами картина стояла чуть не диагонально поперек комнаты и когда он писал одну часть картины, то не видел другой, а чтобы видеть картину в целом, он должен был смотреть на нее искоса из другой темной комнаты. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Правда исторической панорамы становится откровением. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Церковь раскололась. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. В углу иконы, зажженные лампады.
Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Тяжкую думу думает атаман. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». – допрашивали ее увещатели. Василий Иванович, русский исторический художник. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Это известная с семнадцатого века семья. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Известно, что художник происходил из казачьего рода.
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Многих такой подход шокировал.
Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. В. Суриков. В то время Спиридонову было 82 года. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену.
Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Суриков, как нам пришлось видеть, писал эту колоссальную картину чуть не под диваном.
Тут и остяки и вогулы и сами татары. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Москва, XVII век. Иногда персонаж находился случайно.
Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Страсти разгорались.
И при всех такого рода недостатках, которые иную бы картину (из числа удачных) положили окончательно в лоск, картина Сурикова стоит незыблемо. Како крестишься и како молитву творишь. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Но его преследовали сердечные расстройства. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов.
На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Солдатам, кажется, нет конца. Родился в казачьей семье. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Это случилось после смерти любимой жены. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).
— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ).