И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека.
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Это собирательный образ России. К этому времени у них уже родился сын.
Кустодиев занимается в мастерской Репина, много пишет с натуры, стремясь овладеть мастерством передачи яркого многообразия мира. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Зашел с мороза прямо в шубе. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». Я. Билибин, 1901).
Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Любовь к ней отражается в каждой работе. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Чертовски трудно. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Будто впервые. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Какова шуба на нем. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. Возможно. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Отца своего он почти совсем не помнил. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. А шуба.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета».
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Вот кого рисовать-то. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург).
Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. И. Шаляпин».
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Кустодиев. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, вот таким образом постепенно переходит на гуашь и темперу. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Очень скоро юноша был замечен И. Е. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи.
Это соединение двух перспектив в одной картине уже фантастично, как фантастична гигантская тень на заснеженной церковкой кровле. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. А может быть именно вот таким образом и стоило. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Какая глупость.
Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. М. Г. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Он жил в состоянии радостного возбуждения. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Он твердо решил стать художником. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Вместе с семьей отправляется в Париж. Искусство требует всей жизни.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Я. Билибин, 1901). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Парадокс. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Угол зрения, под которым мы начинаем смотреть картину, — резко сверху, как будто с колокольни, но фигура большевика взята снизу иначе он не казался бы нам таким гигантом. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Только щеки да нос краснеют». Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Но бодрость не покидала его. Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Кустодиев твердо решает стать художником.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка». Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой— 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Что это за город.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.