«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. «царевна-лебедь» – картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Вдохновленный сценическим образом своей супруги, сыгравшей в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» прекрасную Царевну-Лебедь, Врубель решил посвятить себя не только декорациям к этой сценической постановке одноименной сказки Пушкина, но и портрету волшебницы в момент ее перевоплощения. Уникальная особенность работ Врубеля, отраженная в том числе и на картине "Царевна Лебедь", – насыщенность переливающимися цветами, придающими изображаемым фигурам полумистический характер.
«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). "царевна Лебедь" является одной из последних работ М. Врубеля. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Картина Михаила Врубеля "Царевна -лебедь" написана в 1900 году и посвящена героине оперы Н. А. Римского-Корсакого "Сказка о царе Салтане".
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме моря музыки Римского-Корсакова. Мне понравилась картина Михаила Врубеля "Царевна-лебедь", особенно запомнились глаза царевны, таинственный взгляд и ее наряд – сказочный головной убор с драгоценными камнями. Глядя на его полотна, понимаешь – сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля. «царевна-лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
Ничего общего со статными румяными и жизнерадостными красавицами-царевнами, какими их традиционно изображают иллюстраторы русских сказок, не имеет Царевна-Лебедь Врубеля. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Об одной из них восхитительным языком красок и образов рассказал Врубель М. Царевна-Лебедь живет в каждом ищущем поэзии и волшебства сердце. Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля.
Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» – сценический портрет Надежды Забелы-Врубель. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки.
Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. С ранних лет мальчик учился живописи в частной школе.
Но это неправда. Печальный взгляд через плечо трогает душу, а роскошные одеяния только подчеркивают хрупкость и невесомость. Художник изобразил девушку с черными волосами, худенькую и большеглазую, далекую от образа русских красавиц с румянцем на щеках. Драгоценные украшения напоминают нам, что перед нами принцесса. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя.
Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Потому-то таинственный облик и окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона. Полотно просто удивительно.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок.
Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Так оно и есть. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль.
Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело. Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя.
Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Творческая манера Михаила отличается декоративностью и богатством цвета. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. С головы принцессы падает на плечи легкая прозрачная, как бы сотканная из воздуха, вуаль.
Его отец был офицером, а затем стал военным юристом. Это неслучайно. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Надежда понимала гениального Врубеля. «Но картина— не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Крылья подчеркивают невинную красоту девушки.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. «Царевна-Лебедь» опера Римского-Корсакова. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. За спиной девушки расположились огромные белые крылья. Созданные им работы, которые радуют зрителей, отличаются красотой и гармонией.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело». На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь».
И какой облик. На холсте Врубель изобразил собственную жену, Надежду. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Это неслучайно. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Художник получил прекрасное образование. Это не могло не ранить сорокалетнего художника.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений.
Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». По воспоминаниям современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене: голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и абсолютно спокойно льющийся. Волшебная кисть художника остановила девушку в пути и заставила оглянуться.
Даже границы этих переливающихся платьев не всегда отчетливо различимы в егопортретах, в том числе портретах Забелы-Врубель. Под фатой виднеется темная густая коса. Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. А ее облик заставлял только восхищаться.
Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. У него человеческая верность, чистота любви может быть представлена в облике Офелии, Царевны -Лебедь. Юный художник вскоре проявил склонность к рисованию. Только яркая полоска неба на горизонте, которая отделяет море от угрожающего неба, дает нам надежду на счастливый конец борьбы добра и зла.
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Полотно родилось потому, что Врубель был оформителем оперы, поставленной на сказку Н. А. Римским-Корсаковым и вдохновился сценическим действом, где его жена играла Царевну-лебедь.
Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Царевна легко удерживает ее возле сердца, выражая чувство тревоги. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
Эта картина – не просто образ героини сказки А. С. Пушкина. Это неслучайно.
Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека. Несомненно, что голос и пение Надежды Забелы смогла запечатлеть кисть Врубеля в очаровавшей меня картине. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.
Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Судьба Врубеля была очень не простой. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет».
С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Врубель был в состоянии оценить природную красоту, так как был весьма талантлив. Художник и певица обвенчались в том же году. Ее наряд больше похож на свадебный. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо «вечные» идеи. Вся картина окутана сказкой, спокойное море и серое предрассветное небо. На алых губах нет и тени улыбки. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее.