Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Через несколько дней он полностью ослеп155. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета.
Представители рода Врубелей (от польск. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Такая ракушка навеяла живописцу морской пейзаж, где тихая гладь моря переплетается со звуками природы.
В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Вникая в строение раковины, художник понял, что ее отливы зависят от фактуры, образуемой наслоениями перламутра, — где-то поверхность абсолютно гладкая, где-то шероховатая, перистая, слоистая: у нее есть планы.
Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. А свет также дает о себе знать.
Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Но эффект целого неотразим. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто.
На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
«С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
На рубеже столетий путем последовательной и энергичной эволюции он пришел от импрессионистического этюда к картине-панно нового стиля, найдя в этом стиле органическое средство для выражения символического образа. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита.
Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Сильное, грозное произведение. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.
В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. На создание величественного шедевра автора вдохновила пьеса французского драматурга Эдмона Ростана. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Михаил Александрович отправился на представление. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.
Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Чтобы познакомиться с оригиналами работ этого великого мастера даже не обязательно посещать картинные галереи. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Кирилле», «Св. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Борьба формы и содержания, безудержно стремившихся в его мозгу к максимальной крайности самореализации, постепенно разъедала изнутри личность самого Михаила Александровича. Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ. Но смерти неподвластен гений человека. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Произведение удалось. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь.
Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году).
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. В 1906 художник ослеп.
Афанасий» и «Христос Спаситель». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела.
Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. «Декоративно все и только декоративно». Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Чуть намечена фигура Нептуна.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Поворотным стал 1895 год. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882).
Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
И в нем кто-то должен обитать. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Сразу выражение его лица изменилось. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Да и название выбрано не случайно. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну.
Савву похоронили на Байковой горе. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Михаил Врубель.
Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Кто же, как не дочери морского царя. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Прошение было удовлетворено157.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Свадебное торжество проходило в Женеве.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Духа разума и воли, а не духа видения. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте.
Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Они воссозданы с такой иллюзией подлинности, что чудится: если повертывать картину под разным уголом, то и краски будут изменяться, меркнуть и вспыхивать, как на настоящей раковине. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Сквозь безумие проглянул гений». При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Только на этот раз она была еще сложнее.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. А Врубель еще только вступал в бессмертие. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник».
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Да. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Это уже восхищает и поражает. Михаил Александрович Врубель. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Первое впечатление: сумасшедший. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. В эти годы он вновь писал демонов. Да. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Работа не привела к улучшению. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».