Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Он мечтал добиться предела в воплощении эстетического совершенства, сказать последнее слово о красоте и её беспредельности. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он чрезвычайно сложен и многогранен. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Может быть, в закладе.
Врубеля волновал в то время византийский стиль он видел его главную черту в соблюдении плоскости, на которой нанесено изображение, вот таким образом придавал особое значение рисунку, ритму складок, общей орнаментации поверхности. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В фантастический сказочный мир или в седую древность, эпоху былинных героев, которая и сама уже давно стала сказкой, погружают вас его картины. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку.
Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В 1906 художник ослеп. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Рождается ощущение первозданности. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В нем поднимался богоборческий бунт. Многие его полотна словно состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых, доведенный до крайнего совершенства, подсвеченный изнутри индивидуальным оттенком, складывается в единую гармоническую мозаику сюжета, напоминающую порой удивительное кристаллическое панно или витраж, каким-то чудом перенесенные на холст. Вместе с тем исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробящийся контур, расколотое на многочисленные взаимосвязанные грани пространство картины были лишь инструментами в реализации самих сюжетов, наполненных высоким напряжением внутреннего драматизма, переплетением несовместимых порывов и течений в душе художника. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Прошение было удовлетворено157. мне было все это видеть. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались.
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122.
Да и название выбрано не случайно. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Сильное, грозное произведение.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Это состояние неподвижности может продлиться долго. (1906), необычайно выразительный. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Но вот глаз привыкает и начинает различать внутренность шатра персидского принца, устилающие его ковры, самого принца и его одалисок. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.
Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Автопортреты не лишены известной доли самолюбования.
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Как художник Врубель сформировался стремительно. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
«Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», — говорил Врубель юному Судейкину. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Глаза его светятся, как звезды, уравновешивая своим сиянием свет, льющийся от месяца, половина серпа которого уже зашла за горизонт.
В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Врубель позиционирует своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивает сложность своего Демона – дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Все здесь подвержено метаморфозам. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. А свет также дает о себе знать. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.
Она подлинно монументальна. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Он стремился проникнуть в существо старого стиля, но вместе с тем осовременивал своих героев. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора.
Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Но эффект целого неотразим. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Работа не привела к улучшению. Кирилле», «Св. У его апостолов были живые прототипы.
Кто же, как не дочери морского царя. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Только на этот раз она была еще сложнее. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Представители рода Врубелей (от польск. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В 80-е гг. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки.
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов.
Да ведь до них несколько верст. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Чуть намечена фигура Нептуна. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Врубель писал картины на темы pyc.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Как было его сохранить.
Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать.
Это не борьба добра и зла. Для этих росписей приглашаются уже опытные мастера – Виктор Васнецов и художники академического направления братья Сведомские и Нотарбинский. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Из жизни своей Врубель сам творил легенду.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Демон низринут в ущелье среди скал.
Фигуры волшебных дев усиливают идею слияния одушевленного и неодушевлённого, переплетения формы того и другого. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. «. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Савву похоронили на Байковой горе. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. За ним на долгое время укрепилось представление как о человеке странном и неуравновешенном.
В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Род. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Герой сопротивляется до конца. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Врубель провел в Венеции около полугода. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Эта большая акварель поразительна.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Да. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.
Оставаясь верным поэту в сюжете, художник пользуется поэмой как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Это черта исконно присущая романтической личности. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. сказок и опер Н. А. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Искусствовед Н. М. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.
Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Это вот, эти копны сена. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В колорите картины – контрасты. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Но и не только это.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Михаил Врубель.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Берите все оттуда». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Когда не было моделей, он рисовал себя. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти.
В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Больно, горько до слез. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Это один из его несомненных шедевров. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.
Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. И в нем кто-то должен обитать.
Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Сам Врубель называл свою картину иконой. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». К этому же времени относятся интересные автопортреты. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.
Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. продолжение. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В этих рисунках была заключена целая программа.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Сохранилось письмо художника из Венеции к его товарищу по Академии В. Е. Савинскому, где он с явным напряжением мысли силится изложить новые и важные для него выводы, к которым пришел в Италии. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899).
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Чтобы познакомиться с оригиналами работ этого великого мастера даже не обязательно посещать картинные галереи. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.
Вникая в строение раковины, художник понял, что ее отливы зависят от фактуры, образуемой наслоениями перламутра, — где-то поверхность абсолютно гладкая, где-то шероховатая, перистая, слоистая: у нее есть планы. В эти годы он вновь писал демонов. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки.
Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено более явно – в двух карандашных эскизах головы богоматери. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Да.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
музей русского искусства, Киев). Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Это уже восхищает и поражает.
Брюсова. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью.
Горят прекрасные цветы чертополоха. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».