Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего "Демона" отцу: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый". Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя. Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал.
Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве. Солнечная картина, легкая, Венеция Врубеля вся прозрачная в золотисто-солнечном свете. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом.
В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Мамонтова. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова. Ан нет. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Было за что ее боготворить.
А тексты, адресованные лично ей, Прахова бережно хранила, перед смертью наказав дочери всё сжечь, что та и сделала. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих). Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств».
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В городе, увенчанном головами древних храмов и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила.
Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». В его даровании раскрылись универсальные возможности. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Достойное решение. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). В менделеевской лаборатории ныне одна из целей — послужить искусству опытом естественно-научных знаний. Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм.
Он тосковал. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников».
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера.
Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). " Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902). После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми». Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Перепад был слишком резким.
Да здравствует дружба чистяковцев. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Она подлинно монументальна. Брюсова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике.
Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью. Афанасий» и «Христос Спаситель». Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Неординарная дама. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Прошение было удовлетворено. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города.
Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно.
В маньеристической томной грации силуэта, в узоре складок невесомого одеяния, непроизвольно напоминающих конфигурацию цветочных лепестков, он кажется человекоподобным двойником, как бы эльфом Белого ириса из акварельного этюда того же времени. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова». В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Но с Папмелями распрощался вполне дружески.
Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. мне было все это видеть.
Ничто, кажется, не мешало. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа). Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Врубель провел в Венеции около полугода.
Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. На уровне.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. В колорите картины – контрасты. Вместо увлекательных разговоров, остроумных пикировок на обедах у Праховых рядом один насупленный Семен Гайдук. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Может быть, в закладе. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. В 1906 художник ослеп. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко». Кирилле», «Св. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Трагизм — и личико модели глянцевых фотосессий, этот намеренный фотографический эффект с откровенным эротическим подтекстом — и заставляющее замереть прикосновение к тайне. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Федорова. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. «Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Чистякова (курс не окончил). Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Свадебное торжество проходило в Женеве.
В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века.
И Врубель уже понимал, за счет чего. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Напротив: экспрессии хоть отбавляй.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном. И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. Репина занимался акварелью.
Оторопь берет. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Кодекс изографов обязывал теперь не двоить обольстительную иллюзорность временной земной жизни, а прозревать сквозь ее контуры дух вечных истин. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Представители рода Врубелей (от польск. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
В самом деле, конечная форма, скажем, цветка среди других ему подобных творений и в каждый момент его существования выказывает способность равно быть и не быть именно в этой форме, способность преодолеть ее, преобразоваться. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Это вот, эти копны сена.
Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В эти годы он вновь писал демонов. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки.
При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Если честно, не очень. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность». Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». С нынешней техникой дело нехитрое. Как относимся, так и знаем.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Синими искрами загораются стекла пенсне. Как было его сохранить. Ну что. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом.
"Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. ». Воздействие сильнейшее.
Чуть разговорчивее он был с Лилей. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Поговорили бы художники, поделились бы ностальгической грустью и обсудили волновавшие вопросы и никогда бы не узнать, какие взгляды вызрели у Михаила Врубеля в его полугодовом венецианском уединении. Священная история предстает как отрасль минералогии.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Панно Венеция было создано для дома К. Г. и Е. Д. Дункер в Москве, но было отклонено заказчиками и куплено К. Д. Арцыбушевым. Художник переносит нас в эпоху итальянского Возрождения, на феерический венецианский карнавал. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия». Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже. сказок и опер Н. А. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Это не события, какими они могли бы совершаться и быть наблюдаемы во времени, в текущей, движущейся истории, а их довременное предначертание. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Умел Врубель разговаривать с традицией. Переводя на язык графики главные сюжетные коллизии литературного текста, создавая портреты ее героев, художник творит свой мир.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. музей русского искусства, Киев).
Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Столовался Врубель в скромной соседней траттории.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Это один из его несомненных шедевров.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Эта большая акварель поразительна. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть.
Безумно жаль утраты. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Испытывал, что называется, насущный интерес.
Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. Да ведь до них несколько верст.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Савву похоронили на Байковой горе.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей». Тех миров, которые видели они, мы не видим». Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
В нем поднимался богоборческий бунт. И вы заметили, конечно, как оригинально взята Врубелем композиция, с каким пластическим и смысловым строгим изяществом белоснежный силуэт младенца Христа целиком — буквальной сердцевиной — вписан в пурпурный силуэт материнской фигуры, как мелодичны все сопряжения оттенков, ясных контуров. Художник Русской частной оперы С. И.
«Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери). Демон низринут в ущелье среди скал. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Тут затоскуешь.
«Избирательное сродство» росло день ото дня. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Выработанная и ставшая техническим умением манера изображать отношения предмета и пространства на плоскости, эта манера в какой-то момент была увидена и понята как принцип действия имеющий свой образ и подобие в изделиях природного творчества. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Больно, горько до слез. Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.
Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя.
Но и не только это. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских.
Конечно, у Врубеля было преимущество. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Рождается ощущение первозданности. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В Венецию Врубель поехал не один. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Сгубил город избыток илистых наносов. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом».
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Произведение удалось. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Арцыбушева и С. И. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Вся цветовая композиция приведена в единство. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой. Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Свойство для Врубеля ценнейшее. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
"Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней.
Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. Это один из самых старых праздников в мире.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). К этому же времени относятся интересные автопортреты. «Эврика. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества. Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.
В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку. Предельная одухотворенность, запредельное одиночество.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
продолжение. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций), при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
У Иванова ангелы полностью соответствуют значению их греческого имени, они – вестники их миссия, служба – осуществлять связь между небесным и земным мирами. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Роскошь колорита – сверкание лиловых, золотистых, бирюзовых красок – сразу же вводит зрителя в эмоциональную приподнятую атмосферу праздника. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак.
Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал». Он гений-посредник между кристаллической пластикой владимирских эскизов и мелосом врубелевской цветочной сюиты.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Зримый триумф духа над плотью. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 – в Академии художеств у П. П. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов.
Дальше было еще смешнее. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Всем знакомо свойство художественных созданий восстанавливать потребность вновь и вновь испытать чувство именуемое эстетическим наслаждением – снова и снова слушать любимую мелодию, перечитывать знакомую книгу, смотреть виденную картину Снова и снова, то есть бесконечно.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Врубель писал картины на темы pyc. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. 1870-е годы. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля. «. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Федорова.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице. Можно увидеть, как прием, принцип, формотворческая идея, торжествующая в этюдах цветов, претворяется во Владимирских эскизах, а потом в Демоне сидящем и далее на протяжении 1890-х годов варьируется, подвергаясь вместе дифференциации и схематизации, в сочиненных, сделанных не с натуры произведениях, натурным фундаментом которых остаются киевские рисованные и акварельные цветы. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки.
Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь", – описывает картину Н. А. В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Мамонтова (оба – 1897). Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался.
В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе». У его апостолов были живые прототипы. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. (1906), необычайно выразительный. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим.
Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей. Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Баркова: "Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Искусствовед Н. М. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вся меблировка два простых табурета и кровать. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Через несколько дней он полностью ослеп.
Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Работа не привела к улучшению. Унаследовав способность эллинов к диалогу культур, византийские богословы не чурались дискуссий с догматиками иудейского и мусульманского единобожия.
Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. не могли вырвать всего этого из сердец. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Род. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. По совету И. Е.