Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний образ) светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.
Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Противно даже опровергать.
Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться».
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. А вот сейчас, ночью, это артисты, принимающие гостей. Представители рода Врубелей (от польск. Старуха улыбается, приглашая нас к огоньку.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Все поют, прищёлкивают, поводят плечами, как никто, кроме цыган, не умеет.
описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное».
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Искали новых кочевок. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах.
С Врубелем диспозиция была иная. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами.
В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Конфликт разгорелся из-за Морелли. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Она, тоже вполголоса, напевает. Работа не привела к улучшению. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной, Когда кругом пруда реки Неглинной, где Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный, И утки вольные жизнь тешили в воде Когда поблизости гремели балаганы Бессвязной музыкой и ряд больших картин Пред ними — рисовал таинственные страны, Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин Когда на улице звон двухэтажных конок Был мелодичней, чем колес жестокий треск, И лампы в фонарях дивились, как спросонок, На газовый рожок, как на небесный блеск Когда еще был жив тот «город», где героев Островский выбирал: мир скученных домов, Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений.
Совсем не запомнились образы женские. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli».
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Но это с другими, с теми, кого они считают чернью. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5).
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Где-то они теперь, эти вольные певцы и плясуны.
Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Они от нас не просят и не ждут денег. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками.
С одной стороны, довольно скоро он главный помощник и консультант во всех мамонтовских начинаниях. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь).
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. И. Забелы-Врубель исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви – сердцем Снегурочки. В 1906 художник ослеп. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ».
Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. И всё шло хорошо. Кирилле», «Св.
Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Серёжа начинает вполголоса петь, чёрные глаза цыганки впиваются в него. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Мы присаживаемся рядом с ней. К каким совхозам приковала их советская власть. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались абсолютно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Оба мы все так же мучимы искусствами. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Спасаться они всё-таки пробовали. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров.
Индивидуальные подходы не обсуждались. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше. Савву похоронили на Байковой горе. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Ещё немного – и уже весь табор тут, тут старые и молодые, даже малые ребята. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое.
И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Ярко запомнился Скалозуб — Леонидов. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. В Италии ему уже не сиделось. Они поют всё громче и громче. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Днём они конские барышники, конокрады, обманщики, воры, вымогатели. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Но разве от этого они менее прекрасны. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Да ведь как пляшут. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Лениво плещется Волхов о глинистый, плоский берег. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри.
Из соседней крытой телеги выглядывает кудлатая голова молодой девушки. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Это исполнение, вероятно, сам Станиславский во многом осудил бы. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Единственным, кто мог бы помочь, был прекрасно известный всей русской колонии Александр Антонович Риццони. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В МХАТе роли старух исполнялись, как правило, на приличном уровне, но никогда не выше того, какой мог быть в любой хорошо подобранной труппе. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Через несколько дней он полностью ослеп155. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». С нами они никаких штук даже днём не выкидывают.
Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Гостей цыгане принимают приветливо, во всякое время дня и ночи. Михаил строил планы.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Сказочная атмосфера театра, костюмы, которые с такой неиссякаемой любовью Врубель создавал для своей жены – все это, слившись воедино стало его жизнью, его вдохновением. Снегурочка не боится холода и мороза, так как она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Ещё не вылезая из телеги, полусонная, она подтягивает певцам.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней. Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Врубеля не тянуло улыбнуться.
Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Не знал, как сплачивали старших мамонтовцев идеи, близкие теории Морелли с характерным у борцов Рисорджименто единством освободительных и христианских идеалов. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Врубель начал трудиться у Риццони. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. За старухой уже стоит высокий красавец Илья, который утром скакал с нами по лугам. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. Темп существования переменился.
Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Но изменилось всё. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Сильное, грозное произведение. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Я в своих мемуарных заметках не собираюсь заниматься театральной критикой, но только хотел выразить пожелание, чтобы, хоть задним числом, собственная игра Станиславского была подвергнута осторожной, но объективной критике — я имею в виду при этом не только игру Станиславского в «Горе от ума». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Не знаю, совсем ли справедливы предположения Федотовой. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Прошение было удовлетворено157.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких.
Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина.
Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Врубель охотно принял вызов. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. В ином плане вспоминается мною с теплым чувством спектакль «Горе от ума», как раз тот, о котором Федотова говорила, что его в МХАТе «засусолят». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Грезился простор.
Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Серёжино пение передвинуло все перегородки.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В спектакле как бы не было вовсе, скажем, старухи Хлестовой.
Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.