Сегодня в программе «История одной картины» мы с вами рассмотрим полотноМихаила Александровича Врубеля — «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 г. Ведущая программы — Анна Коликова. Шестикрылый Серафим стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни. «шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), – последнее крупное произведение Врубеля. Врубель Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного».
«шестикрылый серафим», как многие произведения Врубеля, странен и слегка безумен. В 1904 году Врубель пишет Шестикрылого Серафима, по замыслу связанного со стихотворением Пушкина Пророк. Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Эта картина – последнее большое полотно Михаила Врубеля. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Но и не только это. Холодные цвета мрачно шепчут о скором конце.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Это один из его несомненных шедевров. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». продолжение. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель провел в Венеции около полугода. Мамонтова.
Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. Чистякова (курс не окончил). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Он пришёл, чтобы предупредить о том, что скоро настанет время возмездия.
И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Каждый мазок на холсте излучает сияние. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. В целом картина очень напоминает фреску.
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. музей русского искусства, Киев). Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Отблески от этого огня пронизывают тьму и непроглядный мрак.
Может быть, в закладе. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк. Даже решил вылепить Демона из глины: «. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». «Верится, что Князь мира позировал ему, – говорил Александр Бенуа.
(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». В колорите картины – контрасты. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.
Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Искусствовед Н. М.
У его апостолов были живые прототипы. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. сказок и опер Н. А. По совету И. Е.
Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
«Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире.
Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Она подлинно монументальна. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Каждый мазок на холсте излучает сияние. «.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Речь шла об Эмилии Праховой. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём».
Мастер работал над «Шестикрылым серафимом», когда уже был болен. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Руки направлены вверх. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Он не следовал анатомической правильности. Мощные и большие крылья Шестикрылого серафима сияют от блеска драгоценных камней. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. часы досуга. Знобит от его взгляда. К этому же времени относятся интересные автопортреты.
Также «Шестикрылый серафим» знаком под названием «Азраил» и «Ангел с мечом и кадилом». Сербского. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Как было его сохранить. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. «. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Эта большая акварель поразительна. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Не все из них согласились.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Этот шедевр нарисован маслом на холсте. Полотно Михаила Александровича «Шестикрылый серафим» было написано как иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк».
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Репина занимался акварелью. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Да ведь до них несколько верст. Реализм был не важен для него. Это бесподобное произведение искусства создавалось мастером в больнице В. П. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. мне было все это видеть.
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Рождается ощущение первозданности. Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Свою картину под названием «Шестикрылый серафим» Михаил Александрович Врубель пишет уже в начале двадцатого столетия.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». – Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. В нем поднимался богоборческий бунт. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Санкт-ПетербургЧтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Венок на голове серафима как будто пылает огнём. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Демон. Шея серафима длинная и прямая. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
В другой руке, вокруг которой обвивается змея, он держит меч. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Но это не помешало ему вложить в свой шедевр всю свою душу. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. К столетию А. С. Брюсова. «Шестикрылый серафим (Азраил)»1904г. Холст, масло 131 х 155Государственный Русский музей.
Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Это дьявол делает с моими картинами.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Врубель писал картины на темы pyc. Это вот, эти копны сена. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
вылепленный, он только может помочь живописи». Род. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Художник Русской частной оперы С. И. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Серафим холоден и суров. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Местами возникают огненные блики и пятна, которые красного, синего и зелёного цвета. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. (1906), необычайно выразительный. Вытянутое худощавое лицо контрастирует с чёрными, как уголь, волосами. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».
И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» – в нем уже лишь злоба и холод.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Демон низринут в ущелье среди скал. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Эту картину сравнивают со сном бредящего человека.
Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. и мы уже предвкушали неудачу художника. Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Он все мои картины исказил». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Больно, горько до слез.