В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Заказать репродукцию "Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель, жены художника" можно на подрамнике или в багетной раме, а так же без оформления. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
Купить картину или постер "Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель, жены художника", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.
Люби меня. » – сказал Михаил Врубель будущей жене. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Оба состояния явились следствием болезни, возможно комбинации патологий. Все это соответствовало музыкально-сценическому образу Марфы («Царская невеста») — одному из самых выразительных в оперной палитре Римского-Корсакова. Но чувствуется все же ужас безумия под этим.
Произведение удалось. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. В 1904-1905 гг.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.
Сильное, грозное произведение. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Он принялся исправлять и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. У Надежды было чудесное лирическое колоратурное сопрано.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать.
«2 декабря. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Она поражает разнообразием этнического состава. В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Реальные плоды этот новый путь начал давать во время работы в Кирилловской церкви в Киеве, где Врубелю надлежало подновить старые фреоновые росписи XII в. и местами создать новые композиции художник один на один встретился с огромными поверхностями стен и потолков. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Судьба совершила очередной вираж.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину.
«Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. И Врубель с горечью писал жене: «Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине Врубеля. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе.
Лечение не было успешным, а препараты ртути сами по себе приводили к тяжелым последствиям. Москва, 1974). Беспокоен.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Кирилле», «Св. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Художник, писавший ее, тратил очень много сил.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Эта большая дорога полна спусков и всходов. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Увидев «Жемчужину», написанную больным художником в 1904 году, Николай Рерих писал: «Более чем когда-либо в ней («Жемчужине»И. Л. ) подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства. Спустя некоторое время Надежда начинает замечать странное поведение мужа.
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной, раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Город не отпускал художника. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
В 1913 году в возрасте 45 лет тоже тяжело заболела и умерла. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Горят прекрасные цветы чертополоха. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В 1885 в Киеве появляются первые изображения Демона. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
У нее был ангажемент в «Мариинке», возвращаясь после спектакля, она отдыхала у камина, а он опять писал ее. Врубель то сорил деньгами, скупая шикарные букеты, подарки и ящики дорогого шампанского, то оставался буквально без копейки денег. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Это тот же Демон, тот же сгубивший его бес.
«Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. В этих рисунках была заключена целая программа. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. 11 марта 1902 года художника осмотрел профессор Владимир Бехтерев. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
Портрет девушки понравился и через несколько месяцев они поженились. Это событие погрузило художника в такую печаль, что он всё более и более стал склоняться к написанию знаменитого «Демона». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. 23.
Представители рода Врубелей (от польск. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
художник написал «Демона поверженного». В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. Фон только на этой картине реалистичен.
В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. К сожалению, рисунок первой версии был безобразен и Врубель не решился его так оставить. Однако, публика освистала задумку автора. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее. Титаническое искусство Врубеля, адресованное будущему, только начинало свою жизнь среди людей.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Помните его картину «Царевна-Лебедь». Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
(Владимир Лернер, Михаил Каневский, Элиезер Вицтум, Независимый психиатрический журнал, 2004) Доминирующим было угнетение, подавленность каким – то грехом. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. После этого события психическая болезнь Михаила Врубеля становится все хуже.
Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубель начинает лечение в клинике. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Бенуа об «убийственно мрачном» состоянии Врубеля напишет: «Рисует исключительно с натуры.
Первое впечатление: сумасшедший. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Но платье более изящно, чем эффектно и так как оно без рукавов, то оно стесняет. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он создает одно из самых гармоничных своих произведений. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Очень важно, что проницательный художник искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Врубель очень любил оперу, тонко чувствовал музыку.
В 1898 году Врубель отправился на Украину. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью.
В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Работа не привела к улучшению.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Ее он прежде услышал, а потом увидел.
Сразу выражение его лица изменилось. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме».
Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки», – так говорил о Надежде Забеле Гнесин.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. 4.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Врубель идет ею.
Испортил, но не погубил своего создания. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. (Н. К.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине.
А. М. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба (описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880). «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
Демон замер в позе ожидания и созерцания. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник».
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то против его воли в его картинах оказывались непристойные сценыОн добавлял «несколько понизив голос, но так, что нельзя было различить, говорит ли в нем безумие или истинная вера: Это-, он делает с моими картинами (Дьявол прим. Брюсова. ) Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа».
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Как не стать фаталистом. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Савву похоронили на Байковой горе.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75.
К сожалению, ремиссия была недолгой. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». В 1896 году поженились в Женеве. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» писал Врубель отцу в 1885 году только приступая к работе.
Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Поворотным стал 1895 год. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. Врубель позиционирует своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивает сложность своего Демона – дух, соединяющий в себе мужской и женский облик.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Причиной чаще всего являются заболевания матери вирусного характера в первые 3 месяца беременности.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. «Искусство».
Даже от орнаментов отказывается Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Первое впечатление: сумасшедший. Он перекликается с опустошённостью души. С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Удивительна наследственность Врубеля.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Думается, мнение художника кардинально не изменилось. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В доакадемические годы в нем уже пробудился интерес к искусству, выявившись в некоторых рисунках, свидетельствующих о необычности его таланта. А глаза были материнские – карие. Мысль о Демоне не покидает. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Это черта исконно присущая романтической личности.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Оперный репертуар Забелы не ограничивался лишь музыкой этого композитора. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Врубель жениться на Е. Х. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась.
Душевное родство поэта и художника было очевидным. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Это был Петербург 1896 года. Врубель говорил, что многие певцы поют, как птицы, а его Надя поёт, как человек.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Как написано выше, Врубель страдал попеременно от мании величия или от самоуничижения. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Эта картина рождалась в невероятных творческих муках. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. Временами становился агрессивен.
По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Возможно их красивая любовь могла бы длиться бесконечно, если бы не трагичные обстоятельства В 1901 году после рождения их долгожданного сына Саввы Врубель начинает писать картину «Демон сидящий». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине.
Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Прошение было удовлетворено157. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Но смерти неподвластен гений человека.
Наличие «заячьей губы» никоим образом не свидетельствует о ментальных нарушениях, оперативно лечится, доставляя только небольшие косметические проблемы. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность.
Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Удивительно ясно и убедительно это излагает. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Врубель еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен и почести не были ему нужны. Надежда Забела после смерти мужа больше не вышла замуж.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Такое могло случиться только с ним. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Нет постыдных страданий. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он чрезвычайно сложен и многогранен. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Затем она отправляется в Париж – совершенствоваться у Маркези. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля.
Как бабочка на свет». Свадебное торжество проходило в Женеве.
Сквозь безумие проглянул гений». Сам Врубель называл свою картину иконой. Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре (Петербург) в самом конце декабря 1895 года. форма, которая создана природой вовек. ». Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность.
В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Михаил Александрович отправился на представление.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель впервые не чувствует себя одиноким. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Нам нужны такие художники». У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
В 1906 художник ослеп. (Исанна Лихтенштейн, 2012). Через полгода при выписке диагноз не изменился». 32. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным. И это случилось. После обычных приветствий он спросил меня: Это Вас я должен писать.
Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Тогда он переехал в Москву. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками.
В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Между тем подобная патология — результат нарушений внутриутробного развития. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Через некоторое время успокаивается, рисует. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.
Через два года он ослеп. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Это не борьба добра и зла.
Сквозь безумие проглянул гений». Поздние рисунки относятся к разным жанрам. При первой встрече с Забелой композитор Римский-Корсаков был поражен ее своеобразием. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился.
Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Сразу выражение его лица изменилось. Духа разума и воли, а не духа видения.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. По мнению Н. М. Тарабукина настроения художника заметны в портрете сына. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Но портрету этому, отдыхающей жены в его платье, не суждено было быть законченным. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери.
Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Все здесь подвержено метаморфозам.
Жена художника, Надежда Ивановна Забела, была известной певицей. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Между ними создается нерасторжимая душевная связь – героя и творца. В 1902г. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Из-за службы отца семья часто переезжала.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну.
Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства» появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. Цубина. В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
(Тарабукин Н. М. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. А Врубель еще только вступал в бессмертие. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Врубелевские орнаменты чрезвычайно типичны для стиля модерн – гнутые линии, переплетающиеся стебли растений, рассыпанные блестки павлиньих перьев. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи (сифилис. ), впал в депрессию из которой с трудом вышел.
Эротичен. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Савей-Могилевича – (невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, ) а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. П. Сербского (1858-1904, основатель московской школы психиатров) при Московском университете. Тяжелый стресс вызвала смерть сына.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. В 80-е гг. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в ней и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Художник на минуту оторвался от тоскливых мыслей – ему вдруг показалось, что из глубины комнаты на него пристально смотрит некое существо. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Афанасий» и «Христос Спаситель». Герой сопротивляется до конца.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу».
Рерих «Забытая книга», 1906). фон Мекка (племянник Надежды Филаретовны фон Мекк). С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. «Я дам тебе все, все земное. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля.
Михаил Александрович Врубель. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника – в то время Забела была в положении. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Сорок раз он ее переписывал. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Его рекомендации позволили молодому художнику познакомиться с руководителем реставрационных мастерских Адрианом Праховым. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Врубели безутешны. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Я. Он критически относился к современному искусству. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. В 1884 году Врубель уходит из Академии. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). всегда свой. ».
Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Вессель. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Как художник Врубель сформировался стремительно. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки.
Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). К концу жизни он все более близок к реальности, выписывает все, фантазии теперь не нужны.
В 1901 г. у Врубеля родился сын, но он родился с «первыми признаками дегенерациями» — раздвоенной верхней губкой. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.
Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Вот он создает последнюю свою работу – портрет поэта Брюсова, реалистичный и точный. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Язык живописи в этом стиле приобрел ярко выраженные черты декоративности твердую линейно-структурную основу и кроме этого подчинил свои открытия не только изображению, но и преображению натуры. Сестра запишет: «Работал Михаил Александрович над новым портретом сестры в натуральную величину на большом диване, в концертном им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Надежда играла роль сестры Гретель. Когда не было моделей, он рисовал себя.
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.