Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Ад теряет над Фаустом свою силу.
В этом образе соединились полярные качества человеческой натуры божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого. луч ее случайный, Неуловим.
Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Можно заметить то, как главные детали прорисованы на картине, как раз на том уровне глаз, куда обычно привык смотреть зритель. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции».
Тот страдает. В Полете Фауста и Мефистофеля барочная турбулентная складчатость соединена с готической заостренной угловатостью и колючестью. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его груди – пламень. Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. Мирская честь Бессмысленна, как сон.
Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Соч. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность.
Тот устал от вечности. Страдания Фауста суть пытливое, придирчивое, страстное стремление к истине. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать.
Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. И он, лермонтовский Демон, печален. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания.
Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью». Он — символ возможностей и судеб человечества. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли».
Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема.
Фауст скончался в 1540 году. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер.
перевод 1567 и др. ). Также эта картина принадлежит к модерну из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах.
Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище».
Фауст и Мефистофель. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.
Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи.
Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». Но «свет внутри меня ведь не погас. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. Он органично входит в общую концепцию Гёте.
Ему холодно в просторах вселенной. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Фауст и Мефистофель – два антипода.
Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения". Это отнюдь не тип злодея.
Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. С ужасом отшатывается она от Фауста, отказываясь бежать с ним, когда видит его рядом с Мефистофелем, но любовь не уходит из ее сердца, с нею она погибает. С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных документах. В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского факультета Гейделъбергского университета. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного.
Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Фауст же Гете не скучает. Пушкин "В сцене из Фауста" вложил в него черты романтической пресыщенности.
Мастерство монтажа сцен составляет особенность драматургии Гёте: короткие, емкие сцены свободно чередуются, действия переносится с улицы средневекового города в церковь, где молится Маргарита, сад перед домом, в дом, тюрьму. Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Он не похож на Сатану Мильтона. А слава. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду. В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С.
В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. Трагедия пронизана пафосом творчества. Это – Онегин, скучающий, рано познавший наслаждения и рано ощутивший оскомину. Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил.
Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Однако, несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях.
Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется по-монтеневски аи-аа ("за пределы"), второй знает, что там нет ничего, там пустота и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. В сущности, он тоже созидает через отрицание:.
перев. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. В одной из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его. И при жизни Фауста и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем. Частица силы я, Желавшей вечно зла, творившей лишь благое.
Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды.
Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. Он ищет. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
У всех Фауст, погрязший во зле, сохраняет драгоценнейшее качество, отличающее человека – совесть. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Вечером, в саду Маргариты. Фауст – лицо реально существовавшее.
Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно. Бессонна мысль и жаждет исполненья».
Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. В его колких репликах много печальной правды. Вера в Бога одна из основ ее жизни. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска».
Он уже ничего не ищет, ничего не хочет, живет зевая. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов Иоганн Гаст, писал: Были у него собака и конь, которые, полагаю, были бесами ибо могли выполнять все, что угодно. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад.
Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». Меня и Серова поражало это. ». Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». 12 февраля 1520 года в приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: Назначено и пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление гороскопа. Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте очень мало.
Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). В нем есть что-то от гетевского Мефистофеля. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв.
Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона. Мы бы сказали сейчас, что писатель избрал кинематографический принцип действия, если бы этот принцип не был заимствован кинематографом у литературы. Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель.
Гёте сценичен в трагедии небольшое число действующих лиц, что позволяет легко перенести первую часть трагедии на сцену, как это происходит в опере. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил.
Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Он хочет любви простой, человеческой. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Фауст не включается в это веселье. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира.
Итак. Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Н. Г.
8 развернул в самостоятельную поэтическую драму.