Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. В фантастический сказочный мир или в седую древность, эпоху былинных героев, которая и сама уже давно стала сказкой, погружают вас его картины. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). После окончания академии Михаилу повезло.
Но эффект целого неотразим. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Савву похоронили на Байковой горе.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Другие демоны образ демона часто встречается творчестве михаила врубеля.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным.
Кто же, как не дочери морского царя. Только на этот раз она была еще сложнее. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Кирилле», «Св. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Берите все оттуда». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Работа не привела к улучшению. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Григорий кваша найди себя по знаку рождения энциклопедия гороскопов от автора. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Через несколько дней он полностью ослеп155. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Художник стремился к прекрасному и доказывал, что в основе всякой красоты форма, созданная природой. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.
И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Да.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Представители рода Врубелей (от польск. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», — говорил Врубель юному Судейкину.
С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска.
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. Первое впечатление: сумасшедший.
Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В эти годы он вновь писал демонов. Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Тогда же у врубеля складываются и другие средства преображения реальности. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Царевна – лебедь картина михаила врубеля, посвященная персонажу оперы.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, вот таким образом он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. В 1906 художник ослеп.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». И свою картину художник сначала назвал Сатир. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Чуть намечена фигура Нептуна. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Сильное, грозное произведение. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Это уже восхищает и поражает. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Прошение было удовлетворено157.
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Сквозь безумие проглянул гений».
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Вникая в строение раковины, художник понял, что ее отливы зависят от фактуры, образуемой наслоениями перламутра, — где-то поверхность абсолютно гладкая, где-то шероховатая, перистая, слоистая: у нее есть планы. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.
Да и название выбрано не случайно. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Михаил Врубель. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Живопись, графика, старые фото. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Свадебное торжество проходило в Женеве. В его даровании раскрылись универсальные возможности. А свет также дает о себе знать. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Чтобы познакомиться с оригиналами работ этого великого мастера даже не обязательно посещать картинные галереи.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
И в нем кто-то должен обитать. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Тогда художник вписывает в картину морских царевен.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Как мы видим, старец не совсем обычный. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Произведение удалось. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.
Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.
Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В качестве декораций художник выбрал российский лес.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Сразу выражение его лица изменилось. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Афанасий» и «Христос Спаситель». Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. nbsp Жизнь и творчество художника. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Да. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.