По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду».
Род. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Конь богатырский под стать хозяину. Да ведь до них несколько верст.
Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. Холст, масло.
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Его богатырь — могучий исполин. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Оно, заостренное вверху. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Сильное, грозное произведение. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Эта большая акварель поразительна. Богатырь. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом.
Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Настоящая русская ломовая под стать своему седоку, то ли под его грузом просела и копытами ушла в землю, то ли она вырастает из недр матушкиземли, питаясь ее силами, воплощая ее мощь.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Работа не привела к улучшению. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха Он подобен старому пню, заросшему мхом.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Может быть, в закладе. У его апостолов были живые прототипы.
Богатырь порожден самой природой: его доспехи сплетены из трав и ветвей, пальцы рук узловаты, как сучья, борода – серебристый мох, в глазах – синь бездонных озер. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Это вот, эти копны сена. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
В колорите картины – контрасты. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины.
Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть и были интимными и личными. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Весь его образ очень смелый и боевой. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.
Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Брюсова. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Он показывал свое видение и представление данного мира. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Его вид совсем не вызывает страха. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». музей русского искусства, Киев). Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Врубеля. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Противоположный подход был у Николая Рериха. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Савву похоронили на Байковой горе. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель.
Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Представители рода Врубелей (от польск. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Как было его сохранить. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Картина в целом поражает титанической фантастичностью, чудовищной мощью и монументальностью. Конь богатырский под стать хозяину. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Его богатырь — могучий исполин. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Прошение было удовлетворено157.
На богатыре надеты защитные латы. Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». За спиной виднеются лук и стрелы.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Демон низринут в ущелье среди скал. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Он искал правильный ракурс поворота. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
«. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Возникает ощущение цельности и сопричастности.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой фаюмские портреты Фаюмские портреты – серия погребальных портретов в Римском Египте I – III веков. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Однако он не растерял связей с художниками и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Но и не только это. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Рождается ощущение первозданности. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства.
продолжение. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
В 5 лет Михаил начал рисовать. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Но когда смотришь на массивную фигуру богатыря, то кажется, что это под силой его веса она погрузла в землю. Пан подобен лукавому лешему.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Больно, горько до слез. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. С Рерихом все поменялось. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.
И название картина имела совсем другое. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Вся меблировка два простых табурета и кровать. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Лучшего патриотического образа и не создать. Это один из его несомненных шедевров. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. мне было все это видеть. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. В Академии он работал по двенадцать часов в день. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». 1898 – 1899.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Искусствовед Н. М. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. За спиной виднеются лук и стрелы. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. На богатыре надеты защитные латы. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В нем поднимался богоборческий бунт. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Весь его образ очень смелый и боевой.
«Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Врубель провел в Венеции около полугода.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. (1906), необычайно выразительный. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Врубель писал картины на темы pyc. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Она подлинно монументальна. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. сказок и опер Н. А. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Кирилле», «Св.