Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему.
Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Может быть, в закладе. Работа не привела к улучшению. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Сильное, грозное произведение. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить.
Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Она поражает разнообразием этнического состава. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Свадебное торжество проходило в Женеве. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубель писал картины на темы pyc. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Прошение было удовлетворено157. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Искусствовед Н. М. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
Надежда играла роль сестры Гретель. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Да ведь до них несколько верст. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Все эти произведения в силу занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью, хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических картин Беклина».
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Через несколько дней он полностью ослеп155. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Брюсова. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Пан подобен лукавому лешему. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Она подлинно монументальна. В его даровании раскрылись универсальные возможности. «.
Учился в Академии Художеств. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. музей русского искусства, Киев). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Мамонтова (оба – 1897). Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Синими искрами загораются стекла пенсне.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Кирилле», «Св.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». продолжение. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. (1906), необычайно выразительный. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Рождается ощущение первозданности. В эти годы он вновь писал демонов.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Больно, горько до слез.
После окончания академии Михаилу повезло. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Представители рода Врубелей (от польск. И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Федорова. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Произведение удалось. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
В 1906 художник ослеп. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Как мы видим, старец не совсем обычный. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Арцыбушева и С. И. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Это вот, эти копны сена. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Врубель провел в Венеции около полугода. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. форма, которая создана природой вовек. ».
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. мне было все это видеть. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Это был Петербург 1896 года. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Удивительна наследственность Врубеля. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Его вид совсем не вызывает страха. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
В 5 лет Михаил начал рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Афанасий» и «Христос Спаситель». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Но и не только это.
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Демон низринут в ущелье среди скал. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Эта большая акварель поразительна. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Савву похоронили на Байковой горе.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. В колорите картины – контрасты. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Каждый из них, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной живописной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает внутренней значительностью, сюжетно-образной, декоративно-стилистической завершенностью, досказанностью, противопоказанной иллюстрации. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. всегда свой. ».
Родился М. Врубель в Омске, учился в Академии художеств в Петербурге у П. П. Чистякова, а уроки акварели ему преподавал Илья Репин. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем».
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
А глаза были материнские – карие. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Вся цветовая композиция приведена в единство. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Пан согнулся от старости и устал от жизни. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. У его апостолов были живые прототипы. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Род. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Это один из его несомненных шедевров. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Как было его сохранить. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. сказок и опер Н. А. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В нем поднимался богоборческий бунт. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.