Пан подобен лукавому лешему. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Она поражает разнообразием этнического состава. Это один из его несомненных шедевров. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Врубель провел в Венеции около полугода. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля.
С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Судьбу Врубеля можно назвать трагической.
Самобытная манера художника, особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предтечей кубизма и мерцающий тонами сине-лилового мирового сумрака (А. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Не все из них согласились. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В 5 лет Михаил начал рисовать.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Через несколько дней он полностью ослеп155. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. А глаза были материнские – карие. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
«. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Свадебное торжество проходило в Женеве. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Но Демон постоянно менялся, ускользал и этот поединок становится наваждением для художника. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Произведение удалось. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Меня и Серова поражало это. ». Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Да ведь до них несколько верст.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Искусствовед Н. М. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Единственным смыслом иллюстраций он провозгласил ее полную субъективность, то есть выражение собственного индивидуально-неповторимого взгляда на литературное произведение.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В эти годы он вновь писал демонов. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Эта большая акварель поразительна. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Это вот, эти копны сена. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Сильное, грозное произведение. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же).
Он все мои картины исказил». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Реализм был не важен для него. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Его Демон остался верен своей натуре.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист.
Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Род. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Рождается ощущение первозданности. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». И свою картину художник сначала назвал Сатир. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Михаил Александрович Врубель. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Врубель обладал уникальной памятью. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Представители рода Врубелей (от польск. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Так, после посещения экспозиции картины «Страшный суд» Микеланджело, Врубель смог только лишь по памяти создать фреску по мотивам шедевра. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
«Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Как было его сохранить. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Савву похоронили на Байковой горе. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Его вид совсем не вызывает страха. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Может быть, в закладе. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Он не следовал анатомической правильности.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Речь шла об Эмилии Праховой. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. Работа не привела к улучшению. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
продолжение. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
В его даровании раскрылись универсальные возможности. музей русского искусства, Киев). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака».
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. У его апостолов были живые прототипы. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Кирилле», «Св. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Критики утверждали: «декадентское уродство». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. сказок и опер Н. А. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Демон низринут в ущелье среди скал.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Прошение было удовлетворено157.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В нем поднимался богоборческий бунт. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Больно, горько до слез. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В 1906 художник ослеп. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Но и не только это. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). (1906), необычайно выразительный.
В колорите картины – контрасты. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик – чуть более двадцати лет. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Мучившие художника головные боли усиливаются. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Это дьявол делает с моими картинами. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Врубель писал картины на темы pyc. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Врубель винит в беде себя. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Учился в Академии Художеств. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись. Она подлинно монументальна. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Удивительна наследственность Врубеля. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. мне было все это видеть.
В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Брюсова.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Еще полный надежд и сил 34-летний художник пишет одинокого юношу, в котором удивительным образом сочетается внешняя сила и душевная усталость, бессилие. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.