В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. музей русского искусства, Киев). Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
В эти годы он вновь писал демонов. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его демоны получили мировое признание, он так и не узнал. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Речь шла об Эмилии Праховой. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Это дьявол делает с моими картинами.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Он все мои картины исказил». Слово демон в переводе с греческого означает душа. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Не все из них согласились. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Брюсова.
Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.
Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. сказок и опер Н. А. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Сильное, грозное произведение. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Эта большая акварель поразительна. мне было все это видеть.
20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Кирилле», «Св. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Критики утверждали: «декадентское уродство». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Демон низринут в ущелье среди скал. Состояние художника тем временем ухудшалось.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Она подлинно монументальна. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Искусствовед Н. М. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью.
продолжение. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Удивительна наследственность Врубеля.
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Федорова.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Кроме того, он начал терять зрение.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Особенно примечательна акварель Голова Демона. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Врубель провел в Венеции около полугода. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Савву похоронили на Байковой горе. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Представители рода Врубелей (от польск. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В Академии он работал по двенадцать часов в день. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Вот сплошная пелена снега, оживляемая только узкой проталинкой и чернеющими вдали голыми ветками. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Да ведь до них несколько верст. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Вся цветовая композиция приведена в единство. «.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Афанасий» и «Христос Спаситель». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Но и не только это.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Она поражает разнообразием этнического состава. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Свадебное торжество проходило в Женеве. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. К этому же времени относятся интересные автопортреты. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Он не следовал анатомической правильности.
Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Прошение было удовлетворено157. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Учился в Академии Художеств.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. В колорите картины – контрасты. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Род.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Реализм был не важен для него. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. А глаза были материнские – карие. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». В нем поднимался богоборческий бунт. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Как было его сохранить.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Мамонтова (оба – 1897).
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Это вот, эти копны сена.
Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними.
Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. У его апостолов были живые прототипы.
Рождается ощущение первозданности. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. (1906), необычайно выразительный. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио.
Через несколько дней он полностью ослеп155.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Арцыбушева и С. И. На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Произведение удалось. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Больно, горько до слез. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Это один из его несомненных шедевров. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Синими искрами загораются стекла пенсне. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. В 1906 художник ослеп.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Врубель писал картины на темы pyc.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Работа не привела к улучшению.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Может быть, в закладе. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138.
Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии.