В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина».
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской.
Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. В 1906 художник ослеп. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. (1906), необычайно выразительный. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Вся цветовая композиция приведена в единство.
Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
В 1890 году художник переехал в Москву. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Как было его сохранить. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Но и не только это. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Фон только на этой картине реалистичен. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Сильное, грозное произведение. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). мне было все это видеть. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Вессель. Кирилле», «Св. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон».
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Рождается ощущение первозданности. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила.
Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Его вид совсем не вызывает страха. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). всегда свой. ».
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Это один из его несомненных шедевров. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации – тоже.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Свадебное торжество проходило в Женеве. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Род. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Синими искрами загораются стекла пенсне. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Мучившие художника головные боли усиливаются. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Из-за службы отца семья часто переезжала. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Надежда играла роль сестры Гретель.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель».
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Вдохновение Врубель черпал в естестве природы, учась на ее закономерностях и необычности, убеждая остальных в том, что в основе красоты лежит «. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. форма, которая создана природой вовек. ».
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.
С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Федорова. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Демон низринут в ущелье среди скал. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Работа не привела к улучшению. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. В 5 лет Михаил начал рисовать. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. А. М.
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. Учился в Академии Художеств.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника.
А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». И свою картину художник сначала назвал Сатир. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Прошение было удовлетворено157.
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В качестве декораций художник выбрал российский лес. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила колористический дар. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Это был Петербург 1896 года. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Как мы видим, старец не совсем обычный. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Сквозь безумие проглянул гений». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
Арцыбушева и С. И. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). А глаза были материнские – карие. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней».
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Она поражает разнообразием этнического состава. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Это вот, эти копны сена. Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Мамонтова (оба – 1897). Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Савву похоронили на Байковой горе. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. сказок и опер Н. А. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Его Демон остался верен своей натуре. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. У его апостолов были живые прототипы. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).
Сразу выражение его лица изменилось. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1898 году Врубель отправился на Украину.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Брюсова. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Сидящий демон — словно исполин.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Она подлинно монументальна. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
Да ведь до них несколько верст. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Тогда он переехал в Москву. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Может быть, в закладе. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Произведение удалось. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Врубель писал картины на темы pyc. Он критически относился к современному искусству. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. После окончания академии Михаилу повезло. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Врубель жениться на Е. Х. Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Вернувшись из Венеции, Врубель метался. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. музей русского искусства, Киев). Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон».
Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Удивительна наследственность Врубеля. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Эта большая акварель поразительна.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В эти годы он вновь писал демонов. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств.
Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д. Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В колорите картины – контрасты.
Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В нем поднимался богоборческий бунт. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились Суриков, Васнецов и Репин, еще одним талантливым учеником.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
продолжение. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Первое впечатление: сумасшедший. Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
«. Врубель провел в Венеции около полугода. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Представители рода Врубелей (от польск. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Общее руководство работами принадлежало Прахову. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Пан подобен лукавому лешему. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Врубель винит в беде себя. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития.
Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Искусствовед Н. М. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Больно, горько до слез. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Меня и Серова поражало это. ». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.