В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
В 1884 году Врубель бросает обучение в Академии и, по приглашению А. В. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов.
В 1898 году Врубель отправился на Украину. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Но он не мог целиком разделять их поиски «отрадного» в реальной действительности. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Особого внимания заслуживает исполненные черной акварелью «Голова Демона», «Тамара в гробу», которые можно отнести к лучшим работам живописца.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится».
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Возможно это произведение, как и «Демон» 1890 года, автобиографично. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей.
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Он мечтал о величавом искусстве грандиозных мировых идей, образах-символах, выражающих драматическую жизнь человеческого духа.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. А. М. Среди наиболеее ценных композиций на стенах Храма «Сошествие Святого Духа» и «Надгробный плач». Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.
По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Учился в Академии Художеств. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Чтобы написать иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви — «Христа», «Богоматери», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия» – Врубель в 1885 году отправляется в Венецию, где изучает древние византийские мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно.
Меня и Серова поражало это. ». В 1906 году художник ослеп. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Прошение было удовлетворено157. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Сидящий демон — словно исполин. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Работа не привела к улучшению. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Он создает пять панно на тему «Фауста». В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Из-за службы отца семья часто переезжала. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. 17 марта 1856. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Мучившие художника головные боли усиливаются. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Вот таким образом Врубель оказался одиноким среди своих друзей-москвичей, тяготевших к импрессионизму. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. ость перед лицом времени и грядущими переменами, страстное отрицание косности и скудности мещанского существования, светлую и неодолимую мечту о прекрасном и свободном человеке, о другом, лучшем мире. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.
В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Не все из них согласились.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
всегда свой. ». Прахова, едет в Киев для проведения работ по реставрации живописи в Кирилловской церкви. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Синими искрами загораются стекла пенсне. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вскоре у художника началась тяжелая душевная болезнь.
Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Федорова. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С. И.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Римского-Корсакова, «Рогнеды» А. Н. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Удивительна наследственность Врубеля. Реализм был не важен для него. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Для частной оперы Мамонтова Михаил Александрович участвует в оформлении декораций «Садко» и «Сказки о царе Салтане» Н. А. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Это дьявол делает с моими картинами. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой.
Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в. ), связанных со средневековой традицией и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. А глаза были материнские – карие. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве).
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Критики утверждали: «декадентское уродство». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма.
Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего". В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69.
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Сильное, грозное произведение. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Синими искрами загораются стекла пенсне. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе.
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Так как отец будущего художника был военным, его семья часто меняла место жительства. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну.
Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Произведение удалось. Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Арцыбушева и С. И. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В 1890 году художник переехал в Москву. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его.
Серова. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью.
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Она поражает разнообразием этнического состава. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Вся цветовая композиция приведена в единство. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Мамонтова (оба – 1897). Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Вся цветовая композиция приведена в единство. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Федорова. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Поворотным стал 1895 год. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына.
Савву похоронили на Байковой горе. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Вот таким образом детские годы Михаила прошли в Астрахани и Саратове, гимназические годы прошли в Одессе. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он все мои картины исказил». "Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А.
Надежда играла роль сестры Гретель. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
«Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё.
В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. Михаил Александрович отправился на представление. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он создал 13 рисунков, большинство из которых относилось к «Демону». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Поразительна пластическая лепка лица и рук. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
Омск. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано.
Фон только на этой картине реалистичен. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Мамонтова.
Коровин, В. М. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. В 1890-91 годах Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Васнецов, В. А. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
В том, что это был не человек, можно было не сомневаться, – ни один из людей не обладает таким пронзительным взглядом. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Через несколько дней он полностью ослеп155. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Тогда он переехал в Москву. Выдающееся дарование Врубеля было замечено и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в. ). В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Чистякова, а в 1880 году его зачисляют учеником Академии художеств. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил).
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Востребованность таланта художника придает ему уверенности. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. "Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Вессель.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.
Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Его техника нанесения будущего орнамента имела черты геометрического построения – прямые пересекающиеся линии, точки их соприкосновения, многочисленные перехлесты, что напоминало рисунок инея на плоскости стекла. Арцыбушева и С. И.
Это был Петербург 1896 года. не могли вырвать всего этого из сердец. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. В 1902 году Михаил Александрович заканчивает работу над самым трагическим своим произведением – «Демон поверженный». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Мамонтовым и членами его кружка, среди которых были известные русские художники К. А. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Серов, И. И. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Его Демон остался верен своей натуре. Он не следовал анатомической правильности. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. В эти годы он вновь писал демонов. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Представители рода Врубелей (от польск. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
" Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902). Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Кирилле», «Св. В 1888 году Врубель пишет знаменитое произведение «Гамлет и Офелия». А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «.
Федорова. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Врубель винит в беде себя. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Здесь проявилось увлечение Врубелем в гимназические годы античностью и библейскими темами: Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом». После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Левитан. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Он критически относился к современному искусству.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Мамонтова (оба – 1897). Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
форма, которая создана природой вовек. ». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. Врубель жениться на Е. Х. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Он перекликается с опустошённостью души. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Лермонтова для юбилейного издания его сочинений. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В 1906 художник ослеп. Речь шла об Эмилии Праховой. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Однако в периоды ясного сознания Врубель продолжал работать: в 1905 году он набросал углем и пастелью портрет жены у камина «После концерта». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Так, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он построил специальный павильон для отвергнутых правительственным жюри грандиозных панно Врубеля — «Микулы Селяниновича» и «Принцессы Грезы».
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.