Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. «царевна-лебедь» – картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» – сценический портрет Надежды Забелы-Врубель.
«царевна-лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме моря музыки Римского-Корсакова. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Глядя на его полотна, понимаешь – сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля.
«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Ничего общего со статными румяными и жизнерадостными красавицами-царевнами, какими их традиционно изображают иллюстраторы русских сказок, не имеет Царевна-Лебедь Врубеля. Вдохновленный сценическим образом своей супруги, сыгравшей в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» прекрасную Царевну-Лебедь, Врубель решил посвятить себя не только декорациям к этой сценической постановке одноименной сказки Пушкина, но и портрету волшебницы в момент ее перевоплощения.
Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Об одной из них восхитительным языком красок и образов рассказал Врубель М. Царевна-Лебедь живет в каждом ищущем поэзии и волшебства сердце.
А ее облик заставлял только восхищаться. В совокупности они могут составить своеобразный миф, ту картину мира, которая будет отражать особенности восприятия художником реальности. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением». После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.
Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Это неслучайно. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо «вечные» идеи. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Царит полный покой, все как – будто заколдовано.
Эта картина – не просто образ героини сказки А. С. Пушкина. Это неслучайно. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела.
С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». На картине вы не увидите ни жестов, ни действия.
Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений.
На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Художник и певица обвенчались в том же году.
Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. Судьба Врубеля была очень не простой. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Но это неправда.
Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Под фатой виднеется темная густая коса. С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката.
Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Чувствуется, что на душе героини неспокойно.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Волшебная кисть художника остановила девушку в пути и заставила оглянуться. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя.
Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. На холсте Врубель изобразил собственную жену, Надежду. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Так оно и есть.
Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. «Царевна-Лебедь» опера Римского-Корсакова. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты».
На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». На лице можно прочесть грусть и одиночество. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.
На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально. На алых губах нет и тени улыбки. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно.
Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека. И какой облик. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы.
Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее.
Полотно просто удивительно. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель.
Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону.
Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Это неслучайно. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни.
Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. Ее наряд больше похож на свадебный.
Надежда понимала гениального Врубеля. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность.