Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Его вид совсем не вызывает страха. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Как было его сохранить. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». 1898 – 1899.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Род. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Врубель провел в Венеции около полугода.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Холст, масло. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». В нем поднимался богоборческий бунт. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.
Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. На богатыре надеты защитные латы.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. У его апостолов были живые прототипы.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
С Рерихом все поменялось. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубеля. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир.
В колорите картины – контрасты. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. продолжение. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Пан подобен лукавому лешему. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Это один из его несомненных шедевров. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Конь богатырский под стать хозяину. Но когда смотришь на массивную фигуру богатыря, то кажется, что это под силой его веса она погрузла в землю.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
музей русского искусства, Киев). Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Он показывал свое видение и представление данного мира. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Лучшего патриотического образа и не создать.
Ноги коня, кажется, вырастают прямо из земли рядом с маленькими пышными елочками, на которых сидят мудрые птицы. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Традиционная для русских богатырей одежда, узнаваемая нами, органично смотрится в сочетании красок, тонов, линий общего фона картины. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27.
На богатыре надеты защитные латы. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Больно, горько до слез. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Он искал правильный ракурс поворота.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Весь его образ очень смелый и боевой.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Она подлинно монументальна. Это вот, эти копны сена. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Богатырь.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. мне было все это видеть. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
За спиной виднеются лук и стрелы. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Его богатырь — могучий исполин. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Может быть, в закладе. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150.
Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Брюсова.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Его богатырь — могучий исполин. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В 5 лет Михаил начал рисовать. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Весь его образ очень смелый и боевой. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину. И всадник и конь как будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.
Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Савву похоронили на Байковой горе. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Конечно, Врубель писал не просто портрет. За спиной виднеются лук и стрелы. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Да ведь до них несколько верст. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Кирилле», «Св. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. К этому же времени относятся интересные автопортреты.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Сильное, грозное произведение. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Преобладают в картине цвета темных оттенков, что придает ей еще большей грозности и могущественности.
Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался.
Демон низринут в ущелье среди скал. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Прошение было удовлетворено157. Но и не только это.
Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Врубель писал картины на темы pyc. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Эта большая акварель поразительна.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку и лукавого Алешу Поповича по левую. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Представители рода Врубелей (от польск. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Художник постарался сделать образ богатыря таким, чтобы было ясно, весь русский народ окутан мощью и мудростью. И название картина имела совсем другое. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены.
Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Конь богатырский под стать хозяину. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. «. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Рождается ощущение первозданности. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Через несколько дней он полностью ослеп155. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85.
В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Оно, заостренное вверху. Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. (1906), необычайно выразительный. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Тех миров, которые видели они, мы не видим. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Противоположный подход был у Николая Рериха. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Работа не привела к улучшению. сказок и опер Н. А. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.