Таков врубелевский Богатырь (1898, ГРМ) – порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Иллюстративный материал: В. М. Васнецов «Богатыри», М. А. Врубель «Богатырь», Н. К. Рерих «Русская сила богатырская», К. Васильев «Микула и Вольга».
Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Настоящая русская ломовая под стать своему седоку, то ли под его грузом просела и копытами ушла в землю, то ли она вырастает из недр матушкиземли, питаясь ее силами, воплощая ее мощь. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Рождается ощущение первозданности.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Пан подобен лукавому лешему.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Кирилле», «Св. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Он показывал свое видение и представление данного мира. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. Работа не привела к улучшению. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину. На богатыре надеты защитные латы. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Художник Русской частной оперы С. И. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Богатырь. Через несколько дней он полностью ослеп155. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Вначале это был обычный традиционный прямоугольник, а свою форму произведение получило немного позже.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Мамонтова.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).
В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы. В колорите картины – контрасты. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Первоначально она называлась «Илья Муромец».
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. «.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Да ведь до них несколько верст. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Это не было случайностью в его творчестве.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Это находит отражение и в станковом характере рисунков. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Конь богатырский под стать хозяину. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). За спиной виднеются лук и стрелы. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Из воспоминаний Б. К. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Прошение было удовлетворено157.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Искусствовед Н. М. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
С Рерихом все поменялось. продолжение. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Брюсова. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Это один из его несомненных шедевров. Оно, заостренное вверху. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Это вот, эти копны сена. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Холст не был разделён на клетки. музей русского искусства, Киев). И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Сильное, грозное произведение.
Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Предложение я принял, конечно, охотно.
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Первое что взялся творить художник, так это голова лошади.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
(1906), необычайно выразительный. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Противоположный подход был у Николая Рериха.
Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Его вид совсем не вызывает страха. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубеля. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля.
Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Весь его образ очень смелый и боевой.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.
мне было все это видеть. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он искал правильный ракурс поворота. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Начал он с головы лошади. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. За спиной виднеются лук и стрелы. Из воспоминаний Н. А. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Эта большая акварель поразительна.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Репина занимался акварелью. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Может быть, в закладе.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. У его апостолов были живые прототипы.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Савву похоронили на Байковой горе. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Врубель писал картины на темы pyc.
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Но и не только это.
Художнику удалось найти пластическое выражение мысли о богатырском начале как о порождении могучих сил природы. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. И всадник и конь будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Прахова, сына архитектора А. В. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В 5 лет Михаил начал рисовать. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Как было его сохранить. сказок и опер Н. А. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Представители рода Врубелей (от польск.
Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. По совету И. Е.
По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Врубель провел в Венеции около полугода. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Лучшего патриотического образа и не создать. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Больно, горько до слез.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.
Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок.
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. И название картина имела совсем другое.
И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Картина Богатырь раньше называлась по-другому. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Его богатырь — могучий исполин. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Она подлинно монументальна. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Демон низринут в ущелье среди скал. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Род. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Весь его образ очень смелый и боевой. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173.
В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. В нем поднимался богоборческий бунт. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
На богатыре надеты защитные латы. Чистякова (курс не окончил). Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.