В 1896 году мир увидел первые декоративные панно Мухи – Времена года. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а манера изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. «женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире. «времена года» – неповторимая серия полотен чешско-моравского художника Альфонса Мухи, яркого представителя стиля «ар-нуво». В том же стиле Мухи создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896 Цветы, 1897 Месяцы, 1899 Звезды, 1902 все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.
Времена года» – это коллекция из четырех медалей с изображением шедевров знаменитого модерниста Альфонса Мухи.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В 1906 году мастер женится на Марии. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. Однако в завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз – славянство для будущего» русские и Россия отсутствуют. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Демократизм изначально был свойственен характеру Альфонса Мухи. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Идеи, выраженные в произведениях Альфонса Мухи, часто носят характер символический и универсальный, возвышенный и облагораживающий. Муха остался без средств к существованию. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью-Йорк, на этот раз вместе с женой.
Приведем краткое описание картины. Вот здесь ему и пригодились навыки, приобретённые в выполнении мелких заказов в годы безденежья. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Среди первых работ Мухи в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».
Вся работа заняла у Мухи три месяца. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Альфонс Муха повлиял и на становление своего сына на литературном поприще. Сегодня это украшение изображённое на афише Мухи к спектаклю «Медея», хранится в японской коллекции Doi. Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898).
После обретения Чехословакией независимости новому государству понадобилась своя валюта. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Муха сотрудничает с различными идательствами. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. В настоящее время она живет в Чехии. Он освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
В настоящее время она живет в Чехии. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Первые работы были площадью в 48 квадратных метров, но фабрика, которая делала для них холсты, пострадала в Первую мировую войну и для следующих работ размер холста пришлось уменьшить почти вдвое. Я, естественно, продолжал реветь, реветь и реветь.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах.
Заниматься творчеством художник должен с совершенно трезвой головой и с ясной мыслью». На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. Он был не только живописцем и графиком. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Вот таким образом свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. У нее две дочери. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Ivanice, нем.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Он мне давал и иные практические советы. К сожалению и в послевоенные годы официальные круги Чехословакии осуждали творчество Альфонса Мухи как «буржуазно-декадентское». Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В 20 веке они уже ничего не давали для развития живописи, как искусства. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. Является единственным официальным музеем художника. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Пожелал стать членом этой группы и Альфонс Муха. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. Во время нацистской оккупации произведения Альфонса Мухи находились под строжайшим запретом. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма) и чрезмерно националистическим.
В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Полотна «Славянской эпопеи» были сняты с экспозиции, «чтобы предотвратить их вредное влияние». Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений известных сегодня всему миру.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Мария была младше художника на 22 года и прмерно на столько же его пережила. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Интересна история внучки Мухи. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Символизм для Мухи был гораздо более значимым явлением, чем новый стиль в искусстве.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии аллегорий («Времена года», 1896 «Цветы», 1897 «Месяцы», 1899 «Звезды», 1900). «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Он был очень этим горд. Есть там и коллекция фотографий сделанных художником в 20-е годы прошлого столетия. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Разумеется, все было не так просто. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Мягкие наплывы и утоньшения создают причудливо живую светотень даже контурного рисунка. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Великая актриса была очарована работой. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. В 1928 Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Альфонс был первым сыном во втором браке. По условиям договора он взялся за выполнение афиши к двадцатой экспозиции Салона.
Он наверняка знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. «Вот таким образом однажды, когда мне было полгода или год и я безутешно плакал, отец, посадив меня рядом с собой около мольберта, уговаривал, чтобы я перестал плакать.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою принадлежность к модерну. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От заказов не было отбоя. Музей в Праге был открыт благодаря активности внука Мухи – Джона Мухи. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Сейчас этот браслет хранится в Японии (Doi Collection) – как экспонат второго по величине коллекционного собрания работ Мухи.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Первый в мире музей Альфонса Мухи был создан в Японии. Альфонс Мария Муха (1860-1939 гг) – является Моравско-Чешским художником, театральным деятелем иллюстратором, скульптором и ювелирным дизайнером. Я никогда не пытался заменять собственную энергию различными стимуляторами».
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Но судьба благосклонна к гению. Осенняя погода приносила простуду. Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В настоящее время здесь представлена лишь часть творчества Мухи. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Хитилова была соотечественницей Мухи. Свой замысел — «полуобнажённая женщина c головой в ореоле золотых волос, рассыпающихся каскадом арабесок», — Дешан посоветовал исполнить в точности, убеждая Альфонса Муху, что так он создаст шедевр декоративного плаката. Правоту Дешана, оценившего изображение как шедевр декоративного панно, подтвердил его мгновенный успех у публики.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В современном понимании он был сторонником социального государства. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Оно находится в музее Альфонса Мухи в Праге. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году6.
Книга была издана в формате 395 на 310 мм. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Он иллюстрировал детские книги и на их выпуске сделал себе состояние. Позднее выяснилось, что это было правильное решение. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Для него Муха делал дизайн интерьера его ювелирного салона и стенда на Мировой выставке. Когда рассматриваешь картину в целом или какую-нибудь одну ее деталь, не покидает чувство цельности и подчинения единому замыслу. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
Творчество художника надолго предали забвению. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Муха посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Главным способом воспитания Альфонс Муха считал увещевание, с чем и связано одно из воспоминаний сына о нем. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. В отделе под названием «Парижские плакаты» центральное место уделяется театральным афишам с изображением великой французской актрисы Сары Бернар – на одной – в образе «Джизмонды», на другой – «Медеи». Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Именно это заинтересовало Муху прежде всего. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы.
Moravsk Krumlov доступна для осмотра с 1963). Художник моментально становится знаменитым. Она приобретает какую-то особенную тонкость, особенный «дух Мухи».
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Альфонс Мария Муха был одним из самых характерных художников эпохи модерна. Мне кажется, что своими советами отец меня избавил от множества постыдных ситуаций, которые могли возникнуть, если бы я его не послушал. Это мнение сыграло свою роль в судьбе эпопеи Альфонса Мухи в его родной стране. Надо заметить, что и в современное время они широко тиражируются в виде арт-постеров.
А отец мне говорил, что не стоит торопиться с публикациями. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Его стиль — это гармония целого: каждая деталь существует в согласии с другими деталями. Бумага эта почему-то была названа именем библейского праведника Иова.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), в 1889 году заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспянским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством.
Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля. Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. От заказов не было отбоя. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Родословная Мухи по линии отца – это родословная потомственных виноградарей. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Вся плоскость листа организована. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
В 1922 г., когда был голод в советской России и было организовано международное общество «Помгол», Муха создал плакат, на котором была изображена женщина, держащая на руках ребенка, умирающего от голода. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Он не был, возможно, гениальным художником, но стал гениальным популяризатором стиля.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. В этом же году Муха пишет огромное полотно, которое имеет четыре названия: «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». За последующие 6 лет по заключенному контракту из-под его рук вышло огромное количество афиш к знаменитым спектаклям – «Дама с Камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет».
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее.
Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. С 1904 по 1913 гг. Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Я довольно рано начал размышлять о литературе, как о своем ремесле. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером красивых вещей. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. На создание данного цикла у него ушло около 20 лет и стало венцом его творчества. Сам Муха свято верил, что искусство должно быть доступным самым широким массам народа.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью-Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
В тот период основной заработок Мухе приносили иллюстрации, которые он выполнял для популярных журналов. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Он оставил воспоминания о своём отце, в которых писал: «Мой отец очень поздно женился и мое созревание, становление, а значит и осознание отца, пришлось на время, когда ему было уже далеко за шестьдесят.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Только после этого Фуке сделал его из золота и драгоценных камней.
Я предложил мою работу о драпировках. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Техника создания – масло и яичная темпера. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Он также активно занимался исследованием творчества своего отца. Муха остался без средств к существованию. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламныхплакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Муха остался без средств к существованию. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ использовав все свое мастерство.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. С середины 1920-х годов, вернувшись в Чехию, Муха целиком и полностью посвящает себя работе над циклом картин большого формата около 8 на 6 метров «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Занимался он и практической работой. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Эта работа является прекрасным примером символического живописного языка художника.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Он это выразил двумя словами vasniva pasivita – страстная пассивность.
В жизнь их воплотил известный мастер и друг художника Жорж Фуке. Картины написаны маслом в сочетании с яичной темперой. Бедность тоже имеет право на красоту, - любил говорить Муха. Мальчик с детства хорошо рисовал. Муха начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни — национально – историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Оформительскую задачу Муха решал комплексно.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». В ту пору он заинтересовался историей славян. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, открытый в феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре города, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Именно эта книга, а также декоративные панно, плакаты и афиши являются источником вдохновения для внучки Мухи Ярмилы Муха Плоцковой, работы которой (в основном, речь идет об украшениях и декоративных предметах) можно найти в специализированных магазинах в Праге (Art decoratif и Belda galery), а также в сети музейных магазинов Франции (Reunion des Musees nationaux de France).
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. В следующем году «Салон ста» заказал Альфонсу Мухе плакат для его первой собственной выставки. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Гёте, например, считал главным делом своей жизни не Фауста, а свою работу по теории цвета. Позже у них рождаются две дочери и сын. У неё две дочери. Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. «Он мне очень нравился. Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Интересна история внучки Мухи. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил ее отец, Йиржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Это на меня сильно повлияло. Возможно, в этом решении сказались традиции классических академий живописи. Свой Славянский эпос Муха считал главным делом второй половины своей жизни. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии. Например, отец повторял, что «за человека не пишет кофе, не пишет вино.
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: « сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность — тернами и любовь — цветами».
Своё мнение критики основывали на том, что эпос Мухи опоздал по времени на целое столетие. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома».
Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Этот плакат сейчас висит на постоянной экспозиции Мухи на Староместской площади в Праге. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». В этом его неповторимость.
Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Крейн сам был очень талантливым художником. Однако в 1889 граф из-за финансовых трудностей прекратил спонсировать обучение Мухи и Муха остается без средств к существованию. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. Тем не менее денег эти заказы приносили немного.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
В плакате присутствует и аллюзия на происхождение Мухи — обрамлённая маргаритками шляпка девушки является распространённым мотивом народного искусства Моравии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Оба дизайна коллекции украшений: Сара Бернар и Либуше – отображают основные моменты творчества Альфонса Мухи: его коммерческий и художественный прорыв под покровительством Сары Бернар и из последнего периода, цикл иллюстраций Славянский эпос. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Открывалась она фронтисписом изображавшим человека, взывающего к изображенному где-то сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. От заказов не было отбоя. Связь с Россией и интерес к русским темам не исчезли у Мухи и в советскую эпоху.
Сочетание таких противоположных вещей и составляет сущность загадочной русской души. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Эпос Мухи планируется вернуть в Прагу в 2010 году.
Не забывал он и о воспитании сына. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. Планировалось сделать около 36 полотен, но завершено было только 20 из них.
В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы. Для меня он уже не был отцом в настоящем смысле этого слова, а скорее, фигура, символ, «весьма серьезный философский институт», который воспитывал своего ребенка несколько нетрадиционным образом. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893 году и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля Арт Нуво. Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году.