Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Фресками Мазаччо, самой известной из которых является «Чудо со статиром», вдохновлялись последующие великие художники эпохи Возрождения. Передача света и тени, сияния жемчуга и металла (мечи, украшения и вазы), детальное изображение тканей с изящными складками художниками эпохи Возрождения – настоящий прорыв в живописи.
Основоположником искусства Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи – великий художник и ученый. Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до 20 века. Что же делать последующим поколениям. Живописцы эпохи Возрождения были настолько разнообразными, оригинальными авторами и их было настолько много, что охватить всех даже выдающихся художников просто невозможно. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.
Итальянские художники эпохи Возрождения обладали многогранными талантами. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал испытал эмоциональное переживание. Художники эпохи Возрождения – это художники больших знаний.
Художники эпохи Возрождения, как правило, обучались у более старших и опытных мастеров. Несмотря на то, что вклад в искусство английских художников Возрождения был незначителен, но он отличается реалистичностью, в сравнении с творчеством итальянских художников Возрождения, чьи картины имели мифическую и религиозную направленность. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль недаром его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры. Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.
Эпоха Возрождения подарила нам целый ряд непревзойдённых художников: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Сандро Ботичелли, Джорджоне, Тициана, Караваджо и других.
В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении.
Эпоха Возрождения объединила их. Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).
Боттичелли удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворённость, скульптурную женственность и нежную хрупкость изысканность линейную точность и эмоциональность изменчивость.
Родиной Возрождения стала Флоренция. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Если в течение 5-14 вв. Однако следом подытожил: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь». Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом.
В этих условиях культура Западной Европы перешла к следующему этапу своего развития, к периоду зрелого и позднего Возрождения. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). 345-346. ).
В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции ит.
Этой формой искусства становится в первую очередь гравюра, которая заняла значительное место в творчестве таких выдающихся художников, как Дюрер, Гольбейн и Брейгель. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Немногие скульптуры.
В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 728).
15 в. — начало 16 в. ). Портрет Возрождения пронизан пафосом утверждения личности, сознанием того, что разнообразие и яркость индивидуальностей есть необходимая черта нормально развивающегося общества.
Всей своей сутью оно граничит с духовной культурой Ренессанса. Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Появляются различные жанры светского музыкального искусства— фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Леонардо был ученым изучающим природу не ради искусства, а ради науки.
Лишь впоследствии и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров своего времени.
И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен.
Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко).
Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Вот таким образом ценность человеческой личности определялась не только и не столько «ценой» его капитала, но и ее действительными качествами. Иероним». Начинается поиск приёмов передачи на плоскости объёма и трёхмерного пространства. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью.
Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346)., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. В конце XVI в. кризис усиливается.
Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455). Он предпочитает символические, аллегорические темы, любит мечтать, выражаться намёком. Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т. е.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
и Дж. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. Она является также и новым этапом в искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Кризис охватил и искусство. Своими особыми путями шла эволюция искусства Возрождения в Польше.
Его имя в искусстве неизменно связывают с представлением о возвышенной красоте и природной гармонии. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.
Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг.
Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Он начинал картины и бросал их, как только проблема казалась ему ясно сформулированной.
Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Резко повысился удельный вес произведений прикладного искусства и архитектурного декора, украшающих интерьеры дворцов патрицианской городской знати, ратуш, жилищ зажиточных горожан.
Искусство Возрождения в основном развивалось в соответствии с двумя ступенями в зарождении, а затем и начальном периоде развития капитализма в Европе, на которые ссылался в «Капитале» Маркс: «. Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Тех самых, кого мы зовем только по имени. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку.
palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени.
Преемник Хиллиарда – Исаак Оливер (1562 – 1617), работал в той же технике, что и сам Хиллиард. Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму.
Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Правда, в средневековой литературе очень рано зародились такие полные наивного реализма жанры, как, например, «фаблио» — своеобразные сказки-новеллы, противостоящие господствующей культуре и литературе феодальной эпохи. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Религия была центральным звеном в социальном урегулировании и повседневной жизни.
Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. И действительно, в этот период (начало XIV – конец XVI веков) наблюдается быстрое развитие культуры, устремление к античному искусству как эталону, которого нужно достичь. Характерная особенность культуры эпохи Возрождения – взаимосвязь искусства и науки. Он объединил в себе художественный и научный гений.
Единственный вид живописи, который получил распространение в Англии в 16 в., это портрет. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». В 16 в. она становится господствующей техникой.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Такими же разнородными талантами отличался и его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинская капелла, в которой поражает своим грозным величием картина страшного суда) из его статуй особенно прославился Моисей. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Если к северу от Альп (Нидерланды, Германия) новый тип архитектуры ренессансного города на первых этапах создавался в основном путем переработки готической архитектуры в духе большей гармоничности и повышенной праздничности форм, то в Италии разрыв со средневековой архитектурой носил более открытый и последовательный характер.
В трудные для Италии времена и наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Искусство становится более регламентированным, придворным. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
В 1513—1516 гг. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Большое значение имела и тесная связь средневековой Италии с Византией.
Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Личная сметка, смелость, мужественная находчивость не утратили еще своего значения. Суть того нового, что принес Ренессанс в развитие прикладного искусства, состояла не только в широком применении античных мотивов декора и заимствованных у древности новых форм и пропорций самих предметов (сосуды, ювелирные изделия, отчасти мебель), хотя и это имело само по себе большое значение. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал: «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими».
Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Особое значение имело при этом обращение к античной ордерной системе, разумность, логичность построения архитектурного сооружения, выявление тектонической логики здания. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры.
Благодаря ей, фигуры и здания приобретают плотность и объём. Основы портрета нового времени были заложены именно в то время. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно.
Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».
В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию.
Широкое развитие в монументальной живописи получила (особенно в Италии) фреска (Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело). В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась.
Петра. В 15 в. ренессансная культура проникла и в Венгрию. В период позднего Возрождения к этому прибавилась разработка системы приемов, придающих непосредственную эмоциональную выразительность мазку, самой фактурной поверхности картины и овладение передачей эффектов освещения, постижение начал световоздушной перспективы. Большое значение для расцвета гравюры имел переход от рукописной к печатной книге.
Аэто говорит очем. Замечательные культуры народов Азии в своей исторической эволюции не знали Возрождения. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Ведь искусство велико, трудно и благородно и мы можем обратить его во славу божью.
На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495—1498). Эпоху Возрождения также называют «Ренессанс», что в переводе с французского «Renaissance» означает «заново рожденный». В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение— собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей. Леонардо да Винчи (1452—1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие.
Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Но главным призванием Альберти была архитектура. Правда, античное искусство также создало ряд шедевров реалистического портрета.
В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. Однако в отношении круга сюжетов изобразительное искусство Возрождения, за исключением индивидуального и группового портрета (пейзаж и историческая картина хотя и зарождались в это время, но не получили широкого развития), в основном продолжает обращаться к традиционным мотивам, почерпнутым из христианских мифов и сказаний, широко дополняя их сюжетами из античной мифологии. Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»). Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм.
Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань.
Необычайно большую роль, особенно в 14-15 вв. играли заказы и самого города. Он является архитектором первых трёх этажей. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе.
Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. «Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св.
Там бывали философы, поэты, музыканты. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), — в нижней части композиции.
великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения.
В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению.
Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Связь с наукой в эту эпоху имела своеобразный и очень органический характер. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно.
Флорентиец по рождению, он работал во многих городах Италии. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Их эстетические идеалы с точки зрения всемирно-исторической не были заблуждением. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм. Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне».
С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая». Она не сводилась лишь к использованию возможностей математики, экспериментальной анатомии, естественных наук в целом для совершенствования мастерства живописцев, ваятелей, зодчих. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428).
В Чехии, которая наряду с Италией и Нидерландами была тогда одной из самых экономически развитых областей Европы, во второй половине 14 в. возникло в недрах готического искусства реалистическое и гуманистическое художественное направление, подготовляющее появление искусства Возрождения (в частности, творчество Теодориха и Мастера Тржебоньского алтаря). Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. Художники конца XIII – начала XIV вв.
Но даже в этом виде искусства можно увидеть возникновение новых особенностей. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Стремление к широкому художественному охвату действительности и известное расширение круга «потребителей» искусства привело, особенно в северных странах Европы, к расцвету гравюры. Интересно отметить, что эпоха Возрождения («Ренессанс» на французском языке – возрождение), длившаяся с конца 14-го столетия до 17-го столетия, была периодом, когда наблюдался прогресс в разных областях: открытие Америки, научные открытия исследование новых материалов, полезные ископаемые и продукты (например, чай и какао). В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства.
Творчество Донателло (ок. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Само понятие Возрождение (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Широкое распространение получает перспективный многофигурный рельеф. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой.
Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Через Венецию прошел Велас- кес. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре».
Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Связано это с восхождением на папский престол честолюбивого, предприимчивого Юлия II, который привлек к своему двору самых лучших художников Италии. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.
Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. 20. ).
В первом из них, хранящемся в Лувре. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника. Но эта опасность сказалась пагубно на прикладных искусствах лишь значительно позднее.
Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Все эти достоинства присущи не только портретам, но и жанровым полотнам Тициана, посвящённым религиозным, аллегорическим историческим сюжетам.
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа.
Во-первых, широкое развитие получили сооружения светского назначения. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. С одной стороны, в творчестве позднего Тициана, Мйкеланджело, Гужона, Рабле, Брейгеля, Шекспира, Сервантеса реализм поднимается еще на одну ступень в своем стремлении овладеть богатством жизни, правдиво, с гуманистических позиций выразить ее противоречия, овладеть новыми сторонами жизни мира — изображением людских масс, столкновений и конфликтов характеров, передачей ощущения сложной «многоголосой» динамики жизни.
От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Этот период представляет собой в целом более высокую ступень развития раннего капитализма в рамках разлагающегося феодализма. Но сам приезд Гольбейна в Лондон в 1527г. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт.
Так, великий художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер, высказав предположение, что ряд древних трактатов об искусстве не дошел до его времени, так как «эти благородные книги при появлении церкви были искажены и уничтожены из ненависти к языческим идолам», замечает далее, обращаясь к отцам церкви: «Не убивайте со зла благородного искусства, которое было найдено и накоплено с великим трудом и старанием. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Заказы к Тициану поступали от самых почитаемых и знатных особ: римские папы, короли, кардиналы и герцоги. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку— у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).
По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429).
Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. Центральной фигурой живописи стал Джотто.
Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Пожалуй, это самая неординарная и выдающаяся личность в истории мировой художественной культуры. Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан.
Большое распространение получила скульптура. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь.
Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание» и др. ) языком живописи связаны в единое повествование. До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи.
Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Особенности искусства периода позднего Возрождения, захватывающего последние две трети 16 в., а в Англии и начало 17 в., обусловлены тем, что оно сложилось в период первоначального накопления капитала, развития мануфактур, глубокого кризиса и распада старых патриархальных феодальных форм хозяйства, захватившего отчасти и сельские районы каждой страны, бурной колониальной Экспансии и роста антифеодальных движений народных масс. Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию.
Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага.
XIII века. Назревала необходимость перестройки, более того, разрушения старой художественной системы.
Основы мастерства он получил от своего приемного отца. Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. Именно этот временный социально-исторический фактор, а не мифическое «превосходство» белой расы, как пытались утверждать буржуазные реакционные идеологи и апологеты колониальной экспансии, обусловил важный вклад Европы начиная с эпохи Возрождения в мировую художественную культуру. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам.
Габриели). Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
Это направление было тесно граничит с архитектурой. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). В искусстве Возрождения, заложившем основу художественной культуры будущего капиталистического общества иначе, чем в античной Греции, решался и вопрос об отражении быта, «труда и дней» граждан коммуны.
Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Это было абсолютно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. В случае успеха он богач, занимающий видное место в общественной жизни своего времени. Новый характер в эпоху Возрождения приобретает и прикладное искусство. Крупные изменения произошли и в общественных науках.
Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Войны уносили с лица земли и людей и то великое, что люди создавали. Одним из главных достижений итальянской архитектуры XV в. стало создание нового типа городских дворцов, послужившего образцом для общественных зданий более позднего времени.
Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. 1440 — 1504). Не случайно на смену критериям церковной морали, на смену двойственному и далекому от жизни идеалу человека средневековья — или аскету-монаху или воину — рыцарю «без страха и упрека» с его кодексом феодальной рабской верности сюзерену — приходит новый идеал человеческой ценности.
Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей.
Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Развернутое изображение той среды (природной или бытовой), на фоне и в тесной взаимосвязи с которой живет и действует человек имело для творчества художников Возрождения несоизмеримо большее значение, чем для их античных предшественников. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия.
Самой значительной работой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги и рисовавший повешенных. Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Эта характеристика, может быть, больше, чем к другим деятелям Возрождения, подходит к Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д.
Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»).
Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Одно из них состоит в том. Он один из самых поэтических художников в истории искусств.
Однако ее развитие было прервано после разгрома страны турками. Это движение в Нидерландах переросло в первую успешную буржуазную революцию. Новым этапом в искусстве была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие на сюжет «Тайной вечери», который писали многие художники Кватроченто. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. платереско и мануэлино). Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода припоминания средневекового абсолютно исчезают и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства.
У второго мастера – основы линейной перспективы. Дюрер, Книга о живописи.
ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Важным вкладом в культуру позднего Ренессанса явились искусство и литература Испании.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини») исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. Крупные изменения произошли и в общественных науках.
Третий период Возрождения— время самого пышного развития его стиля— принято называть «Высоким Возрождением». Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. Прославившая его картина – «Рождение Венеры». В танцах появлялись начальные элементы балета.
В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». И это действительно так. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. Пафос разума, вера в его.
Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. 15 в. ). Распятие часто встречается на готических алтарных образах.
«В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» (К. «Тайная вечеря» – краеугольный камень классического искусства, в ней осуществлена программа Высокого Возрождения. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Большое значение начинает приобретать с 15 в. масляная живопись. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон.
Развивается скульптурный портрет. Искусство позднего Возрождения развивалось в разных странах Европы весьма неравномерно и в глубоко своеобразных формах. В роскошных садах Лоренцо собиралось общество людей, наверное, самых просвещенных и талантливых во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.
Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно.
Вот таким образом гениальный художник Леонардо да Винчи был и великим ученым, а работы лучших ученых и мыслителей эпохи были не только проникнуты духом своеобразной поэзии и образности, как, например, у Фрэнсиса Бэкона, но часто сокровеннейшая суть взглядов этих ученых на общество выражалась в формах художественной литературы («Утопия» Томаса Мора). Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».
Открытие памятника превратилось в народное торжество. Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции.
Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки. Они выражают свои представления о ней, ещё использую условные образы византийской изобразительной системы – скалистые горки, символические деревья, условные башенки.
Это период усиления феодальной реакции. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Его завоевания нам уже известны.
Культура Византии сохранила, пусть в искаженном виде, многие античные литературные и философские традиции. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция). Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Список велик, но вершину Ренессанса ознаменовало творчество Л. да Винчи, М. Буанаротти и Р. Санти.
Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. Другой английский художник эпохи Возрождения Николас Хиллиард (1547 – 1619), был медальером, гравером, миниатюристом, а также – часовых дел мастер. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. 346. ).
Певший мягким баритоном и заставлявший улыбаться Мону Лизу. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо.
Леонардо работал над этим произведением 16 лет. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Его миниатюры исполнены на пергаменте гуашью и непрозрачными водяными красками.
Это представитель падуанской школы живописцев. Громадная фреска, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины, стала примером мудрого понимания законов монументальной живописи, связанной с реальным пространством интерьера. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Художник и архитектор родом из Урбино. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. Сам термин «Возрождение» появился уже в 16 в., в частности у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников.
С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль.
Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. ещё далеки от научного изучения окружающей действительности. В 16 в. в культуре Чехии получило развитие искусство позднего Возрождения.
Центральной фигурой живописи стал Джотто. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
В скульптуре (Л. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е.
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Открытие и широкое распространение книгопечатания имели огромное прогрессивное значение в деле демократизации науки и культуры, расширения и повышения идеологической воспитательной роли литературы. Ее расцвет был связан с тем периодом, когда устои феодального общественного уклада жизни и мироощущения были (по крайней мере в городах) основательно расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились во всей их торгашеской прозаичности, со всей их подлой «моралью» и бездушным лицемерием.
Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Вершиной его мастерства стала «Сикстинская мадонна», написанная в 1516 г. Для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене). Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме.
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Это была эра титанов Возрождения, подарившая мировой культуре творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно.
Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Главное же, гениальное произведение Леонардо обладает огромном психологической силой.
Одновременно с ними работало много превосходных художников. В них он изобразил противоречивость своей эпохи. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий— маньеризм. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Новое положение художника в обществе таило в себе и опасность разрыва между «высоким» и «ремесленным» искусством. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год.
Наиболее известные итальянские художники эпохи Возрождения - Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Джотто придает формам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность. итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами».
Это вылилось в особое течение – маньеризм, характеризующееся утратой гармонии духовного и телесного, человека и природы. Хокни распирало любопытство. Ряд издателей в Италии, Нидерландах, Германии создают неповторимые по своему высокому мастерству художественные издания, как эльзевиры, альдины (их названия происходят от имен известных типографов-издателей того времени). Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения.
Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Вот таким образом до нас дошло так мало законченных произведений Леонардо.
Дневники, письма, трактаты, т. Л. —М., 1957, стр. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». И в это время творили великие художники — Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства.
Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Творчество Рафаэля отличают качества классики – ясность, благородная простота, гармония. А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. По сравнению со средневековьем произошло и решительное обмирщение прикладного искусства. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда». Процесс освоения и переработки античного наследия был ускорен переселением в Италию греческих ученых из захваченной турками в 1453 г. Византии. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко.
Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка. Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма.