Сюжетом Вознесения был вдохновлён ряд художников: Андреа дель Кастаньо, Корреджо, ван Дейк, Беноццо Гоццоли, Лоренцо Лотто, Эль Греко, Бартоломе Эстебан Мурильо, Пьетро Перуджино, Пуссен, Рубенс, Тициан. Сюжетом Вознесения был вдохновлён ряд художников: Андреа дель Кастаньо, Корреджо, ван Дейк, Беноццо Гоццоли, Эль Греко, Бартоломе Эстебан Мурильо, Пьетро Перуджино, Пуссен, Рубенс и Тициан. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
В 1518 Тициан пишет картину «Вознесение Богоматери» (Assunta), в 1515 — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Впервые Тициан заявил о себе алтарной работой «Вознесение Марии», которая была сделана им для базилики Фрари в Венеции.
Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Его жену звали Чечилия.
В 1532 году в городе Дожей появляется Тинторетто (1518-1594). Лев — напоминает о легенде. Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло.
Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров. Относительно письменных святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери существует твёрдое убеждение, что до IVв. Вознесение Богородицы – это гигантская (6, 93, 6 м) алтарная композиция, которая знаменовала собой настоящий переворот в искусстве Венеции. Бавона в Генте (окончен в 1432-м).
Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена»Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского».
Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. Он очень заботливо относился к своим детям.
И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. И мудрецы и императрица были казнены за это.
С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно.
Самый могущественный из тогдашних монархов, германский император Карл V приглашает его в Аугсбург, жалует ему графский титул и, позируя Тициану, будто бы даже поднимает кисть, уроненную художником. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
С 1430 года жил в Брюгге. Аллегорическая насыщенность не уменьшает художественной ценности полотна. Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст.
Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость. О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы.
Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое и Се человек (1543 г. ). Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. На избрание Алессандро церковной карьеры повлиял дядя по материнской линии Джакопо Каэтани, бывший апостольским протонотарием. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках.
Рисунок Микеланджело, колорит Тициана. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья».
В 1817 году, по распоряжению директора венецианской Академии Леопольдо Чикогнара, Вознесение было перенесено в Академию, так как копоть от свечей угрожала сохранности картины, а на её место была помещена картина Успение Джузеппе Порта известному также как Сальвиати. Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Христос обессилен. (по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Но почему Возрождение. 10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела.
Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах. Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IVв. 2 О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского».
Присутствуют на картине и красные тона. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Он открывает мастерскую, на дверях которой вешает табличку с амбициозным девизом. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками. Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей.
Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Любовь земная и любовь небесная – аллегорическая картина исполненная светлой, упоительной жизнерадостности, знаменующая возможность такого блаженного и щедрого счастья. Один из сыновей – Орацио – был рядом с ним всю жизнь, работал в его мастерской и никогда не оставлял отца.
Тициан допустил неслыханную вольность: он отступил от евангельского повествования в его коренном пункте и представил не оплакивание мертвого тела, снятого с креста, но самую смерть Иисуса – не на кресте, а на руках у матери, в данный момент, на глазах у зрителей. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Все исполнено величия, повышенного настроения.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. один нидерландский купец предложил 18000 дукатов (четырехлетний заработок дожа. ), но венецианцы считали невозможным продать шедевр даже за такие большие деньги. Тинторетто – один из популярнейший художников Венеции, а его конкурентом скоро станет молодой Веронезе (1528-1588). римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан. И вот перед нами сам этот художник, овладевший стихией цвета, окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в истории живописи.
И то же самое ей удалось совершить с императрицей. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. После этого лев стал его постоянным спутником. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. В тех же тонах дан плащ, смятый на коленях апостола Петра в центре картины и роскошный наряд, в который облачен один из членов знатного семейства заказчиков, стоящий ниже мадонны. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Наверху, в самом центре композиции изображен Бог Отец, царящий над миром, слева и справа от него – Дева Мария и Иоанн Креститель, которому раньше была посвящена церковь, ставшая кафедральным собором. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью.
Они ничем не отличаются от людей. В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
И картинам в этом городе угрожала та же опасность. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро.
Вознесение состоит из трех сюжетов. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.
Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году. Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Руки Марии подняты вверх, наполнены спокойным ожиданием и готовностью ко встрече с Богом. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший.
Во время мировых войн картина Тициана хранилась в Пизе и в Ка Реццонико. В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien mrite bien dtre servi par Csar).
У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу».
Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Тициан Вечеллио родился в семье военного в горном городке Пьеве ди Кадоре, входившем во владения Венеции. красным тоном, точно каплями крови, для оживления живописной поверхности.
Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526).
Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен.
Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете.
Она не плачет, она повернулась в противоположную сторону – влево и туда выбросила поднятую руку: она кричит, что Христос умер, она зовет всех. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Сын нотариуса из провинциального Пьете ди Кадоре наверное, никогда бы не достиг славы, денег и должностей, если бы он не был просто талантливым художником. Св.
Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Художник и император становятся друзьями.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.
Канова считал Вознесение лучшей картиной в мире. Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Род его был старинным и влиятельным в этой местности. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). В верхней части картины Бог Отец, в спокойном величии и с любовью, ожидает её.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Он был вне подозрений.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533).
Две могучие колонны возносятся ввысь. Св. С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви.
Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах.
Картина находится в мраморном фризе. Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники. Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер. После смерти Чечилии Тициан больше не женился. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Вакханалия и Праздник Венеры – чудесные звенья той же цепи.
Яркие складки ее одежд полны динамики и движения. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать. Картина имеет три уровня. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира.
Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. к творчеству мастера. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). Апокрифы эти все достаточно поздние V—VI век и отличаются друг от друга содержанием. На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон. На первом мы видим апостолов. Фрари, базилика Пресвятой Девы Марии Славной – одна из самых больших церквей в Венеции имеет статус малой базилики. Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось.
Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души, (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности Её тела, послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Лицо, фигура, осанка, одежды и цвета — все красиво.
Венеция дала миру много великолепных художников. Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет.
Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549). Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором. Тициан создает второе Венчание терниями.
Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Он сломлен. Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию.
13 августа 1945 года была торжественно возвращена в базилику. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Это яркое пятно колористически уравновешивает, если не перевешивает, группу мадонны, в одежде которой тоже преобладает алый шелк. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает.
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. И наконец, его можно было свернуть.
Уже несут и секиру. Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы. Иероним вытащил из ноги льва занозу.
Разве ощущается здесь влияние Античности. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе. Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В последней картине нет сцены истязаний, но потрясает она не меньше, а социальное звучание глубже. Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур. Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции.
А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Как и подобает всякому уважающему себя воину, он готов вступить в бой, его непринужденная поза контрастирует с изображением святого Иоанна, лицо которого выражает веру и преклонение. Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией.
Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. Но никого нет, никто не спешит на зов.
Кстати, о портрете Павла III. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari).
Огромное впечатление производит фигура Адама. Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто.
Речь идет о работе Смерть святого Петра Великомученика, за которую в XVII ст. Между 1572 и 1575 гг. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Размер картины 6, 68 на 3, 44 метра. Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом.
В этой картине много новаторских решений. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик.
их не было. Есть даже мнение, бытующее в среде искусствоведов, что Хуберта ван Эйка вообще не существовало. Это и Джорджоне и Веронезе. Расположена на горнем месте и доминирует над главным алтарем и над всей церковью. За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма.
Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Над темным морем он несет её на Крит. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Картина рождает ощущение космического полета. Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Когда в 1530 году картина была открыта, она, по выражению Базаре, вызвала чрезвычайное увлечение, была признана одним из величественных шедевров Тициана. Это поистине его духовное завещание. Св. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Около умершего – только три одинокие фигуры.
Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных. Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова.