Впервые Тициан заявил о себе алтарной работой «Вознесение Марии», которая была сделана им для базилики Фрари в Венеции.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур. Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах. В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским.
Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков. Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien mrite bien dtre servi par Csar). В качестве содержания алтарной картины, предназначенной для украшения храма, вполне могли послужить традиционные сюжеты, связанные с темой Марии или же традиционное для итальянского искусства Раннего Возрождения Святое собеседование, однако Тициан решил по-иному. Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов.
Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон.
Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции. Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». 10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство. Кстати, о портрете Павла III. Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами.
Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. их не было. (по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором. Это и Джорджоне и Веронезе. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Ассунта Тициана полна героического пафоса. Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж).
Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма. Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533).
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). По своему величию и трагическому пафосу эта последняя работа великого мастера может найти параллели только в поздних скульптурных группах Микеланджело. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. Св.
Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым. Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549).
Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533). Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника.
И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева.
Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров. И наконец, его можно было свернуть. Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир. С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Яркие складки ее одежд полны динамики и движения.
Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье. Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица.
Папа Римский позировал Тициану в итальянском городке Буссето, в котором состоялась встреча Папы Римского с императором Карлом V. Портрет так понравился Павлу III, что он пригласил Тициана работать при Папском дворе, предложив ему почетную должность хранителя Папской печати. Картина создавалась на протяжении трех лет с 1516 года. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения.
Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Современные ученые насчитали здесь более 30 видов растений, прописанных настолько тщательно, что можно рассмотреть каждый лепесток. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. Но почему Возрождение. Картина имеет три уровня. И картинам в этом городе угрожала та же опасность.
Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники. Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.
Св. Размер картины 690 x 360 см, дерево, масло. Бавона в Генте (окончен в 1432-м). Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы. Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей. Разве ощущается здесь влияние Античности. Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан.
Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он очень заботливо относился к своим детям. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3.
Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст. Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник.
Апокрифы эти все достаточно поздние V—VI век и отличаются друг от друга содержанием. Его жену звали Чечилия. С 1430 года жил в Брюгге. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Полотно Вознесение Марии принадлежит коллекции ранних работ итальянского художника Вечеллио Тициана, однако именно она значительно прославила своего создателя. Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты. Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград. Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу».
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена»Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Огромное впечатление производит фигура Адама. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет. В этой картине много новаторских решений.
С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви. В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию.
На первом мы видим апостолов. Присутствуют на картине и красные тона. Венеция дала миру много великолепных художников.
Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души, (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности Её тела, послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет.
Едва завершив работу над Ассунтой, Тициан получил новый большой заказ: семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл той же церкви. После смерти Чечилии Тициан больше не женился. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами. Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать. Над темным морем он несет её на Крит. Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела).
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик. К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья». В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
После написания ее художник получает официальное общественное признание. На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков.
В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных. Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость.
Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама.
И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Они ничем не отличаются от людей. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Картина рождает ощущение космического полета. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. Он был вне подозрений. Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien m. rite bien d. tre servi par C. sar).
Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло. С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.