Конкретное имя автора живописного портрета до сих пор установить не удалось. Он освещает пространство вокруг фигуры, выделяя правую сторону лица модели и создавая сверкающие блики на шелковой ткани. Игра света и тени, экзотические мотивы и проработка различных фактур говорят о точном понимании живописной манеры Рембрандта. Наверное, так рождалось современное европейское сознание: вместо того чтобы быть частью огромной империи, Нидерланды предпочли выгодное соседство с несколькими империями сразу и не прогадали (а потом и создали свою, но это другая история).
У них родилось восемь ребятишек. В отличие от последнего, писавшего автопортреты на протяжении всей творческой деятельности, Ливенс изобразил себя лишь несколько раз и все следующие автопортреты были исполнены не так выразительно. Эту картину художник создал незадолго до переезда в Англию, где он мечтал стать придворным живописцем короля Карла I (1600–1649). Данная работа, входящая в цикл «Пяти чувств», олицетворяет аллегорию осязания. До конца XIX века работа считалась произведением Рембрандта. Голландская живопись занимает лучшие залы в главных музеях мира.
В отличие от своего учителя, он связал свое творчество именно с этим городом. Выходить только на Гоголевский бульвар. С интернет-бронью надо зайти в Галерею, где импрессионисты, там в кассу никого нет, там обменяла бронь на билет, прошла мимо главное входа с музей, очередь стояла в садике, туда идти не надо, а прямо в боковой вход, подъезд номер 5, спокойно входите в вестибюль.
Поставив себя в один ряд с прославленными предшественниками, Бол подчеркнул свои устремления как творческой личности. А. С. Его обеспокоил упавший кувшин. В центре – любезничающая пара. Я хочу подчеркнуть важность отражения эмоций на лицах больного человека, страдающего и нередко опасающегося слов и действий врача, могущего причинить ещё большие муки или усилить и без того присущий им страх.
В 2003–2005 годах в ходе реставрационных работ картине вернули прежний вид. Окружающая ее свита готова почтить царя богатыми дарами.
Данная картина Рембрандта три года назад стала настоящей сенсацией в мире искусства. Картина имеет долгую историю бытования: более 200 лет, с 1720-х по 1930-е годы, она находилась в коллекции баварских курфюрстов и королей. Бол использовал свет и тень для передачи разнообразных фактур: от блестящего коричневого халата до роскошного (скорее всего, соболиного) меха и отороченной мехом шапки. Белая рубашка с запахом и оттоманский халат отсылают к восточным одеждам XVI века.
На пальце руки, с которой девушка кормит попугая, блестит наперсток, говорящий о том. Схожи и выражения лиц и экстравагантные костюмы персонажей. Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул.
В 1674 году он стал во главе гильдии св. Четвертый ребенок просто вслушивается в речь. Картину «Явление ангела пророку Илии» Фердинанд Бол написал вскоре после окончания обучения в мастерской Рембрандта. Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке.
На ней отороченный мехом кафтан и белая вышитая блуза. С одной стороны, этот сюжет может иметь аллегорическое значение, связанное с представлением грамматики как одного из семи свободных искусств, что видно на гравюрах XVI века. С другой, картина «Урок» может ассоциироваться с ветхозаветной историей Анны (1 Цар. Их привлекала не только тщательная манера исполнения, но и сам сюжет. И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача. Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают.
Поза богини отсылает к изображениям ученых в кабинетах. Учитель готов наказать всякого, кто не будет примерно заниматься. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев.
Подобное строение композиции использовал не только Рембрандт, но и такие мастера, как Тициан (около 1490 — 1576) и Рафаэль (1483–1520). Моделью послужила, вероятно. Луки.
Это удивительно созвучно сегодняшней Европе: миграционные потоки, ближневосточные войны, местечковые проблемы при необходимости действовать сообща. Анализируя представленные далее живописные полотна, в той или иной мере связанные с зубоврачеванием, хочется отметить преобладание в их сюжетах и персонажах (врачах и пациентах) юмористический компонент. Поиск скромного счастья, чувства дома и защищенности. На его шее видна цепь с медальоном. Стоя у парапета, Флинк излучает самоуверенность и элегантность состоявшегося художника.
Настоящую неразбериху и суматоху. Вероятно, художник создал овальный поясной автопортрет в причудливом костюме с восточными элементами примерно в тот же период. В то же время иронии и доброго юмора достаточно. Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола.
В 1639 году Рембрандт и его жена Саския ван Эйленбюрг переехали в дом на улицу, которая тогда носила имя Святого Антония (сейчас там находится Дом-музей Рембрандта). Рембрандт запечатлел парикмахера-хирурга извлекающего скальпелем некий «камень глупости» из головы больного. Мать, которая держит на руках младенца, увлеклась чтением письма.
Ребенок в голубом, вытирая слезы, слушает объяснение учителя. Ниже можно посмотреть на произведение «Счастливое семейство» (1668). Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. И голландский золотой век тут подходит как нельзя лучше.
Лувр же предлагает не монографию загадочного делфтского художника. Пушкина: «Эсфирь перед Артаксерксом», «Больная и врач», «Летний праздник», «Гуляки», «Больной старик», «Крестьянская свадьба» и др. Если за этим последуют рези вокруг пупка, беременность налицо.
Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. Каждая работа наполнена тщательно выписанными деталями.
«Пейзаж с козой» из Лейденской коллекции также был представлен в экспозиции. Вермеер — лишь бренд, под которым в Лувре составили насущную (насколько это слово применимо к XVII веку) выставку. Старческие морщинистые лица героев искажены гримасами, а их костюмы подчеркнуто старомодны.
Известный своими подвигами во время войны с испанцами, Копал (около 1606 — 1672) занимал несколько важных административных должностей в родном Флиссингене: городского советника, судьи, члена магистрата и пенсионария (одно из высших должностных лиц в управлении провинции). На портрете этот выдающийся, элегантно одетый человек обращен к зрителю, его правая рука прижата к груди — жест скромности и искренности. Позднее специалисты считали ее работой Самюэла ван Хогстратена. Белые блики на ткани рукава — великолепный пример виртуозной техники Рембрандта.
К слову, работы Вермеера, обитающие в Лувре (например, «Астроном», ок. Царица Савская, заинтересовавшись монотеистической религией царя Соломона, отправилась к нему в Иерусалим из Сабы (вероятно, современный Йемен), чтобы испытать загадками его мудрость (3 Цар. У картины «Молящийся старик» отсутствует точная датировка, однако она близка ряду других композиций с пожилыми отшельниками, созданных Герритом Дау в период между 1665 и 1670 годами. Характерные черты персонажа — широко поставленные глаза, нос и сморщенный лоб — указывают на то, что художник писал с натуры.
Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно. В 22 года Ян Стен и его товарищ основали гильдию св.
Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. На своих картинах мастер тщательно выписывал мельчайшие детали одежды интерьера и посуды. Дау вдохновлялся традицией XVI века изображать торговцев из «Stndebuch» («Уставной книги») Йоста Аммана 1568 года. Его уверенный взгляд подчеркнут накрахмаленным воротником и ярким дублетом.
Одна уже опустошенная бутыль валяется на полу, а другим сосудом завладели младшие дети. Шедевр Рембрандта «Минерва» датирован 1635 годом, когда художник основал собственную мастерскую в Амстердаме. В то же время подготовка письменной принадлежности отсылает к другой традиции: она символизирует практику, один из трех аристотелевских принципов хорошего воспитания (наряду с физическим и нравственным воспитанием).
Возможно, это были Говерт Флинк и Якоб Баккер, которые работали в мастерской Рембрандта в 1633–1635 годах. Фердинанд Бол написал «Автопортрет у парапета» в 1648 году, в возрасте 32 лет, примерно через семь лет после того, как он стал самостоятельным мастером в Амстердаме. Старуха в черном головном уборе обращена к зрителю. Жена Ахава, Иезавель, в гневе грозится убить пророка. Латинская поговорка «Nil penna, sed usus» («Не само перо, а то, как его используют») также говорит о важности практической работы. Ну как можно обойтись без улыбки, когда сам автор показывает сцену с юмором. Ян Стен происходил из семьи обеспеченных пивоваров в Лейдене.
И Бродский, достигший всех возможностей, принужден был лишать себя всего». Ян Стен – сын пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу. В отличие от Рембрандта, отдававшего предпочтение широкому и выразительному стилю письма, его первый лейденский ученик Геррит Дау стал родоначальником «тонкой манеры живописи», в которой особое внимание уделялось изображению мельчайших живописных деталей. Илия приказывает схватить пророков Ваала, чтобы покарать их.
Через плечо к нему в тетрадку заглядывает мальчуган постарше. Как и «Автопортрет в берете с плюмажем» 1668 года, данная работа — яркий пример tronie (так называемой экспрессивной головы) Франса ван Мириса Старшего.
Жестом, пересекающим парапет, мастер нарушает условную границу между собою и зрителем, приглашая нас стать участниками изображенной реальности. Костюм художника совмещает одежду, которую носили в 16в. Справедливости ради нужно сказать, что многие из так называемых «зубодёров» были весьма искусны в своем ремесле благодаря обширной практике и к ним обращались даже образованные врачи. Например, вот эта картина.
Блестящее бархатное платье он сочетает с пушистой меховой отделкой. Лицо учителя (не такой уж он и строгий) выражает много терпения и желание понятно объяснить малышу трудный текст. Сам Дау считал ван Мириса «принцем среди учеников». Розово-белый чепец повязан на шее. Он выдумывает, подбирает нужные слова.
Хотя как художник Стен был очень плодовит (за всю жизнь он написал около 800 полотен из которых сохранилось примерно 400 – 450), денег на жизнь и содержание семьи не хватало. Кроме того, «малые голландцы» — понятие широкое. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин. Известный автор и теоретик Карел ван Мандер в своей «Het Schilder-Boeck» («Книге о художниках») 1604 года, первом голландском трактате об искусстве, описал козу как «нечистоплотное» и «развратное» существо.
Стен открыл таверну. Любовный подтекст и предвкушение момента смягчаются скромным нарядом героини и ее невинной манерой. Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины. с одеждой его века, 17-го. Вполне возможно, что художник хотел сделать эту картину парной к «Автопортрету в берете с плюмажем», чтобы показать свое умение передавать различные эмоции: счастье и смех, страдание и печаль. Одетый в украшенный пером бархатный берет, узорчатый шарф и едва заметный горжет, ван Мирис широко улыбается, его глаза распахнуты, а на лице отображается удивление.
Нежность во взглядах женщины и пожилого бородатого мужчины в старомодной коричневой мантии говорит в пользу этой интерпретации. В последние десятилетия жизни художник часто писал подобные сюжеты в домашних интерьерах. Из-за того, что основным методом лечения было удаление зубов, людям приходилось прибегать к протезированию, правда в те времена оно было доступно было лишь обеспеченным персонам. Уж мне то это понятно, но не художнику. Оно собралось за столом, на котором имеются окорок для всех и хлеб, а также сосуд с вином. Голландскую живопись золотого века иногда называют «реализмом XVII века», хотя она помимо тщательной прорисовки быта насыщена символами и весь вещный, предметный мир имеет иносказательное измерение. «Аллегория христианской веры» Хендрика Тербрюггена демонстрирует караваджистскую игру светотени, за которую художника ценили современники. Это слово в переводе с тюркского означает «беспорядок, неразбериха, суматоха». И что мы видим изображённым на картине.
Картины-улыбки Яна Стена приглашают нас к радости и смеху. Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью. Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного.
Его смущение вызывает у его друзей любопытство и веселье. Это выдающееся произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих римских богинь, а также героических женщин древности. Эта тема интересовала Рембрандта на протяжении всей творческой деятельности и интерес к ней унаследовали его ученики. Примерно того, в котором снят вялотекущий, но прелестный фильм «Девушка с жемчужной сережкой». Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета».
Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии.
Край чепца героини отогнут, так что становится виден металлический каркас, с помощью которого головной убор закреплен на голове. Чтобы показать свое художественное мастерство, Рембрандт сопоставил жесткость металла и мягкость кожи, тонко передал складки смятого льна. Интересно, что к середине XIX века эта картина была переработана в официальный портрет. Дополняют образ жемчужная серьга в правом ухе и отороченное роскошным мехом одеяние. 10: 1-13). Его полотна в основном многофигурны. Этот рисунок –один из немногих известных набросков животных, созданных мастером. На этот случай у него в руках деревянная колотушка.
Следуя примеру Рембрандта, Яудервиль делает акцент на исходящем слева свете. Фигура женщины расположена на переднем плане. Популярные сюжеты: визит врача, сцены праздников, застолье, дама за туалетом. На картине показана обстановка богатого дома. В 1669 году умерла жена и Ян Стен по настоянию отца вернулся в Лейден.
Здесь нет «Девушки с жемчужной сережкой» из Гааги или «Девушки, читающей письмо» из того же Рейксмюсеума. Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни. В 2015 году старые владельцы выставили ее как картину девятнадцатого века на аукционе в Нью-Джерси за 800 долларов.
Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача. Илия бежит в пустыню и, сидя под можжевеловым кустом, молится о смерти, пока не засыпает. Бол изобразил момент явления Илии ангела, который наставляет пророка: «встань, ешь». Красный бархатный берет с длинным страусиным пером подвязан снизу разноцветным шарфом. Крошечный набросок «Головы медведя» величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи нарисовал в 1485 году, во время своего пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. Бол разместил фигуры на переднем плане.
Интерес Дау к этой теме, появившийся, вероятно, в начале 1660-х годов, совпадает по времени с работой художника над композициями с одиночными обнаженными фигурами, помещенными в похожие пейзажи. До этого момента история бытования картины не менее замечательна: она принадлежала амстердамскому банкиру и торговцу Яну ван Бёнингену (1667–1720), пока не была приобретена де ла Куром ван дер Вортом. Часто на них встречаются два-три персонажа, редко – один. Допустим, в случае с рамами многословные позолоченные завитки рококо не могут уступить протестантскому черному багету на «своей», так сказать, территории. Во время создания этих работ Рембрандту было всего восемнадцать лет. Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений.
Луки. Ян Стен (1626–1679) – автор более 800 полотен в основном небольшого формата. Для этого можно рассмотреть картину «Строгий учитель» (1668). Под популярный нынче формат выставки одного художника кураторы замаскировали классический, консервативный метод экспонирования «малых голландцев».
Она восходит к автопортрету самого Рембрандта. Он прожил в нем всю оставшуюся жизнь. Перед кошкой, возможно, была нарисована мышеловка. Но зачем понадобилось помимо немалого числа работ титульного мастера подгонять на выставку авангард «малых голландцев». Он гримасничает, поворачивая голову влево и глядя за пределы композиционного пространства. Возможно, что он даже не знает, что это врач. Каталоги, блокноты, магниты — везде мелькает бодрое сине-желтое пятно.
Сходство картины с гравюрой Рембрандта побуждает задуматься о методах работы в мастерской и о том, как ученики копировали работы учителя и вдохновлялись его сюжетами. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Предположительно он писал их, глядя на себя в зеркало. Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер. В 17в. Например, «Бокал лимонада» Герарда Терборха — иллюстрация молодости и нежнейшей романтики, а ведь этот сюжет в том же интерьере можно было написать куда прямолинейнее.
Во время распродажи его коллекции в 1777 году «Портрет дамы» был продан за рекордную сумму в 700 гульденов, что значительно превышало стоимость очень популярной работы Вермеера «Женщина, держащая весы». Первым из известных владельцев картины стал уважаемый амстердамский коллекционер Николас Ньюхофф (1733- 1776).
Черты лица легко узнаваемы. Рыжеволосая страдалица смотрит на врача с надеждой и сомнением, а служанка с полным доверием или удивлением из-под накинутой косынки или платка. Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей.
Илия, «подкрепившись той пищею, сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива», где Моисей получил десять заповедей. Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём.
На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Таково моё видение и моя индивидуальная оценка и впечатление после просмотра, анализа и описания полотен Яна Стена, посвящённых врачам и их пациентам с позиций врача и дилетанта в живописи. Композиционно холст близок «Портрету Николаса Рутса» кисти Рембрандта, на котором запечатлен богатый торговец в схожем костюме, также обращенный к зрителю. В процессе расчистки был выявлен слой краски винного цвета, видимый сегодня. Его лицо выражает страдание и ожидание боли. Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка.
Он рассказывает ей о колодце с живой водой, находящемся рядом. Минерва — богиня войны, мудрости искусства, медицины, прядения и ткачества.
Данный автопортрет — один из таких примеров. Лицо сосредоточено и серьёзно. А. С. Про организационные моменты. На выставке я была с 17. 30 до 19 час.
На них никто не обращает внимания. А вот о Стене и Терборхе зритель едва ли составит представление. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню. Тербрюгген, родившийся в Гааге в 1588 году, обучался у утрехтского живописца Абрахама Блумарта (1566-1651) перед тем, как уехать в Италию в 1607-м, где он увидел работы итальянского мастера Караваджо и его последователей.
И в этом смысле приятно, что российские музеи выставляют «малых голландцев» с тактом и пониманием, чувствуя тренд, но не копируя европейские наработки. Ранее работу определяли как tronie (экспрессивная голова) — портретный набросок, к которым мастер часто обращался в 1640–1650-е годы. Впрочем и эти годы были, мягко говоря, не лучшими.
Эскиз был написан очень быстро, по сырому, возможно, за один день. На одном стенде — сюжет с «мнимой больной», на другом — дамы, читающие (пишущие) письма. Радует, что вместо «Яна Вермеера», как называли художника в советской литературе, наконец выставляют «Йоханнеса» (а Герард Доу превратился в Дау). Привозили в Петербург и Вермеера — «Географа»и «Любовное письмо».
Когда загорается только его жертвенник, народ отрекается от ложного бога. Второй женой Яна Питерса была Корнелия Дедел (1594–1660), дочь состоятельного пивовара. «Аллегория слуха» представляет трех музицирующих героев, окруживших нотную книгу. Эту картину Яна Стена (как, впрочем и другие его работы) можно разглядывать долго, замечая всё новые и новые детали. В относительно тихом январском Рейксмюсеуме я видела, как снимали с постоянной экспозиции «Молочницу» — на подходе была парижская выставка.
Но были у него и менее научные теории. Существует по крайней мере 11 известных версий и старых копий «Девушки с попугаем и клеткой у окна». Эта работа, обнаруженная в 1955 году, скорее всего, является оригинальной, показанной в 1665-м на выставке коллекции самого известного покровителя Дау — Йохана де Би. Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается. Но, несмотря на эти суждения о нём, Стерн был одним из самых талантливых и характерных представителей голландского жанра. И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением.
Последняя запись об этом автопортрете значится в описи коллекции немецкого банкира еврейского происхождения Макса Штейнталя (1850–1940) и его жены Фанни. А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом. Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии.
При этом почти всегда на лице рассматривающего появляется улыбка. Сюжет о камне глупости использовался многими голландскими мастерами. Двойной подбородок, вьющиеся волосы и тонкие усы встречаются и на других автопортретах мастера (на выставке). Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. Пушкина в 2016 году прошла выставка «Искусство жить.
В итоге именно «Молочница» и стала главной звездой выставки в Лувре. Как мы видим, голландские выставки «колонизируют» и Запад и Восток. В картине «Торговка дичью» Габриэл Метсю отразил две главные черты голландского рынка: общение и наличие всякого рода необычных товаров.
Неспособная зачать ребенка, Анна молится о сыне, обещая «отдать его Господу». У этой картины и название говорящее – кавардак. Все персонажи едины, но в то же время как бы составляют отдельные группы: дети заняты доступными для них в этот момент забавами даже грудничок, стоящий в ступочке (уже и в то время для начинающих ходить малюток придумывали заграждения типа современных ходунков или манежей), прихватил одной рукой чьи-то бусы с медальоном, а другой – ложку. Картины, конечно, стали никому не нужны. На ней светло-голубое платье, украшенное золотой вышивкой и роскошный золотой плащ.
Крупными пятнами он трактует старомодные одеяния и погруженные в музыку лица. В конце 1640-х годов в творчестве мастера портретные и жанровые сцены с пожилыми людьми сменились картинами с персонажами в оконных проемах (часто обольстительными молодыми женщинами). Копирование работ мастера было стандартной практикой обучения живописи еще со времен эпохи Возрождения.
Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. Вероятно, Рембрандт увидел и зарисовал его на ярмарке или в зверинце. Сердечно и добродушно смотрит художник на этот беззаботный мир. Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны.
Его ей показывает бабушка. У них родился еще один ребенок. Аналогичные работы встречаются в мировых музейных собраниях известно более двух десятков повторений сюжета. Франс ван Мирис Старший, прозванный своим учителем Герритом Дау «принцем среди учеников», лучше всех усвоил его «тонкую манеру живописи». Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы. В 1620-х годах последний создал прославившую его серию офортов с различными выражениями лица.
Пройдя через несколько отечественных частных собраний, в начале XX века она попала в США. Соседство с ним не красит ни Стена, ни даже Терборха, а уж на общем среднем фоне голландского жанра (а это огромный пласт живописи) Вермеер стоит на кардинально ином уровне. Даже ворона не теряется и получает свою каплю. Стен учитывал вкусы публики, вот таким образом у него много работ на одну и ту же тему, но по-разному раскрывающих её: весёлые гулянья, посещение врачом больного (или больной), учитель с детьми и т. д. Ян Стен – самый жизнерадостный и остроумный художник Голландии XVII в. Его картины наполнены добродушной иронией, он был проницательным человеком и смотрел на жизнь как на комедию нравов. Стен писал также и портреты и пейзажи. Несмотря на тонкую трактовку образа, данный эскиз, выполненный около 1640 года, задумывался не как официальный портрет, а скорее как натурная штудия, в которой акцент был бы сделан на передаче игры светотени, подчеркивающей вы разительные черты пожилой женщины. Эта работа говорит о наблюдательности мастера и его умении художественно интерпретировать увиденное.
Каким должно быть устройство социума, новый гуманизм, чтобы в него поверили. Таково краткое жизнеописание замечательного живописца по имени Ян Стен. А вот зубы он удаляет мужчине. Картина, вероятно, написана около 1655–1657 годов.
С помощью отдельных элементов художник тонко намекает на ее высокий социальный статус. Формат картин был выбран с учётом того, что в Голландии того времени (время это называют Золотым веком голландской живописи, но это было и время всеобщего подъёма на фоне освобождения страны от гнёта испанского абсолютизма и католической церкви) народ украшал свои дома в том числе и картинами, прежде всего произведениями своих соотечественников. 16: 29–34 17–19), который противостоял царю израильскому Ахаву (правил около 874–853 до н. э. ), потворствовавшему поклонению ложному богу Ваалу.
Этот живописный прием придает композиции объемность. В ранних работах художники использовали плотное расположение фигур в экзотических костюмах, яркий колорит и светотеневые контрасты, напоминающие о работах утрехтских караваджистов, под влиянием которых явно находились оба мастера. Все три работы Рембрандта лейденского периода входят в цикл композиций на тему «Пяти чувств», включающий ряд аллегорических произведений, только недавно попавших в поле зрения ученых. Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники. Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. То, что художник запечатлел козу породы багот, происходящей из Стаффордшира (Великобритания), очень необычно для XVII века.
В итоге она была продана за 870 тысяч долларов. Этот период в творчестве мастера отличается частым обращением к жанру так называемых tronies, «экспрессивных голов». В глазах голландцев семнадцатого века эти наряды ассоциировались с комедиантами. Так в Лейденскую коллекцию попала одна из пяти работ Рембрандта из цикла «Пять чувств» — «Пациент, упавший в обморок» или «Аллегория обоняния». Композиция, стилистика и яркие светло-фиолетовые, голубые и золотые оттенки позволили соотнести эту картину с другими известными работами из этой серии.
Несколько таких произведений находятся в собрании Эрмитажа. Дау, скорее всего, начал работу над картиной в начале 1660-х годов и закончил ее в 1665-м, когда она была выставлена среди 27 других его произведений на выставке из собрания известного лейденского коллекционера Йохана де Би. Геррит Дау — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. Также в экспозиции была представлена другая работа мастера — «Девушка с попугаем и клеткой у окна», ныне находящаяся в Лейденской коллекции. Секретарь принца Оранского и ценитель искусств Константин Хюйгенс отмечал, что Рембрандт превзошел Ливенса в «изобретательности, уверенности мазка и живости эмоций», однако «смелость тем и форм» Ливенса привели секретаря в восторг, заставив признать, что мастер «творит чудеса».
Ангел протягивает руку к Илии в знак доброты и щедрости. Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб. Изображение костюма и кружевного воротника мастер, вероятно, доверил ученикам. Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин.
Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. Чуть позже он стал помощником популярного пейзажиста Гойена. 1: 24–28). что героиня только что отвлеклась от вышивания. А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь.
А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному. И это всё — несмотря на масштабную пятилетнюю подготовку.
Жить в достатке, не срываясь на роскошь и китч, жить достойно, быть на своем месте. В данном случае автопортрет был вдохновлен картиной Рембрандта «Автопортрет в возрасте 34 лет». Как и учитель, Бол изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета. У меня нет никаких оснований и прав критиковать этого художника, так как я не принадлежу к этой избранной Богом талантливой когорте живописцев, рисовавших окружающую жизнь во всём её многообразии, но высказать некоторое удивлении в обоснованности такого однообразия тематики их всё же можно себе позволить. Рембрандту удается передать звучание их песни живописными средствами.
Вернувшись в Лейден в начале 1620-х годов, он начал самостоятельную карьеру, деля с Рембрандтом одну мастерскую на двоих. Написанная в это время картина «Игроки в карты» представляет игру в полночный час при свечах. Недвижим, как изваяние. К тому моменту художник приобрел репутацию успешного портретиста амстердамской знати. Хотя имя этого благородного человека затерялось в веках исследователи полагают, что его необычный и смелый красный дублет говорит о том, что это военный или, в более широком смысле, светский высокопоставленный человек. Его локоть выступает за край, что создает ощущение присутствия. Последний позднее стал покровителем сына художника, Виллема ван Мириса (1662–1747). В данной интерпретации картина отсылает к офорту Рембрандта «Симеон во храме» (около 1639 Национальная галерея искусства, Вашингтон).
С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы. Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы. 1668), выделяются мутным, потускневшим колоритом и неудачно подобранными рамами. На фоне романтически взволнованного пейзажа Геррит Дау изобразил крупным планом козу. Мода на скандинавскую «уютность» хюггеидет оттуда же.
Самюэл ван Хогстратен, ученик Рембрандта в Амстердаме, позднее отмечал в своем трактате «Введение в искусство живописи», что художники должны практиковаться в написании автопортретов перед зеркалом, «превращаясь в актеров». Ряд композиций Геррита Дау, первого известного сейчас ученика Рембрандта в Лейдене, посвящен именно этому мотиву. Возможно, его вызвал кто-нибудь из участников веселья, не поставив её в известность, либо в тот момент, когда она, возможно, перед этим внезапно потеряла сознание и отключилась. В 1641 году изображение льва на цепи появилось на картине Рембрандта «Единение нидерландских провинций». Эта работа, зафиксированная в описи коллекции лейденского торговца тканями Питера де ла Кура ван дер Ворта (1664–1739) в 1731 году как «Een Persianntje met een tulbant» («Перс в тюрбане»), представляет собой попытку ван Мириса создать костюмированный шутливый автопортрет.
И в этом Брауэр, мне кажется интереснее. Она несколько напугана или обескуражена явкой врача. Помимо красок использованных художником из выбранной им палитры, для наилучшего изображения персонажей, либо пейзажа, обстановки, среди которых располагаются герои полотна, запечатлены те или иные моменты в отношениях врача и пациента. Наиболее ярко из современников, почти наравне с Вермеером, представлен Габриель Метсю.
Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся. На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом. Подобные произведения содержали скрытый подтекст, намекая на любовные отношения, присутствующие в жизни владелицы диковинной птицы. На первом плане мальчик усердно что-то пишет.
Спиной к нам в красной подпоясанной рубахе, в непомерно большой для него шляпе, с обручем в одной руке и палочкой-погонялкой – в другой, стоит паренёк. Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек. Эта работа принадлежит к числу автопортретных tronies (так называемых экспрессивных голов), призванных передавать определенные эмоции. Билеты на выставку после первого контроля далеко не убирайте их проверят еще раз 5.
Герой оторвался от занятий, чтобы посмотреть на зрителя. В ГМИИ им. Но что случилось с цветом — давняя неудачная реставрация, нюансы хранения. Также по наблюдениям Гиппократа, глаза беременной женщины сведены в сторону и впалы, а их белок синеват. Разработчики первого эффективного теста на беременность (rabbit test): Бернард Цондек и Зельмар Ашхайм. Какой сердобольный дамский угодник.
Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой. Одноименную экспозициюпредставили в Париже, Пекине, Шанхае, Абу-Даби. Изак де Яудервиль родился в Лейдене и был одним из первых учеников Рембрандта. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви.
Произведениям Геррита Дау, родоначальника так называемой «тонкой манеры живописи», присуща высокая степень детализации и филигранная отточенность техники. Судя по описям искушенных коллекционеров, спрос на них был очень высок. Очертив круг интересов как «жанры в интерьере», в Пушкинском музее выставили и предметы прикладного искусства, показав российской аудитории главную тему — бюргерский (если угодно, «буржуйский») быт — предельно буквально.
В 1679 году художник умер в Лейдене и похоронен в семейном склепе. На шее – небольшой круглый кулон на цепочке. Позади – музыкант со скрипкой подбадривает маленького мальчика с дудочкой, они создали своеобразный дуэт. В работах этого периода чувствуется сильное влияние Рембрандта, в частности, это заметно в композиционном решении использовании светотени, виртуозном владении кистью. На следующей картине, посвящённой также визиту врача, Ян Стен, как бы для контраста, показывает явно другого врача, сочувствующего своей пациентке и пока он считает число ударов пульса, сверяясь по часам, что не делали два первых доктора, выясняет её жалобы.
Так, например, в известной картине Любовная болезнь (1660) разодетый по последней моде того времени врач галантно склонился над опечаленной пациенткой, по традиции отсчитывая пульс на её запястье. В ее руке поблескивает чешуей сельдь. Многим моделям ван Мириса присущ флер аристократизма, «Портрет дамы» — яркий тому пример.
Этот же прием он использовал и в картине «Смерть Лукреции», как делали и многие его современники, в том числе Ян Стен и Каспар Нетшер.
Хотя музей часто упрекают в непродуманном, принужденно сумрачном освещении именно «малых голландцев» теперь экспонируют на самом высоком уровне. Именно этим временем датируется самая ранняя из сохранившихся работ ван Мириса Старшего. Вскоре после его завершения, он был записан одним из учеников Рембрандта. Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость».
В 1635 году, всего через четыре года после того, как Рембрандт покинул родной Лейден и уехал в Амстердам, он получил один из самых важных в своей карьере заказов — «Портрет Антони Копала». Либо этот портрет был написан по памяти.
Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось. Благодаря наблюдательности, с которой гениальный мастер прорисовал мех медведя и очертил контуры его ушей, глаз и носа, ему удалось создать впечатление, что перед нами живое существо. Роль этого рисунка в творчестве Леонардо можно оценить по тому факту, что именно он, судя по всему, послужил основой для удлиненной мордочки горностая на одной из наиболее прославленных картин художника — портрете Чечилии Галлерани, также известном как «Дама с горностаем». Хотя подобные образы пожилых людей чаще всего представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами и пометками, разложенные на столе, а также буквы «LI» и цифра «4», видимые на первом плане, указывают на то, что старик работает со счетными книгами. Большой размер композиции, энергичное наложение красок, резко прочерченные линии в трактовке волос персонажа подтверждают слова Хюйгенса о том, что смелость Ливенса подтолкнула его к работе в крупном формате, что весьма отличает его от раннего Рембрандта.
Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется. Спящий пророк лежит на склоне холма, опершись головой на руку. Но тщетно.