По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю».
Муж оказался посредственностью не только в живописи, живя за счет жены, чьи портреты стали пользоваться популярностью. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал. Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, ЭрмитажНедавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете.
За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). В нем сообщается, что картина была написана старой художницей для Александра I и поднесена ему в день его вступления в столицу Франции. «. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. В этот период семейство Лебрён приобрели в свою собственность Отель Де-Любер и салон Виже-Лебрён, где она постоянно выставляла свои работы, понемногу стал одним из самых популярных и модных в предреволюционном Париже. Молодой Пушкин посвятил ей стихи.
У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. В 1814 году польский вопрос стоял достаточно остро.
На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Александр I решал по-своему судьбы Европы.
Продолжаются заказы на изображение королевы. В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. Воспитывала его тетка. Рентгеноскопия «Гения» гораздо ближе к подобным же снимкам с произведений Виже-Лебрен раннего периода, чем позднего. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах.
Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж.
Прежде всего, могло казаться, что художница понадеялась, что история ее портрета забыта, что на Александра произведет благоприятное впечатление миловидность «гения» и что у него не возникнет никаких неприятных ассоциаций.
Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. Г-жа Виже-Лебрен неспроста писала портрет молодого Генриха Любомирского. Произведения Виже-Лебрен очень высоко ценились в России в XIX веке.
Предпочитаю последнее. Виже вышла замуж заЖана Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. «Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». Но вряд ли это простейшее соображение может быть уместным. Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры).
Первое впечатление оказалось безошибочным. В светских салонах ее принимали как желанную гостью. В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «.
Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина».
Портрет был заказан ей княгиней Любомирской, которой Генрих приходился племянником. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других.
автопортрет 1781 годВ 13 лет для Луизы началась новая жизнь. Юноша держит в руках щит и пальмовую ветвь. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию. Луки.
Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Моих читателей может заинтересовать вполне правомерный вопрос.
Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Действительно, не могли же поляки выступить против России имея символом своего движения образ гения Александра I, гения публично и с большой церемонией ему поднесенного, которого все знали. Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию.
Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку.
Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. С картины делались повторения, копии, она находилась как недвусмысленный символ в доме каждого сочувствующего польскому движению. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Напрашивается и третье предположение. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Дочь портретиста Луи Виже. Луки, а несколько ранее – в Пармскую.
Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Autoportrait au chapeau, Elisabeth Vige-LebrunВ 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Заключается она в следующем: уж не написан ли этот «гений» гораздо раньше, чем был он подарен, как-то слишком он напоминает всяких амуров (в том числе эрмитажного), гениев и прочих небожителей с произведений Ж. -Б. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Так, руки «Гения» первично не держали щита с надписью, они были заняты каким-то другим, впоследствии перекрытым щитом, предметом, может быть, гирляндой цветов, может быть, как у его прообраза, венком или венками. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. (1755-1842) French Elisabeth Louise Vigee Lebrun GalleriesВиже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835 – 1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795 – 1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Madame Dubarry (Elisabeth Louise Vige-Lebrun). Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Madame du Barry, 1782 von lisabeth Vige-Lebrun. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun, Portretul contesei Tolstoi. Marie Antoinette, by lisabeth Vige-Lebrun (1788. )По списку, составленному самой художницей из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. В ее мастерской за целую жизнь работы скопилось достаточное количество изображений миловидных головок (именно подобные картины были ее специальностью) и если она не хотела писать новый, то могла выбрать для подарка не обязательно этюд давности в четверть века, да еще изображающий одного из противников России.
Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. На щите выведена легко читаемая надпись «Alexandre le Magnanime. Ведь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на меня такое впечатление, что я всецело отдалась ее созерцанию». Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство».
Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Виже-Лебрен написала более тридцати портретов Марии-Антуанетты и ее семьи и та в свою очередь посодействовала, чтобы художницу избрали в члены Королевской академии живописи и скульптуры (1783г).
На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. В 1770-х годах семья Виже обосновалась в доме на парижской улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль и к 15-летней художнице начали поступать заказы. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Виже-Лебрён становится всё популярнее. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства.
Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего.
(Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. Образ Генриха Любомирского был бы дискредитирован раз и навсегда. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. Неизвестно, что было бы дальше, если бы не известные исторические события – близилась Великая французская революция.
Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы.
Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. C 1780-х гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства.
Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами.
Работа минутная: берется биографический словарь, родословная дома Любомирских, .
Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. Виже-Лебрен даже какое-то время училась у него и, естественно, подражала ему. Упоминается и еще одна небезынтересная деталь: якобы Виже-Лебрен, очевидно, торопясь с работой, превратила в гения Александра I портрет «молодого князя Любомирского».
Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза и Жозефа Верне. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены.
"». 30-е гг.
«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством.
Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. 31 марта 1814 года».
К счастью, эту проблему можно разрешить с большей долей уверенности, чем все другие. И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». В1776г.
А с Елизаветой Алексеевной, супругой великого князя Александра Павловича, будущего императора, у Луизы отношения стали почти близкими. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Таким образом, положение о том, что картина дописана, а не написана заново по старому этюду, кажется бесспорным.
Я заметила у окна. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть.
«Гений Александра I» имеет уже некоторые черты классицизма, вполне достаточные, чтобы не казаться в Петербурге начала века картиной, вышедшей из моды. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность.
Жюли с мужем осталась в России. Во время Французской революции художница жила и работала в Италии, Австрии и России (1795-1799гг). Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда».
Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Королеве работа художницы очень понравилась и она засыпала ее дополнительными заказами. Картина носит несколько непонятное в настоящее время название – «Гений Александра I». Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась.
Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину. Она всю свою жизнь просуществовала в запасах музея.
Это объясняется особым волнением: «. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Paris, 31 Mars 1814», что в переводе означает «Александр Великодушный. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Она и заказала с него портрет в виде гения играющего с аллегорическими символами победы и мира – лавровым и миртовым венками, картину, получившую название «Гения Славы».
автопортрет с дочерьюНо не все было так прекрасно, как хотелось бы. Какие только люди их не посещали. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц».
Надпись на картине комментируется и каталогом 1838 года. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. C 1780-х гг. Императрица не всегда заслуженно критиковала работы художницы, а про портрет своих внучек, великих княжон, даже сказала, что они похожи на мопсов, греющихся на солнце.
12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов. Виже-Лебрен принимали с энтузиазмом: знать, богатые любители художеств окружали её вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы.
Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Ее дочь Джулия вышла замуж за русского дворянина. Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Он обращен в пол-оборота к зрителю. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд».
Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. Но отец потакал увлечению дочери. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась.
Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо). И наконец, она была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанеты. Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. Греза. В качестве приложения в книге опубликованы письма Виже-Лебрен к княгине Куракиной, в которых подробно отражена жизнь художницы во Франции до эмиграции.
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». — 298 с. ). Но вскоре она была включена в список эмигрантов, утратила права гражданки Франции, её имущество было конфисковано, а прошение её мужа о восстановлении жены в правах – отклонено. Не сложились отношения с Екатериной II.
Троицы.