Виже-лебрен оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Палитра Трианона1779 год стал поистине звездным в карьере молодой художницы Луизы Виже-Лебрен: ее пригласили в Версаль и уведомили о намерении королевы заказать портрет. В России было исполнено 48 портретов, а Императорская Академия художеств приняла Виже-Лебрен в ряды своих членов. Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes).
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю». Одна из русских гостей уговорила Виже-Лебрен написать мемуары, чтобы драгоценные детали прошлого не исчезли с ее смертью. С женщинами-заказчицами Виже-Лебрен чувствовала себя намного свободнее, одновременно выступая в качестве стилиста. Виже-лебрен больше никогда не увидела свою покровительницу, сложившую голову на гильотине, а ее заграничное турне затянулось на долгих 12 лет.
Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes). Своя среди чужихЧерез три года, вопреки сопротивлению главы Королевской академии живописи и архитектуры, по личному распоряжению короля, явно отданному по настоянию Марии-Антуанетты, мадам Виже-Лебрен стала членом академии. После возвращения во Францию в 1801 году Виже-Лебрен продолжает писать портреты, а также работает над мемуарами, в которых содержится много интересных фактов, повествующих о взаимоотношениях художницы и ее заказчиков. В Петербурге Элизабет Виже-Лебренпровела 6 лет с лета 1795 года, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам.
Пока же Виже-Лебрен процветала – выставляла полотна на Салонах, писала исключительно аристократов: герцогиню де Полиньяк в соломенной шляпке (1782), графиню де Клермон-Тоннер в виде султанши (1785), будущего пэра Александра Эммануэля де Крюссоль-Флорензак (1787). Переждав таким образомВеликую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашениюНаполеонаи до1814г. Заработав достаточно, для спокойной жизни в преклонные годы, Элизабет Виже-Лебрен жила уединенно (единственная любимая дочь Жюли умерла в 1813 году), на художественную сцену вышли другие герои, а о героине «галантного» XVIII века вспомнили уже значительно позже ее смерти. В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте коронованной подруги, но и о ее моральных качествах.
За первым заказом немедленно последовал второй, потом – третийЧему немало способствовало и основное правило Виже-Лебрен – молчание обо всем, что она видела или слышала во дворце. В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет. Шесть «русских» летЕкатерина I, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала самый любезный прием изгнанникам и в числе других пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза прибыла 25 июля 1795 года. Коллеги-завистники негодовали особенно старалась некая Аделаида Лабиль-Гийяр, считавшая, что Виже-Лебрен нахально отобрала у нее место лучшей художницы Франции. По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.
12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией. По мнению историков именно Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах. 12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией. Вспыхнувшую во Франции революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе провела более пяти лет и в России.
Виже-лебрен писала: «Она, похоже, не могла понять, что люди посещают художника, чтобы позировать ему». Помыкавшись без денег, Виже-Лебрен снова уехала за границу — на этот раз в Англию. Подобные пассажи говорят об одном: с русским народом мадам Виже-Лебрен не общалась.
О пребывании с королевой на Сардинии Виже-Лебрен записала: «Мадам также сделала много, чтобы помочь нищим мы побывали в городе, сопровождаемые охраной, чтобы найти жилье и продовольствие для несчастных». По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Вспыхнувшую во Франции революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе провела более пяти лет и в России.
Отношения супругов становились все более прохладными и после пяти лет брака Виже-Лебрен с дочкой поселилась отдельно.
Манера письма художницы ясная и точная. Виже-Лебрён становится всё популярнее. Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба. Королеве работа художницы очень понравилась и она засыпала ее дополнительными заказами. Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства.
C 1780-х гг. За это время она успела искренне полюбить страну, о чем написала в своих мемуарах. На щите выведена легко читаемая надпись «Alexandre le Magnanime. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «.
Г-жа Виже-Лебрен неспроста писала портрет молодого Генриха Любомирского. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Особую известность Виже-Лебрен принес портрет Марии-Антуанетты с детьми 1787 года (Версаль, музей), в котором она предстает одновременно и величавой монархиней и добродетельной матерью, давая своим подданным достойный пример для подражания. Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б.
В 1814 году польский вопрос стоял достаточно остро. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства.
Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Спокойная жизнь в достатке закончилась летом 1789 года, когда художница была вынуждена покинуть революционную Францию.
C 1780-х гг. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини.
Женщины на портретах кисти Виже-Лебрен всегда привлекательны. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы.
В 1769 году по его совету начала брать уроки у, которые способствовали её прогрессу. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Не сложились отношения с Екатериной II. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. За два года до рождения дочери в жизни Элизабет Виже-Лебрен произошло удивительное событие, полностью перевернувшее ее жизнь – знакомство с королевой Марией-Антуанеттой.
В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию. Работа минутная: берется биографический словарь, родословная дома Любомирских, . Дочь портретиста Луи Виже. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Э. Л. Виже-Лебрен родилась в Париже в семье художника-портретиста.
Ее глаз профессионала отмечал в новом императоре: «Павел был чрезвычайно уродлив. Заключается она в следующем: уж не написан ли этот «гений» гораздо раньше, чем был он подарен, как-то слишком он напоминает всяких амуров (в том числе эрмитажного), гениев и прочих небожителей с произведений Ж. -Б. Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы. Поскольку Двор и сама Екатерина летом находились в Царском Селе (Виже-Лебрён прибыла в Петербург 23 июля 1795 г. ), знакомство с Россией началось для художницы именно с Царскосельского дворца и его царственных обитателей. Картина носит несколько непонятное в настоящее время название – «Гений Александра I». Так, руки «Гения» первично не держали щита с надписью, они были заняты каким-то другим, впоследствии перекрытым щитом, предметом, может быть, гирляндой цветов, может быть, как у его прообраза, венком или венками. Россия полюбила французскую художницу.
Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Безмятежная, счастливая улыбка является своеобразным лейтмотивом портретов Виже-Лебрен.
Здесь ею были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев. В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей.
Мужские портреты, созданные Виже-Лебрен, пожалуй, менее выразительны. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. « Я отнюдь не заметила, чтобы она обратила на него хоть малейшее внимание, а быть может она вообще не столь строга в этом отношении, как, например, госпожа посольша». Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Это объясняется особым волнением: « Ведь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на меня такое впечатление, что я всецело отдалась ее созерцанию». Упоминается и еще одна небезынтересная деталь: якобы Виже-Лебрен, очевидно, торопясь с работой, превратила в гения Александра I портрет «молодого князя Любомирского».
Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. В этих поездках Виже-Лебрен писала портреты для королевских особ, аристократов и государственных деятелей. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца.
В доме Виже-Лебрен был один из самых популярных в Париже салонов. Российские исследователи относят эту художницу к категории «восторженных русофилов», в то время как типология всех путешественников включает и «желчных русофобов» и «критически настроенных наблюдателей». Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. Произведения Виже-Лебрен очень высоко ценились в России в XIX веке. Луиза Виже-Лебрен, хрупкая талантливая француженка, обладая невероятной трудоспособностью, запечатлела на своих полотнах придворное общество практически всех европейских дворов XVIII века и выдающихся личностей современности, подарив потомкам возможность любоваться их подлинными изображениями. В труде «Живопись Эрмитажа» Колин Ислер так написал о ней: «Умная, дипломатичная изобретательная и независимая, она остается образцом для женщин, которые занимаются живописью, выиграв признание своего искусства и получив доступ в академию, прежде недоступную для представительниц женского пола». Воспитывала его тетка.
Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004. За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). Ее как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты с почетом принимали европейские монархи. Особую роль в искусстве и биографии Виже-Лебрен сыграло ее пребывание в России, где она провела 6 лет (с 1795 по 1801), сначала в Петербурге, затем в Москве. Луки. К счастью, эту проблему можно разрешить с большей долей уверенности, чем все другие.
А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. В 1802 году Луиза вернулась в Париж, но пробыла там недолго, снова отправившись путешествовать по европейским столицам.
Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос.
Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться.
Греза. Виже вышла замуж заЖана Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. «Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию».
молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии.
Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Молодежь восхищалась «Вертером» Гёте, некоторые юноши надевали по его примеру синие фраки и желтые перчатки и кончали жизнь самоубийством. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. По списку, составленному ею самой из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Но вряд ли это простейшее соображение может быть уместным.
В качестве благодарности (и сэкономив приличные деньги. ) художница написала портрет дочери Строгановой. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Над головой легкий колеблющийся язычок пламени, обозначающий божественность его происхождения.
Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: Souvenirs de ma vie и перепечатанные потом несколько раз. Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах. Способствовали растущей популярности и экстрасенсорные способности художницы: «Я редко ошибалась в своих предсказаниях» глядя на выражение лиц своих визави». Эта женщина стала одной из главных портретисток своего времени.
Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны. Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, ЭрмитажНедавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете.
Портрет был заказан ей княгиней Любомирской, которой Генрих приходился племянником. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Виже-Лебрен даже какое-то время училась у него и, естественно, подражала ему. Уже в возрасте 19 лет Виже-Лебрен приняли в Академию Св.
Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: Souvenirs de ma vie и перепечатанные потом несколько раз. В 1780-е годы художнице особенно удавались портреты детей. Надпись на картине комментируется и каталогом 1838 года. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин.
Правда, в 20 веке, когда критерии вкуса изменились, к портретам Виже-Лебрен, так же как к картинам Ж. — Б. Греза, стали относиться более критически, обвиняя художников в излишней сентиментальности и однообразии. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810). Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. Наибольшей живостью отличаются многочисленные портреты, которые она охотно писала.
Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Стало легендой, как по тусклому левому глазу короля Польши она предсказала его близкую смерть. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж.
Модели портретов держатся естественно, в них, как правило, нет нарочитого позирования. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». Первый портрет королевы она исполнила в 1778 году. "».
Она была необразованной и беседы с ней были незанятными». Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры. Удивительная история связана с жизнью Элизабет Виже Лебрен. И наконец, она была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанеты.
После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». Луки, а несколько ранее – в Пармскую. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством.
Днем она была совершенно праздной. Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. «Гений Александра I» имеет уже некоторые черты классицизма, вполне достаточные, чтобы не казаться в Петербурге начала века картиной, вышедшей из моды.
Виже-Лебрен написала более тридцати портретов Марии-Антуанетты и ее семьи и та в свою очередь посодействовала, чтобы художницу избрали в члены Королевской академии живописи и скульптуры (1783г). На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие. »), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного».
Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию.
Paris, 31 Mars 1814», что в переводе означает «Александр Великодушный. Э. Л. Виже-Лебрен принадлежит к числу самых популярных художников своего времени. Она сокрушается, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «для исполнения сего традиционного обряда., сняла одну перчатку».
Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Виже Лебрен также работала с многочисленными академиями во Франции, но во время революции оставаться в стране было небезопасно. Моих читателей может заинтересовать вполне правомерный вопрос. Но отец потакал увлечению дочери.
Они распускали слухи о многочисленных любовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые «греческие вечера», которые она устраивала. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами.
— 298 с. ). Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью.
Прежде всего, могло казаться, что художница понадеялась, что история ее портрета забыта, что на Александра произведет благоприятное впечатление миловидность «гения» и что у него не возникнет никаких неприятных ассоциаций. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились. Но я не верю, что графиня открыла хотя бы раз хоть одну из них и, когда свекровь выражала желание увидеть невестку в одном из этих восхитительных платьев и шляпок, она отвечала: «Для чего, для кого, зачем. » То же самое она сказала мне, показывая шкатулку с драгоценностями, среди которых были абсолютно невообразимые вещи.
Он был художником, реставратором, критиком и торговцем картинами. Все недостатки, с которыми Виже-Лебрён встречалась в России, она спешила извинить, оправдать или опровергнуть. Училась живописи у своего отца, художника. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. Троицы.
Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». Тем не менее, картина никогда с момента своего прибытия из Парижа не выставлялась в залах Эрмитажа, даже не украшала пригородных царских резиденций. Потерпев поражение в попытках доказать бездарностьхудожницы, недоброжелатели взялись чернить ее репутацию.
Первое впечатление оказалось безошибочно точным. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. Продолжаются заказы на изображение королевы. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет. В словесном описании Елизаветы художница начинает с детали (забота о комнатном цветке), затем переходит к гармоничной внешности и ангельскому выражению лица, позволяющим сделать обобщение («Вот истинная Психея». ).
Во время Французской революции художница жила и работала в Италии, Австрии и России (1795-1799гг). Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года. Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов.
C 1780-х гг. Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755 – 1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Он обращен в пол-оборота к зрителю. Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером. Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом.
Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Это объясняется особым волнением: «.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты.
Благодаря тому, что его Бриар, будучи членом Королевской академии живописи имел мастерскую в Лувре, Виже смогла познакомиться с такие мастерами, как Жан-Батист Грёз и Жозеф Верне, которые также помогали ей советами. Напрашивается и третье предположение.
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. В этот период семейство Лебрён приобрели в свою собственность Отель Де-Любер и салон Виже-Лебрён, где она постоянно выставляла свои работы, понемногу стал одним из самых популярных и модных в предреволюционном Париже. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790).
Она преуспела в жанре живописи, который во Франции всегда ценился очень высоко. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Ее дочь Джулия вышла замуж за русского дворянина.
В их облике она подчеркивает прежде всего черты женственности: это и кокетство, как во многих автопортретах (например, в автопортрете 1782 года из частного собрания в Швейцарии) и томная нежность, как в портрете графини Скавронской (Париж, музей Жакмар-Андре), открытая чувственность в портрете Эммы Харт в виде Ариадны (США, частное собрание) или игривость и задор в портрете графини А. Потоцкой (США, Форт Уорт, музей Кимбелл). Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Искусство Виже-Лебрен полно жизнерадостного оптимизма, героини ее портретов неизменно довольны жизнью и собой, недаром они почти всегда улыбаются.
Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Тем не менее Элизабет с помощью Марии Антуанетты все удалось, а зависть к ней и без того большая, возросла в разы. Виже-Лебрен была с детства наделена большой силой воли и редкой работоспособностью. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо).
Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Ей даже удалось написать портрет тогдашней королевы Марии Антуанеты, а также подарить свои картины многим членам королевского двора. Александр I решал по-своему судьбы Европы. Женщина отправилась в большое путешествие по странам Европы, также заехав и в Россию, где написала несколько портретов членов семьи императора. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.
Императрица не всегда заслуженно критиковала работы художницы, а про портрет своих внучек, великих княжон, даже сказала, что они похожи на мопсов, греющихся на солнце. Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились.
«Моя прическа мне ничего не стоила, – писала она в одном из писем, – я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком. ». В 13 лет для Луизы началась новая жизнь.
Выйдя из семьи мелкой буржуазии, Виже заняла место среди влиятельных аристократов французского королевства, в числе которых был король и его братья и сёстры, а также королева и видные члены королевской семьи их объединяла принадлежность к одному поколению. « Я заметила у окна молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. 31 марта 1814 года». В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. К числу лучших детских портретов в искусстве 18 века принадлежит портрет дочери Жюли (1787, Париж, собрание М. Давид Вейль), на котором девочка смотрится в зеркало, так что мы можем видеть задумчивое личико и в профиль и в фас. Я заметила у окна.
В1776г. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. У нее появилось множество друзей в среде образованной русской аристократии. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж. В портрете графини В. Н. Головиной (Бирмингем, университет) Виже-Лебрен удачно использует эффект света, который падает под углом слева направо, ярко освещая лицо модели и придавая остроту композиции портрета.
В свою очередь, Виже-Лебрён с симпатией отзывалась о русских, которые «проворны, умны познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года.
Предпочитаю последнее. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короляВиллема I, в России в1795—1799гг. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Так же как знаменитые актрисы той эпохи, портреты которых она часто писала, Виже-Лебрен входила в высшее аристократическое общество. Первое впечатление оказалось безошибочным. В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати.
Она выучила русский язык и была впоследствии другом Н. М. Карамзина. Затем последовал первый из заказов от королевского дома – на написание портретов графа Провансальского, брата короля, а в 1778 г. Виже-Лебрён была приглашена в Версаль рисовать королеву Марию-Антуанетту. Она и заказала с него портрет в виде гения играющего с аллегорическими символами победы и мира – лавровым и миртовым венками, картину, получившую название «Гения Славы». Шесть «русских» лет Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу.
По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
В лучших своих портретах, созданных в 1780-е годы, Виже-Лебрен достойно продолжает традицию французского портрета 17 -18 веков.
Элизабет-Луиза Виже-Лебрён стала второй после Мари Анн Колло иностранкой, удостоенной звания «почетный вольный общник» Санкт-Петербургской академии художеств. Творчество Виже-Лебрён вписывалось в рамки эстетики сентиментализма. Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. На театральной сцене утвердились «слезная комедия» и «мещанская драма», светские дамы зачитывались «Новой Элоизой» Руссо и, стараясь соответствовать идеалу матери, начали сами кормить младенцев грудью.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Она умело сочетала незыблемые законы изображения великих людей (подчеркивание во всем их высокого положения и власти) с сентиментальной чувствительностью, смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. 30-е гг. автопортрет с дочерьюНо не все было так прекрасно, как хотелось бы.
Все герои ее картин смотрят на нас как живые. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. «. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Ее отец был малозначительным мастером, но он сумел привить дочери любовь к живописи.
Однако и среди них можно выделить ряд запоминающихся образов, в особенности полные искренней симпатии портреты художников Ж. Верне (1778) и Г. Робера (1788 оба — Париж, Лувр). Образ Генриха Любомирского был бы дискредитирован раз и навсегда. Однако, по мнению ряда современных исследователей их было значительно больше (по-видимому, около 67). В этой связи она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. "».
Какие только люди их не посещали. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. А в Париже в 1799 г. группа художников подала Директории прошение о восстановлении Виже-Лебрён в правах, подписанное многими деятелями науки и культуры. «Мне рассказывали, — замечает Виже-Лебрён, — что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие». На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии.
Наконец происходит представление императрице, перед которой Виже-Лебрён предстает «с некоторым страхом». Жюли с мужем осталась в России. Она всю свою жизнь просуществовала в запасах музея. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего.
Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Юноша держит в руках щит и пальмовую ветвь. В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами.
В ее мастерской за целую жизнь работы скопилось достаточное количество изображений миловидных головок (именно подобные картины были ее специальностью) и если она не хотела писать новый, то могла выбрать для подарка не обязательно этюд давности в четверть века, да еще изображающий одного из противников России. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Этот фон нужен для более яркого контраста, подчеркивающего живость и непосредственность молодой женщины. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась.
Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». Например, упомянув ужасную дорогу из Риги, представлявшую собой «наваленные кучами каменья», она тут же добавляла, что император Александр ее перестроил, «и теперь она хороша». — 298 с. ).
Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Рентгеноскопия «Гения» гораздо ближе к подобным же снимкам с произведений Виже-Лебрен раннего периода, чем позднего. Пушкина в Москве, Музея Марии-Антуанетты в Париже, галереи Версаля во Франции, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Национальной галереи Лондона, Национального Трастового Поместья Waddesdon (Эйлсбери, Великобритания), Института изящных искусств (Бирмингем, Великобритания), галереи Уффици (Флоренция, Италия), Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве, Художественного музея в Сент-Луисе (США, штат Миссури), Национальной картинной галереи Армении и множества частных коллекций.