Храм Святой Софии, который многие именуют пиком византийской архитектуры, на многие столетия задал направление развития зодчества во многих государствах Восточной и Западной Европы, а также Ближнего Востока. Софии – Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе – главный храм Византийской империи. Собор Святой Софии, являющийся выдающимся памятником византийской архитектуры, на протяжении целого тысячелетия был главным собором империи и самым большим храмом всего христианского мира. Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев.
Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии. Экфрасис храма Святой Софии // В кн. : Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. В 1935 г. первый президент Турецкой республики Ататюрк своим декретом упразднил мечеть в храме Святой Софии и учредил здесь музей византийской и исламской культуры.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. По всей видимости, достраивал базилику уже сын Константина Констанций II во время своего правления в 340–350-е годы.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Мною вельможи величаются и мучители управляют землею.
По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками.
Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Из нескольких областей империи привозился мрамор. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мозаичные изображения ликов святых, Богородицы и Иисуса Христа были покрыты толстым слоем штукатурки.
человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Из Рима в Константинополь, по легенде, привозят восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – колонны из зеленого мрамора. Преобразованию в бывшем храме подверглись все стены.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Не минула эта участь и Византию. Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». — Побеждай). Велика ведь бывает польза от учения книжного книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание.
По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой.
Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Убийца бежал в ужасе. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века.
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Все они выложены в форме какого-либо узора.
Ведя столь богоугодный образ жизни, король Иоанн-Владимир был вынужден непрестанно бороться с внешними (царь Болгарский Самуил и император Византийский Василий II Македонянин) и внутренними (богомилы) врагами. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер».
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Для строительства величественного храма выбирался лучший строительный материал. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
София – это не только духовная категория, но и женское имя. До них такого опыта ни у кого не было. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть.
Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней – мрамора, яшмы, порфира. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. Они внесены в Сербляк в 1861 году митрополитом Болгарским Михаилом. Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Во время строительства храма применились абсолютно новые материалы. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками.
Крест на вершине купола сменил полумесяц. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным.
Он весь полон света. Он лично, на всем протяжении строительства, наблюдал ход работ, приходя на стройку в простой одежде, поощряя часто рабочих деньгами. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Благодаря этим качествам ему удалось многих еретиков-богомилов вернуть в православие.
(Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»). Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства. Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1, 2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб.
Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), вот таким образом храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Эти колонны еще в эпоху Аврелиана были доставлены в Рим, а теперь переправлены в Константинополь.
Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Святой мученик Иоанн-Владимир, король Сербский, принадлежал к благочестивому царскому роду, владевшему княжествами Захумле и Превала.
Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Премудрость или София (от греч. Султан лично совершил в нём первую молитву во славу Аллаха.
1:14). Здесь его люди стали страдать от укусов ядовитых змей. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Так принял мученическую смерть блаженный Иоанн-Владимир 22 мая 1015 года. Все инкрустировалось драгоценными камнями.
И снова бунт, снова пожар. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы.
Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Святой Иоанн-Владимир со слезами стал молиться Богу о помощи и Господь внял его молитве.
Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней избавился от мучительной головной боли. По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Купол виден почти отовсюду в храме. Видимо, они разделяли духовные и светские власти. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. Эти колонны служили основанием для икон. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание».
фунтов (около 130 т. ) золота. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «.
Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным.
Цветной камень везли из Африки, греческой Фессалии, египетские каменотесы рубили гранитные колонны. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. Как монарх он пользовался всеобщей любовью, которую приобрел мудростью и добротой.
Я превзошел тебя, Соломон. Наречение собора в честь Святой Софии следует понимать, как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову.
Ататюрк в 1935 году распорядился превратить «Айю-Софью» в музей, а с древних фресок и мозаик удалить слои штукатурки. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию.
Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. И император в данном случае не является исключением.
Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду.
Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. На куполе заметны следы нескольких починок.
Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Первый собор на этом месте был построен в 360 г., но через 44 года он был сожжен во время беспорядков, вызванных изгнанием патриарха Иоанна Златоуста из столицы. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19.
Любящих меня люблю ищущие меня найдут благодать. Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). Это уникальное произведение, где два великих императора Константин и Юстиниан представлены в пространстве одной композиции. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. В 557 и 986 годах собор частично разрушался землетрясениями, но был восстановлен.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Христиане имеют вполне обоснованные претензии.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности и за счет увеличения налогов с населения. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Этот день был последним и для самой столицы Византии. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г. ) был превращен в склад.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Святой сказал ему: «Хочешь убить меня, брат, но не можешь. » И, вынув свой меч, отдал ему, говоря: «Возьми и убей меня, готов на смерть, как Исаак и Авель». Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников. Купол становится безусловным центром композиции, вызывая зримые ассоциации с темой единения всех в Боге. «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев и книги любил, читая их часто и ночью и днем.
Согласно Иоанну Малале храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише.
При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). (В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. Собор Св. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 31м в диаметре, вершина которого отстоит на 51м от пола32. Что понимали под этим именем христиане того времени. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Владислав, помраченный умом, схватил меч и отсек голову мученику. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий.
Они превратили православный храм в свою главную мечеть «Айя-Софья». Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Но пока решения нет.
До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и он был обращён в мечеть. В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).
Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор из Каритоса – зеленый мрамор из Ясоса – красный из Фригии – розовый. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Святой Иоанн-Владимир прибыл в Пресну.
Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение.
Вероятно она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Из Римского храма Солнца доставили 8 порфировых колонн. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма.
Император Адриан, правивший Римом во II веке и являвшийся почитателем культа богини Артемиды повелел привести мать с детьми к себе. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями. Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Название «Айя-София» происходит от одного из трёх эпитетов обращения к богу и в переводе обозначает «Премудрость Божья». Фото, к сожалению, нет.
Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Ответа пока нет.
И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен. Торжественное освящение величественного храма произошло в 537 году 27 декабря. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.
Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в. ). Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью.
Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая 1453 года. Центральный, самый широкий вход предназначался для императора, остальные, расположенные по бокам от него – его свите и приближённым.
Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Но великое искусство нельзя убить. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).
Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза.
«Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Обезглавленный Иоанн-Владимир взял свою отсеченную голову, подъехал на коне к храму и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой».
На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами. Эта мозаика датируется IX веком. Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена».
Его носила христианская святая София, жившая во II веке. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Прекратил своё существование и Константинополь. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.
В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.
В здание имелось 9 входов, 3 из которых были открыты для прихожан. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Собор построили всего за пять лет. 1:30). Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.
Также за века своей истории Святая София пережила несколько крупных пожаров. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье. Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». Особую сложность представляло купольное завершение. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35.
Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан.
Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм. Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. «Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися.
Абсолютно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка.
Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.
«Святая Софья» был главной мечетью Турции почти 500 лет.
Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там и безжалостно разграбили сокровища собора. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, так как им поручено это Богом и посещать часто церкви.
Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш – это и есть тимпаны. Сегодня из мозаик в тимпанах южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. В то время Византией правил император Константин.
В его царствование было открыто много больниц, странноприимных домов и монастырей. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. В золотых переплетах были и книги Священного Писания. Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.
Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. В Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою библиотеку. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой).
С 2007 г. началась кампания за возвращение первоначального статуса храма, развернутая рядом влиятельных предпринимателей и политиков США. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». О, Соломон. После реставрации их снова замазали известью. В них четко прослеживается связь с античными традициями.
И умножились пресвитеры и люди христианские. Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Здесь нет контрастных по свету зон.
К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии. Сотни повозок и кораблей доставляли сюда ежедневно как строительные материалы, так и уже готовые произведения искусства. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом7. Что означало имя Святой Софии.
Были также использованы целые архитектурные элементы извлечённые из древних построек. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.
Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора.
Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. На иконах святой часто изображается с царской короной на голове, в правой руке он держит крест, в левой – свою голову.
Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч.
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – абсолютно невероятным, – свидетельствовал в VI веке Прокопий Кесарийский. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Император Константин I Великий понимал это как никто другой.
Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Но император Юстиниан достиг своей цели: храм Святой Софии действительно создавал впечатление ослепительного великолепия. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Страх Господень. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
В этой обители, посвященной королю-мученику, было явлено много чудес. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века.
Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Под окнами – шесть тимпанов. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз.
Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Из Ефеса были привезены 8 колонн изготовленных из зелёного мрамора.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами.
Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Несомненно, что это было имя Христа. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Январь 532 года.
Я превзошел тебя. ». Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах.
Однажды царь Самуил напал на сербов с большим войском король Иоанн-Владимир уклонился от битвы и обосновался со своей дружиной на высокой горе Облик (или Косогор). И вот таким образом он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Любимов. О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике Чудеса света. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству». Напрасно Феодора, предчувствуя недоброе, убеждала мужа не ехать.
Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. У ног Иисуса припавший император. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. А возле его трона стоит на коленях император Лев VI.
Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли сказал: «Неприемлемо лишать людей права молиться в Церкви-Матери. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.