Vittore Carpaccio 1455/1465 – 1526) – художник взлома 15 – 16 веков эпохи раннего Возрождения, представитель Венецианской школы живописи.
В этом смысле замечательна картина «Св. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи, до этого он писал темперой. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения».
В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой.
Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. гал. Иеронима. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью.
Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. В этом смысле замечательна картина «Св. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне». Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. Он еще пользуется спросом как художник, живет и работает одновременно с Лоренцо Лотто, Тицианом и Себастьяно дель Пьйомбо (председательствующей в мастерской Джорджоне по преждевременной смерти последнего), но принадлежит 15 веку. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах.
Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Возможно, посетил Рим, Далмацию и Ближний Восток. Испытал влияние живописных новаций Антонелло да Мессины исторических композиций Джентиле Беллини (смотри Беллини) и повествовательных живописных циклов художников феррарской школы, особенно Франческо дель Коссы. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы.
По-видимому, учился у Джентиле Беллини. Собеседовании (ок. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу. Сцены из жизни св. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Действие персонажей он переносит в Венецию.
Получил известность благодаря многочисленным заказам церковных общин и религиозных братств (скуол) игравших большую роль в общественной жизни Венеции. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. музеи), Битве св. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони).
Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии.
Работа заняла чуть больше пяти лет и была закончена в 1496 (точная дата алтарной картины с изображением «Св. Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо.
Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре1, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»2.
Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. В 1508 был членом комиссии, определившей сумму вознаграждения Джорджоне за росписи фасада Фондако деи Тедески. Два последних религиозные образы Карпаччо датированы 1523 годом и созданы для провинциального алтаря католической церкви Вознесения в копари (Словения).
1502). Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением.
Иеронима, Георгия и Трифона. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
Иероним в келье». В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Даже венецианский диалект 15 века был в фазе становления.
Креста» (1494, Венеция, гал. Шосса левой ноги включает всебя все три цвета иукрашена роскошной вышивкой серебряными нитками, повторяющейся на полах накидки. Георгия («Битва св. Карпаччо изобразил св. Очень натурально передано движение блаженного, который писал, но остановился и смотрит в окно.
Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне».
Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Урсулы), Св. В конце жизни под влиянием искусства классического Возрождения, живописных алтарей Джованни Беллини и скульптурных произведений семьи Ломбардо вышел за рамки декоративной повествовательности, создавая величественные алтарные картины («Принесение во храм», 1510, Галерея Академии, Венеция). В 1808 году, во время оккупации Венеции Наполеоном, картины были вывезены и разошлись по разным музеям: две картины находятся в Пинакотеке Брера в Милане, еще две – в Музее Ка ДОро в Венеции и по одной – в Музее Коррер в Венеции и в Академии Каррары в Бергамо. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных.
сравнительно небольшие фигуры первого плана предстают в органической связи с пейзажем, плавно уходящим к далекому горизонту, находятся в единой с ним пространственной и световоздушной среде. Георгия с драконом», «Триумф св.
Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Иеронима («Св. Действие персонажей он переносит в Венецию. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими.
У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Фигура неловкоссутулившейся женщины, в позе которой столько естественности и правды, перенеслась из правогонижнего угла композиции на передний план, стала главной. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.
И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали.
Иеронима», «Видение св. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо.
Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. Зато с ними связан городской пейзаж, служащий им отличным фоном и подчиненный ритму этой группы. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Так и случилось.
Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. 1526, Венеция. Практически мало что известно о годе рождения художника, его обучение и даже о его настоящее имя. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
КАРПАЧЧО (Carpaccio также встречаются написания Carpathius, Carpatio, Scarpaza, Scharpaza и др. ) Витторе (около 1465, Венеция – между октябрем 1525 и июнем 1526, там же) итальянский художник, представитель венецианской школы. К наиболее известным из его живописных циклов относятся: «История святой Урсулы» (1490-96) для одноимённой скуолы, «История Христа, святых Иеронима, Георгия, Трифона и блаженного Августина» (1502-1507) для Скуолы-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, «История Марии» (1504) для Скуолы-дельи-Альбанези и «История святого Стефана» (1511-20) для Скуолы-деи-Ланьери. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини.
Итальянский художник. Урсулы и История св. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Иеронима, Георгия и Трифона (ок.
Располагавшие достаточно большими помещениями, Скуолы обычно заказывали художникам циклы больших многофигурных композиций — написанные на холсте настенные панно заменяли в Венеции фресковые росписи, поскольку последние быстро разрушались от воздействия влажного, насыщенного испарениями каналов воздуха. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Замечательная картина «Чудо св. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь.
В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Венецианский художник эпохи Возрождения. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Иероним в келье». За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами.
Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. Из семьи моряков и кораблестроителей. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована.
В этом смысле замечательна картина «Видение св. 1510, Берлин, Гос. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного.
Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. Георгия»). Согласно легенде, Урсула была дочерью бретанского короля Маура, славилась красотой и умом. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал.
Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте».
Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»3.
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Стремясь к событийной достоверности и занимательности живописного рассказа, Карпаччо насыщал свои изображения легенд выразительными подробностями, большое внимание уделял пейзажным видам и архитектурным мотивам («Сон святой Урсулы», Галерея Академии, Венеция «Смерть святого Иеронима» и «Видение блаженного Августина», Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони «Проповедь святого Стефана», Лувр, Париж). Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах.
Августина») св. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни.
Отец художников Пьетро и Бенедетто Карпаччо. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Всё его занимает: и многообразная жизнь города и детали архитектурного убранства и одежды. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города.
Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии). За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики.
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Августина с отсылкой к иконографии св. Карпаччо родился в Венеции ок. Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. Трифона и св.
музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос. Эти мотивы увидены художником не только в их поэтической сущности, но и с новым для итальянской живописи оттенком непосредственной причастности зрителя к лирической атмосфере картины, состоянию молчаливого раздумья и тишины. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Картины «Куртизанки» (Музей Коррер, Венеция), «Охота на морских птиц в лагуне» (1490-95, Музей П. Гетти, Лос-Анджелес), «Молодой рыцарь» (1510, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид) стоят у истоков бытового жанра. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо.
Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Ок. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орcола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Третья картина, посвященная Святому Георгию — Святой Георгий совершает обряд крещения — украшает левую часть алтарной стены. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста.
Августина». Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).
Мастер венецианской школы. Работал главным образом в Венеции. Так и случилось. В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Пожалуй, нет.
Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св. 1460—1465, Венеция — ок. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Практически государственным тосканский диалект изучают в школах – станет в 19 – 20 веках. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо.
Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. художественная галерея).
В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы.