Большое значение для развития всей архитектурной теории имела сформулированная Витрувием триада – единство прочности, пользы и красоты, которое должно соблюдаться при строительстве любого сооружения. «архитектура состоит и порядка, по-гречески taxis расположения, что греки называют diathesis евритмии, соразмерности, благообразия и расчета», — так начал Витрувий теоретическую часть своего трактата. Отзывы читателей о книге Десять книг об архитектуре., автор: Витрувий. Полный текст трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius De architectura libri decem) публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года. Полный текст трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius "De architectura libri decem") публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года.
Полный текст трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius De architectura libri decem) публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года. Трактат является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и по свидетельству самого Витрувия на тот момент единственной книгой об архитектуре на латыни.
Именно труд «Десять книг об архитектуре» стал тем бесценным вкладом, который внёс Витрувий в архитектурное дело. concetto). Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Витрувия заново открывает Возрождение.
Во многих случаях такие бюро возглавляют несколько человек. Красота запечатлевается в том, как вы движетесь в пространстве». Дизайнерская триада «функция, форма, качество» также превратилась в изящную метафору. Способ использования языка (техники) в любой культуре есть показатель ее развития, – подъема или падения.
На поверхности здания сосредоточивается «красота» (по Витрувию) или «вкус» (по трактатам XVII – XVIII вв. ). Здание – репрезентат для репрезента (изображающее для изображаемого). Данная книга— это краткое практическое руководство по прикладной механике, содержащее описание различных механизмов для поднятия тяжестей, практические правила и строительные рецепты. В результате стирается жесткая грань между техникой и создающим ее человеком. 4).
ekphaino – «показывать») – с «искусствопроизводством, формой в ее становлении». Аналогичное значение для Англии имело издание Ньютона (1771-1791). Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. Их функциональность и конструктивность не реальны, а метафорически декларативны. И хотя периодом историзма считают 1830 – 1880-е гг., ампир 1810-х гг. eklektikos – «выбирающий»).
5). В XIX в. ситуация изменилась. inventio) или прихоти заказчика того или иного сакрального образца (итал. Традиционная архитектура в итоге исторического развития сама себя уничтожила. Получил архитектурное образование. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.
В процессе изучения «возрождаемой» античной архитектуры Витрувий играет не меньшую, часто даже большую роль, чем памятники к тому же новая архитектура с первых же своих шагов создает себе свою теорию, опираясь опять-таки на Витрувия. Из жизни зодчего известно мало. Такое же значение она обретает в новейшей архитектуре. Здесь учитывается сочетание вертикальных, горизонтальных форм с промежуточными элементами (завитки, растительные орнаменты, профили базы колонн, карнизы и др. ).
Разъясняя читателю принцип действия этих механизмов, Витрувий обращается к задаче о равновесии рычага, придерживаясь при этом кинематического направления статики5. Без сомнения, «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие Возрождения, но не могли быть его причиной (книги были хорошо известны в Средневековье). Архитектура, в понимании Витрувия (I, 3, 1), включает три основных области: архитектуру в узком смысле этого слова, т. е. строительную технику и строительное искусство (кн. Только что созданное признавалось устаревшим и подвергалось разрушению.
Итак, снискав такое твое благоволение, что до конца жизни могу не испытывать страха нищеты, я предпринял написать для тебя это сочинение, так как вижу, что ты возвел и поныне возводишь здания и намерен и впредь заботиться о передаче потомству общественных и частных строений, соответствующих величию твоих деяний. Характерным проявлением подобных изменений является теория симбиоза и «промежуточного пространства» японского архитектора К. Курокавы. При Юлии Цезаре, во время гражданской войны, принимал участие в постройке военных машин.
«Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Для XVII и XVIII вв. А так как основным моментом, связывающим античную архитектуру с архитектурой Возрождения, была ордерная система, «ордера» Витрувия и явились исходной точкой для всей архитектурной эстетики Возрождения. Характерный пример внедрения дизайнерской (в то время инженерной) триады в архитектуру – Эйфелева башня в Париже, возведенная по случаю Всемирной выставки 1889 г. Функция Эйфелевой башни неутилитарна и символична, но в данном случае это не имеет существенного значения. С другой стороны, упоминаемый Витрувием портик Метелла (III, 2, 5) вскоре после 33 г. был переименован в портик Октавии.
Для Возрождения Витрувий был прежде всего источником познания античности. Этот построил с величайшими затратами, старанием и огромным трудом гелеполь, высота которого была сто тридцать пять футов (около 40 м), а ширина шестьдесят футов. Форма – это духовный покров, наброшенный на материю».
Далее Витрувий упоминает храм Цереры около Большого Цирка (III, 3, 5), сгоревший в 31 г. до н. э. Конструкция здания находится внутри и вот таким образом непосредственно не участвует в создании зрительного образа (композиции). I. L.
Вот таким образом следует считать несостоятельными гипотезы всех тех, кто относил Витрувия к эпохе Флавиев, к IV в. и к средним векам или, что уже является чистой фантастикой, к эпохе Возрождения. Вот таким образом «проектность сопрягается с художественностью в способности творческого преображения мира. В XX веке, похоже, погибла живопись, в начале XXI столетия – музыка.
В результате они обретают эстетическую, а затем – художественную ценность. Без сомнения, «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие Возрождения, но не могли быть его причиной (книги были хорошо известны в Средневековье). Такие конструкции технически совершенствуются. Грандиозное строительство было неотъемлемой частью политической программы новой монархии.
Правда, на первых порах трактат Витрувия воспринимался целиком, как строительно-техническая энциклопедия ибо в XV в. искусство и прикладные науки составляли единое целое и архитекторы, как и все художники этой эпохи, были, действительно, универсальными людьми, хотя бы, например, Альберти, который в своем трактате пытался создать такую же энциклопедию и которого за это и величали «итальянским Витрувием». «Части, находящиеся на своем месте, даже мельчайшие в сооружении, становятся красивее для взора» (IX, 7). Но наряду с этим начинается критическая работа над текстом (первый шаг в этом направлении сделал Фра Джокондо, который в 1511 г. выпустил первое издание текста, не потерявшее свое значение и по сие время) и появляются первые комментированные издания (Чезариано – 1521, Филандер – 1544 и, главное, Барбаро – 1556, который дает для XVI в. наиболее обширное и в архитектурном отношении наиболее интересное толкование текста иллюстрированного отчасти рисунками Палладио).
«Десять книг об архитектуре» единственно полностью сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором рассматриваются градостроительные инженерно-технические и художественные проблемы зодчества, обобщается теоретический и практический опыт, накопленный строителями эллинистической Греции и Рима. Трактат Витрувия представляет собой энциклопедию технических наук. Подобная точка зрения отчасти развивает классическое учение Г. Земпера о «практической эстетике».
Получил архитектурное образование. Так пересматривается еще одна составляющая триады Витрувия: красота. Г. П. Щедровицкий развивал собственный «теоретико-деятельностный подход» к архитектурно-дизайнерскому проектированию. Архитектурный дизайн все более становится коллективным делом.
Марк Витрувий Поллион (лат. MarcusVitruviusPollio I век до н. э. ) -- римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист. Им занимаются не только архитекторы, но и филологи. Эта важнейшая особенность является основой построения геометрических, объёмных фигур, деления струны на определённые отрезки и, как следствие, получение результатов уже не в области математики и плоскостных (геометрия) направлений, но и в области пространственных, объёмных величин – строительстве, акустике, музыке. Предположительно, родился как свободный римский гражданин в Кампании.
Результатом подобных опытов стало появление характерного термина «постархитектура». На данный момент известна только фамилия— Vitruvius.
По теории Габричевского, художественное творчество и восприятие произведения искусства должны быть изучены на трех основных уровнях: психоаналитическом искусствоведческом (как автономная эволюция выразительных форм) и метафизическом как часть «жизни Духа». Габричевский сделал доклад «Проблемы пространства и массы в архитектуре» на заседании архитектурной секции РАХН (с 1925 г. ГАХН – Государственная Академия художественных наук) в Москве. Ассоциация стала опосредованной через греческие ордеры.
А раз то, что из свинца образуется, вредно, несомненно, что и сам он не здоров. Даже его имя устанавливается достаточно условно. Так, Витрувий всюду называет Августа либо «императором» либо «цезарем» и это заставляет предполагать, что он еще не знает титула «август», принятого Октавианом в 27 г. до н. э. Архитектурный научный труд Витрувия – это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник имевших отношение к профессии архитектора. В результате трактат представляет собой энциклопедию технических знаний своего времени. exemplum).
Лебедева. Подытоживающие издания Стратико (1825-1830) и Марини (1830), несмотря на свою полноту, значительно устарели. В 1531 г. основывается в Риме витрувианская академия (Academia della Virtu), всякий мало-мальски образованный гуманист считает себя витрувианцем, увлечение Витрувием доходит до фанатизма и витрувианская схоластика нередко вмешивается в архитектурную практику. Это было в полной мере коллективное творчество и формообразование как «длящаяся система».
Известный перевод Каржавина изданный Баженовым (1790-1797), сделан с французского перевода Перро и устарел не только по языку, но и потому, что устарели перевод и комментарии самого Перро. Диогнет отвел этот гелеполь в город, поместил его на площади и сделал на нем надпись: «Диогнет посвящает народу этот дар из военной добычи». В 1486—1492 гг. Характерно, что античный стиль оформления фасадов органа (колонны с волютами, капителями, каннелюрами и т. д. ) практиковался с разной степенью интенсивности в эпохи Ренессанса, Барокко, Классицизма, – вплоть до настоящего времени.
Все подобия или «соответствия» были символическими, например количество глав или опор здания, не в полной мере обусловленных конструктивной необходимостью. Многие проекты попросту не выполнимы, но они имели важное значение на определенном этапе развития техницистской идеологии. Из 55 списков 15 относятся к IX-XI векам, остальные к XIII-XV. Таким образом и в понятии целостности критерием качества является «видимость» (aspectus). «Оно раскрывает истинное через технически совершенную и, следовательно, красивую форму.
Каждая вещь, помещенная в «очеловеченное пространство», становится полифункциональной и полисемантичной. Архитектура существует во времени. Предполагается, что на смену Homo Sapiens и Homo Faber придет Homo Designer («Человек-проектировщик»). Трактат Витрувия изучался архитекторами с XV вплоть до XIX века. К. М. Кантор выдвинул концепцию «свободного целеполагания», реализуемого в особом проектном языке, противопоставляемом традиционному проектированию.
Сам Витрувий сообщает, что воздвиг в Колонии Пано на Андриатике небольшую бализику. Ненависть интеллектуалов конца XIX в. к этому сооружению объясняется не его новизной (будучи новаторами в собственном творчестве, они могли бы это понять), а ощущением подмены, обмана, несоответствия новых принципов формообразования окружающей исторической обстановке. Под старость скромный зодчий добился пенсии от Августа (через его сестру Октавию), что дало ему возможность написать трактат «Десять книг об архитектуре», переживший века. их было уже три он ничего не говорит ни об общественных термах, ни об амфитеатрах, сообщая, что гладиаторские игры происходили на форумах (V, 1, 1) из римских писателей он ссылается только на Энния, Акция, Лукреция и Цицерона (IX, 1, 16-17) и не упоминает ни одного автора эпохи Августа наконец и это самое важное, Витрувий мало говорит о кладке из обожженного кирпича и о сводах и вовсе не описывает кирпично-бетонной сводчатой техники, которая получила такое широкое распространение в императорскую эпоху, начиная уже с I в. н. э.
Греческие мастера строили в Риме и римские – в Греции. Всё изменилось во времена Возрождения. В это время некий архитектор из Арада, по имени Каллий, приехал в Родос, прочел лекцию и показал модель стены с установленным на ней вращающимся краном, которым он захватил гелеполь (градобратель, машина для взятия городов), приближавшийся к укреплениям и перетащил его по сю сторону стены.
«Значащая форма, – писал немецкий историк искусства и теоретик архитектуры Гюнтер Бандманн (1917 – 1975) в 1951 г., – высвобождается из оков технической, конструктивной необходимости. З. Гидион приводит в своей книге «Пространство, время, архитектура» репродукцию картины Р. Делоне «Эйфелева башня» в качестве иллюстрации своеобразной инверсии, взаимопроникновения пространств в конструкции Г. Эйфеля и его инженеров (рис. Примером тому служит архитектурная концепция Парфенона с ритмом колонн и внутреннего пространства («определённое и беспредельное»). Среди основных причин, формировавших новое историческое мышление человека XIX в., обычно называют ускорение интеллектуальных процессов, сопереживание разновременных событий прошлого в настоящем или «воспоминание настоящего» 1, признание равноценности этнических культур, усвоение нового и одновременное детальное изучение достижений прошлых культур.
При реализации проекта –можно отходить от плана – учитывая оптические иллюзии. 3. Отсюда вытекает требование энциклопедического образования для архитектора и Витрувий не только перечисляет те науки, которые должен знать архитектор, но и действительно обосновывает все области строительства соответствующими научными теориями излагая их подчас весьма музыкальной теории (V, 3-5 6) устройство солнечных и водяных часов – не что иное, как прикладная астрономия (IX), не говоря уже о том, что постройка подъемников и метательных орудий является приложением теоретической механики, в частности учения о рычагах (X) наконец, архитектурная эстетика, т. е. теория украшений и пропорций, которую Витрувий вначале определяет чисто абстрактными категориями (1, 2), в дальнейшем в целом ряде частных случаев выводится им из законов построения человеческого тела (например III, 1) из законов физиологической оптики (III, 3, 10 4, 5 5, 10 5, 13 IV, 4 VI, 2 3, 5) и из чисто конструктивных принципов (IV, 2). Тогда Динократ, подозревая, что над ним издеваются, решил постоять за себя сам.
Римляне старались использовать для своих нужд источники с минеральной водой. Такие «игры» под его руководством проводили в Москве в 1979 – 1993 гг. В процессе изучения «возрождаемой» античной архитектуры Витрувий играет не меньшую, часто даже большую роль, чем памятники к тому же новая архитектура с первых же своих шагов создает себе свою теорию, опираясь опять-таки на Витрувия.
Культура интерпретируется как способ превращения предметов в «очеловеченные вещи». «Автономную эволюцию художественных форм» (наследие классической немецкой школы искусствознания) и онтологию искусства Габричевский рассматривал в качестве творчески-мыслительного акта вживания в предмет. Наконец имя Витрувия встречается у античных авторов очень редко. Согласно определению самого автора (I, 1), практика основывается на теории, опыт проверяется и руководится наукой. Дорийский храм Квирина (III, 2, 7) был посвящен только в 16 г. до н. э., так что если придерживаться 27 г., как крайнего срока, приходится допустить, что Витрувий говорит о неоконченной постройке.
«Архитектор вольноотпущенник Луций Витрувий Кердон», упоминаемый в надписи на веронской арке (С. Не всякое современное искусство стали признавать актуальным. Однако подлинно человеческим потребление предмета становится тогда, когда можно сказать, что «потребность и пользование вещью утратили свою эгоистическую природу, а природа утратила свою голую полезность, так как польза стала человеческой пользой».
В средние века Витрувий не был забыт. species et commoduscue aspectus) должны быть заложены в этих очертаниях» (I, 1). Как известно, в средневековье все храмы считали подобием храма небесного и это не означало видимого сходства с каким-либо прототипом, даже мифологическим. Иными словами, функция, конструкция и форма в архитектуре соединяются в видимости («внешнем виде»). В особенности это касается возведения технически сложных высотных сооружений.
Основной онтологический постулат Габричевского заключается в утверждении «единства творца и твари как высшей и единственной реальности». Вначале историзм лишил архитектуру ее актуальности. praxis – «действие») интерпретировал как «науку о талантливости». Поскольку большинство использованных Витрувием сочинений на эту тему не сохранилось, трактат «Об архитектуре» представляет собой огромную ценность для истории науки инженерного дела и архитектуры.
В качестве воплощения своих философско-методологических идей Щедровицкий предложил новую форму организации коллективного проективного мышления – организационно-деятельностные игры (ОДИ). Недович отстаивал точку зрения, согласно которой «искусство как в себе бытийность» непознаваемо. (пропорции необходимо искажать в реальности во имя сохранения их в образе). Э. Панофский в таких случаях писал о «соответствии символическим значениям». Считая, что наибольшего успеха в практических действиях можно достичь, лишь сочетая «механическую сноровку» с «теорией и научными знаниями», Витрувий уделил в своём трактате большое внимание теории машин, посвятив ей десятую книгу трактата, озаглавленную «Основы механики». Плиний Старший в своей энциклопедии Естественная история, написанной в конце I в. н. э. Двенадцать столпов символизировали двенадцать апостолов, восемь – «восьмой день творения», символ вечности, двадцать четыре колонны – соответствующее число старцев Апокалипсиса, а тринадцать глав или шатров – Иисуса Христа и Его апостолов.
Искусство архитектуры есть овеществление истории человека. Вот таким образом конструкция здания (прочность его) должны рассматриваться не наравне с красотой, а с точки зрения его эстетики, т. е. 5). Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». В XX – XXI вв.
архитектурное проектирование осуществляется в больших проектных бюро. Отсюда идея «принципиальной внеположности науки и искусства» и дифференциации искусствознания. стали устаревать задолго до приближения возможности их осуществления. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, абсолютно плоская.
Сюда же можно смело отнести и крупнейшие архитектурные трактаты этого времени (Серлио – 1540, Виньола – 1562, Палладио – 1570 и Скамоцци – 1615), которые по существу являются творческими комментариями к Витрувию. I-VIII), гномонику, т. е. изготовление приборов для измерения времени (IX) и механику, т. е. изготовление грузоподъемных и водоподъемных машин и осадных и метательных орудий (X). Понятия места и пропорций связаны категорией целостности.
«Технэ» (греч. Первое значение – символическое, присущее архитектурным формам с древнейших времен как отражение «небесного порядка» или «репродукция космических процессов». Разъясняя читателю принцип действия этих механизмов, Витрувий обращается к задаче о равновесии рычага, придерживаясь при этом кинематического направления статики4. Основания всему этому следующие. Включены в трактат и поправки, которыми компенсируются оптические искажения. Красота – одно из трех качеств, к достижению которых должен стремиться архитектор.
Короткая справка: Витрувий Поллион, Марк (Marcus Vitruvius Pollio около 90-20 до н. э. )— римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист. В результате применения метода «свободного выбора» тех или иных форм и стилей возникает эклектика – произвольное смешение их элементов (греч. Однако большинство исследований этого рода, посвященных этим вопросам, рассеяно по журналам, далеко не охватывает всех археологических проблем, связанных с Витрувием (а главное, проблему пропорций и ордера) и пока еще не сведено воедино. В случае положительного ответа основная дилемма современного проектирования будет сформулирована иначе: каким образом соотносятся прагматические условия (функциональность проекта) и художественный идеал. Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское Возрождение. Если дизайн «в своих лучших, выдающихся достижениях являет миру образ проектной культуры, то внутри дизайна первообразом проектности выступает художественность, через нее дизайн входит в мир художественной культуры и в сферу творчества, для которой не существенны границы между искусством и проектированием». Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек».
По свидетельству Фронтина, стратега и инженера конца I в. н. э., Витрувием был установлен модуль для калибров свинцовых водопроводных труб (VIII, 6, 4), причем Фронтин упоминает в той же связи имя Агриппы, который был ближайшим сотрудником Августа в деле дорожного и водного строительства, откуда можно заключить, что Витрувий продолжал служить при Августе в качестве гражданского инженера. Дизайнер создает не монументальное («идеально вечное») сооружение, а вещь, которая вскоре должна выйти из моды, потерять свою временную актуальность и потому быть заменена следующей. Похожую картину, только более пессимистичную, нарисовал Мишель Фуко (1926 – 1984) в книге «Слова и вещи» (1966). Для их удовлетворения человек создает утилитарные конструкции. он не пережил извержения 79 г. н. э., он упоминает всего один каменный театр в Риме (III, 3, 2), а именно театр Помпея, в то время, как в 13 г. до н. э. Важнейшую роль в развитии комплекса математически-философских исследований в области организации Вселенной, музыкальной гармонии и как следствие – «гармонической системе чисел и их отношений» (Энгельс) сыграл Пифагор и пифагорейцы.
У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. Следовательно, архитектура по Витрувию искусство изобразительное и миметическое (колонны являются подобиями человеческих фигур). «Как в эйнштейновской физике пространство есть функция движения материи, так и в современной культуре пространство – функция человеческого существования». Именно таковы проекты российских конструктивистов 1920-х гг.
Архитектура, в понимании Витрувия (I, 3, 1), включает три основных области: архитектуру в узком смысле этого слова, т. е. строительную технику и строительное искусство (кн. Витрувия заново открывает Возрождение. Последнее большое комментированное издание Престеля (1912-1913) нам, к сожалению, при подготовке к первому тому использовать не удалось.
Однако отдельные виды и способы художественного мышления, как и их материальные носители (произведения искусства), не вечны. Столь идеалистичный подход был позднее конкретизирован и даже «приземлен» авторитетом философов, архитекторов и дизайнеров постмодернизма. Считая, что наибольшего успеха в практических действиях можно достичь, лишь сочетая «механическую сноровку» с «теорией и научными знаниями», Витрувий уделил в своём трактате большое внимание теории машин, посвятив ей десятую книгу трактата, озаглавленную «Основы механики»2.
К аналогичным явлениям следует относить и многочисленные «копирования», воспроизведения по заданной программе (лат. Итак, я полагаю, надо снова припомнить старинное правило.
Речь идет не о том, что вещи создаются ради эстетического наслаждения. «Firmitas – Utilitas- Venustas»), ставшую золотым правилом архитектуры.
Скорее наоборот, в период возрастающего интереса к античности единственный сохранившийся античный автор не мог быть оставлен без внимания— даже при определённой несистематичности своего повествования4. Близкие задачи с 1964 г. решала Сенежская студия при Московском отделении Союза художников под руководством Е. А. Розенблюма (1919 – 2000). Для Возрождения Витрувий был прежде всего источником познания античности, а кроме того, он был созвучен тому новому пониманию искусства как науки и архитектора как homouniversale (универсальный человек), которое в начале XV в. вырабатывается в передовых торговых республиках Италии и в первую очередь во Флоренции. В таком «обслуживании» дизайнер имеет право вносить изменения даже на строительной площадке, что напоминает метод работы скульптора.
Знание греческого языка позволило ему использовать литературу по строительному и инженерному делу, в том числе по военной технике. Из жизни зодчего известно мало. 1, 2). Категория «вечности» сменялась понятиями «течения времени» и актуальности. Как во всем прочем, так главным образом в архитектуре заключаются две вещи: выражаемое и то, что его выражает.
Для этих проектов характерна атмосфера игры и мистификации. Исторический процесс формообразования в концепции Габричевского предстает как «антиномия переживания пространственного инобытия», стремление человека осязать изображенное и видеть в нем иной, метафизический мир. Моисеев утверждал, что временем написания трактата был 13 г. до н. э., но это маловероятно. Согласно определению самого автора, практика основывается на теории, опыт проверяется и руководится наукой. А так как основным моментом, связывающим античную архитектуру с архитектурой Возрождения, была ордерная система, «ордера» Витрувия и явились исходной точкой для всей архитектурной эстетики Возрождения.
Вместе с универсализацией системы римские ордеры освобождались от антропоморфных ассоциация — последних признаков иконического знака, сохранявшихся в архитектурной форме. Искусственные фракталы (геометрически неправильные и разнообразные фигуры) популярны у дизайнеров благодаря сочетанию красоты с простотой построения модульных схем на компьютере. в разных городах Америки десятки небоскребов, трудилось около пятисот сотрудников. Эта идея получила плодотворное развитие. гуманист Поджо Браччолини осуществил первое печатное издание трактата в Италии (требуется пояснение, так как Браччолиниумер в 1459).
К Перро непосредственно примыкает трактат Блонделя Старшего (1675). «Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса и оказывала влияние на всю архитектуру многие века. Биография Витрувия известна в основном из его собственных трудов. 5.
Второе – спекулятивное искусственно привносимое, в частности в иконологию христианского храма как отражение Града Небесного, Нового Иерусалима (либо его земного воплощения – храма царя Соломона). Наконец, рассуждения Витрувия об истоках Нила (VIII, 2, 6-7), по всей вероятности, восходят к сочинению Юбы о Ливии, которое не могло быть написано раньше 26 г. н. э. Семейное имя (cognomen) Витрувия — Поллион — встречается в античности дважды: 1) в краткой выдержке из трактата, составленной во II в. н. э. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). Более глубокая интерпретация исторического взаимодействия «парных понятий истории искусства» объясняет появление нелинейных методов проектирования, понятия ризомы («древовидной», т. е. несистемной, свободно развивающейся структуры), теории метаболизма (постоянного превращения) и фрактальной («дроблёной») архитектуры.
В России в 1920-х гг. Развивая традиции русской религиозной философии, Габричевский придерживался основного тезиса: «Бог есть творчество, а художественное сотворчество есть истинная реальность». 3, 4). Дорический ионический, коринфский архитектурные образы лаконично воплощённые в соответствующих колоннах, отражают, согласно древнегреческим идеалам и Витрувию, характеры храмовых божеств. Нечто похожее уже наблюдалось в истории архитектуры в период эллинизма, в эпоху барокко или в «органической архитектуре» Ф. Л. Райта.
Его метод основан на ведущей роли «незанятого» какими-либо элементами архитектурного пространства, приобретающего новое иконологическое значение и символический смысл. Кроме того, он должен был вместить огромные массы скопившегося в нем античного пролетариата, требовавшего «хлеба и зрелищ».
их было уже три он ничего не говорит ни об общественных термах, ни об амфитеатрах, сообщая, что гладиаторские игры происходили на форумах (V, 1, 1) из римских писателей он ссылается только на Энния, Акция, Лукреция и Цицерона (IX, 1, 16-17) и не упоминает ни одного автора эпохи Августа наконец и это самое важное, Витрувий мало говорит о кладке из обожженного кирпича и о сводах и вовсе не описывает кирпично-бетонной сводчатой техники, которая получила такое широкое распространение в императорскую эпоху, начиная уже с I в. н. э. Старая, витрувианская функция заменяется новым символическим значением. Один из приверженцев идей «Аркигрэма» С. Прайс выдвинул концепцию «недетерминирующей архитектуры», последовательно отвергающей тектоничность, монументальность, образность, завершенность формы и, наконец, саму архитектуру. вывел архитектурно-дизайнерское проектирование из потока художественного пространства-времени.
Так Ролан Барт (1915 – 1980) в «Мифологиях» (1957) предсказывал изменения в теории значений: переход от «синтагматичности» (единственности значения) к «парадигматичности» (множественности близких значений). Основные этапы в истории витрувианства следующие. И для поддержки кровли они поставили там изваяния одетых в иноземное платье пленных, в знак заслуженной позорной кары за надменность, чтобы и враги трепетали в страхе перед проявленной ими храбростью и сограждане, видя перед собой этот пример доблести и вдохновляясь славой, были готовы отстаивать свою независимость.
Хайдеггер не отрицал и не абсолютизировал возможности технического прогресса, но при этом прогнозировал возвращение к позитивному пониманию единства техники и красоты, как это было в античности. В 1531 г. основывается в Риме витрувианская академия (AcademiadellaVirtu), всякий мало-мальски образованный гуманист считает себя витрувианцем, увлечение Витрувием доходит до фанатизма и витрувианская схоластика нередко вмешивается в архитектурную практику. Вот таким образом важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе.
В XVI в. начинается своего рода канонизация Витрувия. Кроме этого, Витрувий, как он сам об этом сообщает (V, 1, 6-10), построил базилику в colonia Julia Fanestris (нынешнее Фано, на берегу Адриатического моря). В XVI в. начинается своего рода канонизация Витрувия. А был он высокого роста, красив лицом и очень статен и виден собою. Историк науки Н. Д.
Возможно, родился как свободный римский гражданин в Кампании. гуманист Поджо Браччолини осуществил первое печатное издание трактата в Италии (требуется пояснение, так как Браччолиниумер в 1459). В VIII книге идет речь о водных ресурсах, способах проведения воды и проверки ее качества.
Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское Возрождение. А так как основным моментом, связывающим античную архитектуру с архитектурой Возрождения, была ордерная система, «ордера» Витрувия и явились исходной точкой для всей архитектурной эстетики Возрождения. Здесь собраны иллюстрации к нескольким изданиям этого, очень важного, для архитекторов, документа. Ее базовые категории не требуют доказательств. К тому же весьма характерно, что до нас дошел именно трактат Витрувия, т. е. Л. Б. Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» (1444 – 1452) сформулировал свою триаду, аналогичную витрувианской: «Необходимость, польза, наслаждение».
В V книге описываются различные типы общественных построек: форум, базилика, сокровищница, тюрьма, здание сената, театр (имеется раздел по гармонии и акустике), термы, гимнасий, порт, верфи. Требования, которые выдвигает Витрувий в адрес архитектора, поистине удивительны. Причем методика таких воспроизведений не предполагает видимого сходства с прототипом (лат. Особенно впечатляет список тех наук, знатоком которых он должен быть. (Античных рукописей не сохранилось.
Словосочетания «скульптурная живопись», «живописная архитектура», «нонфигуративное искусство», «предметное творчество» уже никого не удивляют. К Перро непосредственно примыкает трактат Блонделя Старшего (1675). он не пережил извержения 79 г. н. э., он упоминает всего один каменный театр в Риме (III, 3, 2), а именно театр Помпея, в то время, как в 13 г. до н. э. Оригинальных иллюстраций Витрувия к трактату "Десять книг об архитектуре", не сохранилось.
Архитектура у Витрувия начинается с личности архитектора. Этика замещает эстетику.
Скачать книгу "Десять книг об архитектуре" целиком, на русском языке. Роль «архитектона» – человека имеющего индивидуальный замысел и реализующего его на бумаге от начала до конца, а затем и на строительной площадке, как это делал, к примеру, А. Гауди, сводится к минимуму. Единственной попыткой архитектурно-строительного истолкования является посмертное издание неоконченного комментария Шуази (1909), который абсолютно не учитывает археологического материала.
Для XVII и XVIII вв. В основе взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека, которыми надлежит руководствоваться и при сооружении зданий и при построении машин. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезаря и Августа) установлено предположительно. Всегда ли она включает качества художественной образности.
Знание греческого языка позволило ему использовать литературу по строительному и инженерному делу, в том числе по военной технике. Вещь становится самой собой в процессе «становления» путем наделения предмета «человеческими свойствами».
Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». Из значимых построек Витрувия отмечается базилика Фанума и конструкции римского акведука. Личное имя (praenomen) с достоверностью установить нельзя. Предшествовавший стилю ампир французский неоклассицизм второй половины XVIII в. был более эклектичным (включал многообразные источники), чем классицизм второй половины XVII в. или римский классицизм начала XVI в. Тенденция очевидна: круг источников стиля и прототипов конкретных произведений постепенно расширялся, что и привело в XIX в. к провозглашению принципа «свободного выбора».
В «Десяти книгах об архитектуре» затрагиваются следующие темы: круг знаний, необходимых архитектору, основные категории архитектурной эстетики, классификация главнейших видов сооружений, постройка города и крепостных сооружений (книга 1), строительные материалы (книга II) ионические храмы (книга III) дорические и коринфские, этрусские и круглые храмы (книга IV) общественные сооружения — площади (форумы), базилики, курии, театры (в связи с ними — теория музыки), бани, палестры, гавани (книга V) частные дома (книга VI) отделочные работы — устройство полов, штукатурка и лепка, стенная живопись, мрамор и краски (книга VII) вода и ее свойства, акведуки (книга VIII) астрономия, устройство солнечных и водяных часов (книга IX) основные понятия механики, механизмы, применяемые в строительстве, водоподъемные машины, годометры (т. В основу настоящего перевода положен текст Крона. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. В этом отношении серьезными вкладами в науку явились комментарий Полени (1739-1741) и издание Галиани (1758). Рисунок сопровождается пояснительными надписями в одном из его журналов.
Формализм он стремился перевести в психологизм художественной формы. 4) и отсутствию той алчности и наглости, которыми, как он говорит, отличались его коллеги (VI, вст. Историческое время заменяется временем переживания процесса творчества, а восприятие конечного продукта потребителем ограничивается «здесь и сейчас». Я вижу следы людей». Без сомнения, «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие Возрождения, но не могли быть его причиной (книги были хорошо известны в Средневековье). Однако остается открытым вопрос об отношениях утилитарно-конструктивного, эстетического (гармонического) и художественного (образного) начал в проектной деятельности будущего.
В рукописях трактата и у античных авторов сохранилось только родовое имя— Витрувий. В новом понимании пространственной архитектоники нивелируются различия между рациональным, «органическим» и символическим направлениями, между собственно дизайном и архитектурой. Основной проблемой формообразования «является их органическое объединение». Все восходят к одному не дошедшему до нас архетипу), Уже Карл Великий, пытавшийся проводить своеобразную политику культурного «возрождения» античности, видимо живо интересовался Витрувием, так как экземпляр трактата имелся у Эгинхарта, его ближайшего советника в области строительства.
М. Цетием Фавентином, если только в данном случае «Поллион» не есть, как предполагает Шуази (Aug. Таким образом, «экспансия дизайна», внедрение дизайнерских методов проектирования и моделирования в другие области человеческой деятельности, в частности в архитектуру, должны рассматриваться как естественный и исторически закономерный процесс. решающую роль сыграл перевод и комментарий Перро (1673), который для своего времени может считаться образцовым как в филологическом, так и в архитектурном отношении ибо автор был одинаково силен и в той и в другой специальности. Не вдаваясь в детали, можно, таким образом, отнести написание трактата к 40-м и 20-м гг. Точно так же нахождение многочисленных надгробных надписей с упоминанием рода Витрувиев в кампанском городе Формиях (ныне Мола ди Гаэта) еще не доказывает, что Витрувий был уроженцем этого города.
Дата смерти Витрувия неизвестна (что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания). «Всеобщее убеждение в том, что из этого положения нет иного выхода, что не тот или другой император, но эта основанная на военной диктатуре империя является неизбежной необходимостью», привело к временному компромиссу между борющимися сторонами и к фактическому установлению монархического строя при Августе. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Например, в архитектурной компании «Скидмор, Оуингс энд Меррилл» (SOM), построившей в 1950-е гг.
Границы изобразительных и «неизобразительных» или архитектонических искусств также нарушились. Научный интерес большинства исследователей второй половины ХХ века смещался от построения денотаций (буквальных значений) к коннотациям (изучению дополнительных семантических значений) архитектурной формы. Это единство – важнейшее положение метафизики».
Архитектурное пространство перестало быть зависимым от исторического времени. Трактат Витрувия изучался архитекторами с XV вплоть до XIX века. В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. При этом он искал «первичные элементы художественно-пластического переживания формы».
Разъясняя читателю принцип действия этих механизмов, Витрувий обращается к задаче о равновесии рычага, придерживаясь при этом кинематического направления статики. Особенность этого процесса, характерного для искусства XX – XXI веков, характеризуется ключевым словом «метафора» : перенесением свойств одного предмета на другой и слиянием их смыслов. Красота предопределена античной эстетикой мимесиса. Согласно теории Альберти, архитектор «оформляет материю очертаниями. Праксеологию (от греч. Дата смерти Витрувия неизвестна (что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания). Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.
Быть нужным, социально ценным и востребованным означает быть хорошим проектировщиком. Он разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей», содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления. Альберти, который в своем трактате пытался создать такую же энциклопедию и которого за это и величали «итальянским Витрувием». Таково значение трактата для его времени. Трактат Витрувия изучался архитекторами с XV вплоть до XIX века. Наиболее полно тенденции историзма, как и в иных случаях, проявились в архитектуре.
Историзм искусства уничтожает одни ценности и заменяет их другими. «Смысл вещи и есть форма», – утверждал Аристотель следовательно, процесс создания новых объектов является «непрерывным творческим потоком формулирования смысла и поиска комбинаторных решений элементов смысла, выделение и ограничение которых обусловлено попытками совершенствования процесса проектирования. Есть и другие подобного же рода истории, которые следует знать архитектору. Так, например, проекты «городов будущего» 1930 – 1970-х гг. Когда же его спутники захотели вернуться на родину и спросили его, не желает ли он что-нибудь передать домой, то он поручил им сказать следующее: «Надо снабжать детей таким имуществом и давать им на дорогу то, что может выплыть вместе с ними даже после кораблекрушения».
е. приборы для измерения пройденного пути), военные машины и т. п. (книга X). Архитектура, в понимании автора, включает три основных области: архитектуру в узком смысле этого слова, то есть строительную технику и строительное искусство (книги I- VIII), гномонику, то есть изготовление приборов для измерения времени (IX) и механику, то есть изготовление грузоподъемных и водоподъемных машин и осадных и метательных орудий (X). Такой продукт не служит сохранению исторических традиций идеальных, вневременных представлений о красоте и культурной связи поколений, он направлен на создание новых ценностей практической жизни (рис. Переводили, трактовали его и снабжали своими, современными иллюстрациями.
и что «император» и «цезарь», к которому он обращается, – не кто иной, как Октавиан Август, приемный сын Цезаря и «умиротворитель» империи после гражданских войн (I, вст. В этом обстоятельстве, в отличие от ангажированности и даже рабства художника прошлых времен, заключается новая свобода творчества «по ту сторону эстетики». I. L. Кое-что от индивидуализации, обычной для греческого ордера, Витрувий как будто сохранил. В средние века Витрувий не был забыт. Е. А. Розенблюм использовал понятие «художественное проектирование» и отстаивал идею «превращения проекта еще до его реализации в социальную потребность».
Возможно, что он сопровождал Цезаря во время его походов (II, 9, 15 VIII, 3, 25) и таким образом мог побывать в Галлии, в Испании и в Греции. Даже его имя устанавливается достаточно условно. Сhоisу, Vitruve, Paris 1909, III, 259) имя другого архитектора, которого Фавентин упоминает наряду с Витрувием 2) предположительно в надписи I в. н. э., найденной в Мизенуме и гласящей: «арх (итектор) (В) итрувий (Полл)ион» (С. В процессе изучения «возрождаемой» античной архитектуры Витрувий играет не меньшую, часто даже большую роль, чем памятники к тому же новая архитектура с первых же своих шагов создает себе свою теорию, опираясь опять-таки на Витрувия. В начале 1980-х гг. electare – «отбирать избирать»).
Грамотность необходима архитектору, чтобы поддерживать его память записями. Считая, что наибольшего успеха в практических действиях можно достичь, лишь сочетая «механическую сноровку» с «теорией и научными знаниями», Витрувий уделил в своём трактате большое внимание теории машин, посвятив ей десятую книгу трактата, озаглавленную «Основы механики»3. Во многом, в особенности в части техники сводов, книга должна была скоро устареть. Судя по ссылкам Витрувия на свои литературные источники, эллинизм обладал большим количеством теоретических сочинений по архитектуре, в которых учение об ордерах уже было канонизировано.
1. Проведен сравнительный анализ двух основополагающих законов: триады Витрувия (польза, прочность, красота) – основы классической архитектуры и триады классического или промышленного, дизайна (функция, форма, качество). В области военной техники Витрувия могли затмить и Фронтин и Аполлодор из Дамаска, «Полиоркетика» которого до нас не дошла 3. В 1922 г. А. Г.
На новом этапе развития культуры «после постмодернизма» по-иному решается проблема соотношения художественности и проектности, «сквозная для всей истории самоопределения дизайна – его методов, школ, направлений, стилей». 2. Сам Витрувий сообщает, что воздвиг в Колонии Фано на Адриатике не большую базилику.
Древнеримские мотивы смешивались с древнегреческими, этрусскими, «помпеянскими» и египетскими. В связи с появлением археологии, как науки, комментирование Витрувия пошло главным образом по археологическому руслу. Заложил основу пропорционирования в изобразительном искусстве и архитектуре, получившую позднее название «Витрувианский человек».
Первое печатное издание Витрувиявышло почти одновременно (1484-1486) с трактатом Альберти о зодчестве (1485). 8. Мы располагаем лишь самыми скудными сведениями о жизни и личности Витрувия.
Но если внимание человека античности и Ренессанса было приковано в основном к бытию, а мастеров готики и барокко – к становлению, то современная дизайн-архитектура призвана воплотить новую «мыслительно-двигательную активность». Они ему это обещали, но медлили, дожидаясь удобного случая. При чем устойчивость образа главенствует над устойчивостью реального здания (выдвижение всех вертикальных элементов вперед, чтобы фасад не заваливался, а казался вертикальным). «Живой организм искусства» и субъективный дух существуют в разных мирах, но, например, в живописи воображаемое трехмерное пространство представляется метафизическим инобытием физического «я». У ажурной конструкции башни отсутствует необходимое в искусстве архитектуры подразделение, обособление и композиционное взаимодействие внешнего и внутреннего пространств и, как следствие этого, функция «ограждения пространства». Вместо нее он предложил ввести «обслуживание» как совокупность бесконечно разнообразных ситуаций.
Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной – по его мнению – более успешным его коллегам. 7.
К концу XX в. понятия «искусство», «художественность», «красота», «изобразительность», «выразительность», «необычность», «актуальность» в значительной степени сблизились. Отсюда вытекает требование энциклопедического образования для архитектора и Витрувий не только перечисляет те науки, которые должен знать архитектор, но и действительно обосновывает все области строительства соответствующими научными теориями излагая их подчас весьма музыкальной теории (V, 3-5 6) устройство солнечных и водяных часов – не что иное, как прикладная астрономия (IX), не говоря уже о том, что постройка подъемников и метательных орудий является приложением теоретической механики, в частности учения о рычагах (X) наконец, архитектурная эстетика, т. е. теория украшений и пропорций, которую Витрувий вначале определяет чисто абстрактными категориями (1, 2), в дальнейшем в целом ряде частных случаев выводится им из законов построения человеческого тела (например III, 1) из законов физиологической оптики (III, 3, 10 4, 5 5, 10 5, 13 IV, 4 VI, 2 3, 5) и из чисто конструктивных принципов (IV, 2). основы теории формообразования разрабатывал Дмитрий Саввич Недович (1889-1947).
При этом Габричевский подчеркивал: «Всякую форму можно помыслить либо изнутри, либо снаружи, либо как ограничиваемое, либо как ограничивающее Архитектура делается искусством лишь с того момента, когда масса и пространство или, вернее, синтез их переживаются как ценности художественные, то есть духовного порядка». В литературе повторяются старые сюжеты. Подобные архитектурные ассоциации возникают при созерцании конструкции органных фасадов и внутренней планировки органов – с определённым ритмом труб (конкретное) и пустотами между ними (воздушные полости для объёма резонирующих акустических волн).
Считая, что наибольшего успеха в практических действиях можно достичь, лишь сочетая «механическую сноровку» с «теорией и научными знаниями», Витрувий уделил в своём трактате большое внимание теории машин, посвятив ей десятую книгу трактата, озаглавленную «Основы механики». Разъясняя читателю принцип действия этих механизмов, Витрувий обращается к задаче о равновесии рычага, придерживаясь при этом кинематического направления статики. В основе всех концепций, в частности теории метаболизма, – принцип развития и «роста» архитектурной композиции подобно живому организму 2.
гуманист Поджо Браччолини осуществил первое печатное издание трактата в Италии (требуется пояснение, так как Браччолиниумер в 1459). I-VIII), гномонику, т. е. изготовление приборов для измерения времени (IX) и механику, т. е. изготовление грузоподъемных и водоподъемных машин и осадных и метательных орудий (X). 6. Также Витрувий принимал участие в разработке конструкции римского акведука. Автор Г. С. Имя Марк и прозвище (когномен) Поллион являются вероятными, поскольку источником большей части биографических сведений являются труды самого Витрувия. Витрувий заново открывает Возрождение.
В отличие от произведений «чистого искусства», архитектурные и дизайнерские объекты непосредственно, материально включены в течение жизни. Он стремился к преодолению онтологии архитектуры статического типа и одной из главных категорий считал «становление». techne – «ремесло искусство, умение») представляет собой одновременно техническое умение и искусство.
Именно эти особенности позволяют говорить о специфически изобразительном характере архитектурного творчества. Согласно определению самого автора (I, 1), практика основывается на теории, опыт проверяется и руководится наукой. Индивидуальность мастера раскрывается в стандарте.
и что «император» и «цезарь», к которому он обращается, – не кто иной, как Октавиан Август, приемный сын Цезаря и «умиротворитель» империи после гражданских войн (I, вст. Но наряду с этим начинается критическая работа над текстом (первый шаг в этом направлении сделал Фра Джокондо, который в 1511 г. выпустил первое издание текста, не потерявшее свое значение и по сие время) и появляются первые комментированные издания (Чезариано – 1521, Филандер – 1544 и, главное, Барбаро – 1556, который дает для XVI в. наиболее обширное и в архитектурном отношении наиболее интересное толкование текста иллюстрированного отчасти рисунками Палладио). Понятие функции приобрело историко-культурный смысл «очеловечивания вещей», форма обрела иконологический смысл, а качество – социально-коммуникативный.
1). Вот таким образом каждая вещь как часть гармоничного космоса также должна быть гармонична. 4. В Сенежской студии (с 1967 г. Центральная учебно-экспериментальная студия художественного проектирования) дизайнеры занимались не только экспериментальным конструированием различных объектов, но и рисованием, живописью, фотографией.
Триада дизайн-проектирования «функция, форма, качество» или, в иной редакции, «функция, конструкция, образ», соотносится с классической триадой Витрувия, но имеет существенные отличия. Репрезентат – древняя деревянная постройка, носитель ордера. Однако архитекторы (правильнее будет сказать дизайнеры) группы «Аркигрэм» создавали абсолютно фантастические проекты: «шагающий город», «компьютер-сити», «плаг-ин-сити» (Plug-in City – «Город включений», 1964).
В восьмой главе книги X Витрувий излагает теорию действия рассмотренных им машин, включая основанную на законе равновесия рычага теорию равновесия простых машин3. X). Продолжают развитие многие разновидности дизайна, поглотившие остальные виды «архитектонически-изобразительных» искусств. Следствием такого характера являются рецепции или «параллели роста», например воспроизведение в позднейших композициях античных или ренессансных форм, когда в них нет видимой необходимости и они «лишены эстетического воздействия».
Древние греки (например, пифагорейцы) и вслед за ними римляне (Витрувий) рассматривали гармонию явлений как взаимодействие противоположных начал. Порядок изложения в основном совладает с установленным в книге I делением архитектуры на зодчество (aedificatio) или собственно архитектуру (книги I—VIII), гномонику, т. е. теорию солнечных часов (книга IX) и механику (книга X). Архитектура и война были одними из главных двигателей в развитии античной техники. Дата смерти Витрувия неизвестна (что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания).
Разделение на «означемое» и «знчимое» является эстетической основой как архитектуры классицизма, так и неостилей XIX в. Г. Земпер писал о «символике облицовки» и «наружных покровов» в отношении античной и классицистической архитектуры. Дальнейшая судьба Витрувия – замечательное явление в истории европейской культуры. Им занимаются не только архитекторы, но и филологи.
Вещь – «это очеловеченный предмет». Историзм – главное свойство художественного мышления. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг.
«Десять книг об архитектуре» представляют собой энциклопедию технических наук. Сделались ли «Десять книг об архитектуре» популярным и необходимым пособием, сказать трудно. Те жизненные идеалы, которые ранее, в классические периоды, в той или иной мере осуществлялись в «больших» художественных стилях, должны посредством дизайна раствориться в самой жизни.
Древнейшие дошедшие до нас списки трактата датируются IX-XI вв. Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». 1).
В 1486—1492 гг. Сюда же можно смело отнести и крупнейшие архитектурные трактаты этого времени (Серлио – 1540, Виньола – 1562, Палладио – 1570 и Скамоцци – 1615), которые по существу являются творческими комментариями к Витрувию. Под старость скромный зодчий добился пенсии от Августа (через его сестру Октавию), что дало ему возможность написать трактат «Десять книг об архитектуре», переживший века. Витрувий известен своим трактатом Об архитектуре (De architectura), который не отличается красотами стиля, поскольку написан приземленным и сухим языком, но чрезвычайно ценен по содержанию, тем более что это единственное сохранившеся сочинение латинского автора по архитектуре. Рисунок представляет изображение фигуры обнаженного мужчины в двух наложенных (одна на другую) позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Во введениях Витрувий говорит о композиции своего труда, о себе самом, о своих современниках и о поучительных примерах прошлого.
Так, в защитном деле нужно запасаться не только машинами, но главным образом мудростью. На рубеже XVIII – XIX веков немецкие романтики выдвинули идею субъективного переживания исторического времени и «множественности художественной памяти», откуда по собственному произволению можно черпать любые «исторические стили». Принципы «фрактального формообразования» в архитектуре и дизайне восходят к неопластицизму, новому экспрессионизму и необрутализму: текучесть форм, динамичность изменчивость, пластичность.
Вот таким образом новую функциональность тоже следует признать метафорической. Также при помощи оптики в здание правильно пропускается свет с определенных сторон неба. Подобное «движение форм» создаёт убедительное взаимодействие архитектуры органа и звуковых масс, что, пожалуй, в наиболее яркой форме подтверждает афоризм И. Шеллинга «архитектура – застывшая музыка» (либо его инверсию: «музыка – ожившая архитектура», поскольку полифоническая ткань органной музыки подчинена строгим архитектоническим законам). В 1913 г. он стал выпускником созданного в 1907 г. по инициативе Н. И. Они интуитивно очевидны.
Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь. На первое место в архитектуре Витрувий ставил личность архитектора. Итальянский дизайнер и теоретик Томас Мальдонадо в 1975 г. выдвинул концепцию «критической экологии».
Имя «Марк» и прозвище «Поллион» являются вероятными, поскольку источником большей части биографических сведений служат труды самого Витрувия. В дальнейшем формулу Витрувия стали трактовать исключительно широко – как три мира или три «царства», с которыми имеет дело архитектор.
Архитектура у Витрувия начинается с личности архитектора. Транспозиция форм из одного материала в другой (по Г. Земперу) или из одного историко-культурного контекста в другой создает историческую «жизнь форм» (термин А. Фосийона) и развитие стиля. «Десять книг об архитектуре» представляют собой энциклопедию технических наук. С другой стороны, описывая базилику в Фано (V, 1, 7), он говорит о «портике храма Августа».
Категории времени и пространства стали привлекать внимание теоретиков и практиков архитектуры русского авангарда в начале ХХ в. Однако «историзм в архитектуре незаметно стал Кроносом, пожирающим своих детей». Я вижу следы людей». Историзм архитектуры XIX – XX вв. Пользуясь протекцией сестры Августа Октавии (ум. Правда, на первых порах трактат Витрувия воспринимался целиком, как строительно-техническая энциклопедия ибо в XV в. искусство и прикладные науки составляли единое целое и архитекторы, как и все художники этой эпохи, были, действительно, универсальными людьми, хотя бы, например, Альберти, который в своем трактате пытался создать такую же энциклопедию и которого за это и величали «итальянским Витрувием». "Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях.
3. Период стилей XIX в. сменился периодом концепций и символического понимания пространства. красота здания есть более высокий уровень его иерархической организации, чем полезность. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи. Для Возрождения Витрувий был прежде всего источником познания античности, а кроме того, он был созвучен тому новому пониманию искусства как науки и архитектора как homo universale (универсальный человек), которое в начале XV в. вырабатывается в передовых торговых республиках Италии и в первую очередь во Флоренции. В пределах античной формации армия была самой прогрессивной общественной организацией как в экономическом, так и в техническом отношении так, в армии «впервые имеет место применение машин в крупном масштабе».
правда, Плиний утверждает, что он вскоре после этого был восстановлен. Включая себя в поток исторического времени, осмысляя прошлое и предвидя будущее, художник способен, как говорят теоретики, установить особые смысловые связи в «концептуальных моделях действительности». ссылается на Витрувия как на один из своих источников.
Мы не знаем, какие из рекомендаций Витрувия – плод его собственных изысканий.
Отсюда понятия «открытой формы» и проектирование не вещей, а ситуаций, «сюжетов», в которых эти вещи «оживают». Вместо вещи мы получаем симулякр («внепонятийный образ вещи»). Попытки примирения старых и новых концепций архитектонического преображения среды осуществлялись по трем основным направлениям, соответствующим традиционным основам и фундаментальным разделам искусствознания: морфологии, онтологии и феноменологии искусства. Он оставался авторитетным автором на протяжении последующих четырех веков истории Римской империи.
Первое печатное издание Витрувия вышло почти одновременно (1484-1486) с трактатом Альберти о зодчестве (1485). Основные этапы в истории витрувианства следующие. Отсюда так называемый диффузный полистилизм – принцип подвижности, незавершенности «разомкнутой» композиции, который сближает строительную практику с теорией «неравновесных систем». Эстетику автор связывал исключительно с «искусствовосприятием», морфологию – с «искусствопроизведением» (законченной формой), экфатику (греч. Это возможно только с помощью определённых соотношений, соразмерности частей и целого.
По концепции Е. А. Розенблюма, предмет превращается в вещь в «системе взаимозависимостей» (понятие, замещающее старый термин «функция»). решающую роль сыграл перевод и комментарий Перро (1673), который для своего времени может считаться образцовым как в филологическом, так и в архитектурном отношении ибо автор был одинаково силен и в той и в другой специальности. 1). Первый том настоящего издания содержит текст трактата, снабженный краткими примечаниями.
.