Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761), великий русский художник, портретист и религиозный живописец, ученик Луи Каравака. Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699— 8 августа 1761) — русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Иван Яковлевич Вишняков (1699— 8 августа 1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным.
От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я. В этот год, после смерти А. Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным.
Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев. С 1727г. В 1714 г. «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а в 1727 г. был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». С 1727г. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях.
Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. С 1753г. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Естественно, он стоял перед картинами западноевропейских художников, но полностью проникнуться тем миром просто не мог.
В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы. Отец И. И. Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
И. Я. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Вишняков, по отзывам современников, написал за свою жизнь значительное число портретов императриц, приближенной ко двору знати, высоких мужей и их жен, своих близких. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
Автор портретов, которым присуща некоторая идущая от парсуны плоскостность фигур, но свидетельствующих о развитии реалистических тенденций при сохранении изысканного колорита в духе барокко (Портрет Сарры Элеоноры Фермор, около 1750, ГРМ). Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Родился в1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья.
Но еще в конце 20-х rr. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). К лучшим произведениям Вишнякова принадлежат поэтичные портреты детей (Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Ферморов, около 1750 и 2-я половина 1750-х годов, оба – ГРМ князя Ф. Н. Голицына в детстве, 1760, ГТГ), в которых грация фигур и изысканность колорита в духе европейского рококо сочетаются с наивной плоскостностью парсунной традиции. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Сын «шатёрных дел мастера» с 1714 года жил в Санкт-Петербурге.
Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Вишняков – мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.
В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин.
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны (1742), в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов в Санкт-Петербурге, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. Огромное наследие художника представляет собой грустный номинальный перечень названий. Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич, российский художник-монументалист и портретист.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Самый знаменитая работа мастера – «Портрет Сары Фермор» (ок. К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма.
Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича.
Вишнякова. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор).
пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г. Автор парадных (императрица Елизавета Петровна, 1743, ГТГ) и камерных портретов (супругов Н. и К. Тишининых оба 1755, Историко-художественный музей, Рыбинск четы С. С. и М. С. Яковлевых, около 1756, оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург). он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени».
Учился у Л. Каравака и А. М. Матвеева. Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. С 1727 г. – ученик и подмастерье Л. Каравака в Канцелярии от строений, с 1739 г. – мастер. В 1714г.
Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. 1750 г., Государственный Русский музей). Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Но еще в конце 20-х rr. В 1714г.