Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы. Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Огромное наследие художника представляет собой грустный номинальный перечень названий.
Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.
Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны (1742), в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов в Санкт-Петербурге, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. С 1727г. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья».
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ.
пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. Автор парадных (императрица Елизавета Петровна, 1743, ГТГ) и камерных портретов (супругов Н. и К. Тишининых оба 1755, Историко-художественный музей, Рыбинск четы С. С. и М. С. Яковлевых, около 1756, оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». С 1727г. Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова».
К лучшим произведениям Вишнякова принадлежат поэтичные портреты детей (Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Ферморов, около 1750 и 2-я половина 1750-х годов, оба – ГРМ князя Ф. Н. Голицына в детстве, 1760, ГТГ), в которых грация фигур и изысканность колорита в духе европейского рококо сочетаются с наивной плоскостностью парсунной традиции. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. В 1714г. Вишняков – мастер психологической характеристики. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья».
Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Мастер психологической характеристики, Вишняков внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Самый знаменитая работа мастера – «Портрет Сары Фермор» (ок.
Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
С 1753г. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты.
В 1714г. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Учился у Л. Каравака и А. М. Матвеева. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
Среди них документированы лишь два: это свадебные портреты дворян Тишининых из Рыбинского музея. В моду входит менее громоздкий и тяжелый, чем в начале столетия, наряд. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич, российский художник-монументалист и портретист. В 1714г. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
Но еще в конце 20-х rr. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. В 1714 г. «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а в 1727 г. был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство».
Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. 1750 г., Государственный Русский музей). От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Фигура и жест Елизаветы Петровны претендуют на легкость и изящество.
Сын «шатёрных дел мастера» с 1714 года жил в Санкт-Петербурге. Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). С 1727г. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Но еще в конце 20-х rr.
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Родился в1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова. Елизавета Петровна (1709 – 1762), дочь Петра I и Екатерины I. С 1741 – российская императрица.
В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. С 1753г. В этот год, после смерти А. Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых. Но еще в конце 20-х rr. Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) — артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев — представитель Комнатной конторы.
В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.