Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Действительно, фигура и поза Сары условны, задник трактован плоскостно – это откровенно декоративный пейзаж, а не пейзажная среда (вспомним о нарочитой "театрализации" живописи XVIII в. ), однако лицо на его фоне подчеркнуто объемно. Судьба картины оказалась столь же драматичной, как и судьба ее героев. Речь идет о том, что в достаточно короткий срок становления нового светского искусства (всего несколько десятилетий в сравнении с веками западноевропейского опыта) русский мастер вырабатывает свое отношение к детской модели: восхищенно-уважительное, внимательно-пытливое, без тени ироничности и снисходительности умудренного жизнью взрослого к миру ребенка.
И это в век рокайля, когда беспокойство асимметрии, "закрученность" линейного ритма, сложность внешнего рисунка являются почти эстетическим законом. эталонное, произведение Вишнякова. Портрет в русском искусстве всегда был проверкой мастерства. Художник передал нам через века мимолетное и хрупкое обаяние этой женщины.
Однако, несмотря на тесное и длительное содружество с Караваком, Вишняков пи в одной из известных нам самостоятельных работ не стал слепым копиистом его манеры: изящной, жеманной иногда, как мы видели, не лишенной черт откровенной эротики. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Но здесь имеет место прежде всего общность костюма, аксессуаров, а не почерка автора. Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
П. И. Бартенева // РА. Однако русский мастер не следует слепо системе выразительных средств рокайля. И Сара Фермор, действительно, как мечта. Приемы художника (особенно в одежде) напоминают иконописные способы доличного письма, определяющие всю своеобразную палитру мастера. Ноги модели представлены в невозможном развороте, как часть костюма, не имеющими объема.
Вишняков был вполне одиноким в ряду русских художников-портретистов. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. брошь.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
Мужской написан в теплых, коричневато-золотистых тонах и изображает очень молодого человека, почти мальчика (в год свадьбы ему было 14 лет), в коричневом с золотым шитьем кафтане, сидящего в напряженной позе, с руками, опирающимися на колени. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Инфанта юна, но уже полностью осознала свою исключительность, свою силу и величие. У Яковлева было пять сыновей, одного из них – Михаила и увековечил художник.
Руссо. Поза модели спокойна. По поэтичности изображение Сары Фермор не имеет аналогий во французском рококо, так как мастер исходил из принципиально иной трактовки образа и особой концепции живописного мышления.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Правки портрета исполнены, как показало исследование, той же рукой, что и сам портрет. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. В нем есть спокойствие, доброжелательность и серьезность.
Стб. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности.
Но портрет сохранился.
1878. М., 1914. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Век, который последующие поколения создавали в мечтах.
" (Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. В подписном портрете все это представляет особый интерес. С. 20). Как бы ни была плоха сохранность портрета (худшая в сравнении с мужским) при всех смытостях, которые не дают отчетливо увидеть мазок, очевидно, что он написан в более сложной технике различных имприматур.
Его заказывали царствующие особы, двор, знать.
Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. К тому же императрица обожала всяческие празднества, увеселения, маскарады, спектакли. Но, как ни странно именно архаические черты придают удивительную искренность, обаяние, большую притягательную силу живописи мастера и совсем не исключают широты, свободы и артистичности его мазка. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). "За особо оказанные Его Величеству услуги" (имеется в виду император Петр III) в 1762 г. Савва был пожалован в титулярные советники и в том же году по именному указу Сената произведен в коллежские асессоры (штаб-офицерский чин), что давало ему право почитать себя потомственным дворянином.
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». Но его костюм ярче, локальнее по цвету, он написан не киноварью, как кажется сначала, а красным реальгаром (сернистый мышьяк), редким, необычайно красивым по оттенку. Воцарение на престоле дочери Петра вселяло большие надежды в сердца русских людей. Женский портрет лиричнее и теплее мужского.
В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. подписных и определенно авторских работ (в данном случае – портретов четы Тишининых), что в микроскоп и на рентгенограмме их можно даже спутать. Модели их разительно не похожи друг на друга по своей сути. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Степанида Степановна была старше мужа на четыре года, что видно на портрете. С. 259).
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Последний по времени известный портрет Вишнякова – изображение князя Федора Николаевича Голицына "на девятом году своего возраста", о чем свидетельствует старинная надпись пером на подрамнике портрета (ГТГ). И не столь уж важно, что написан он с некоторыми погрешностями. Это портреты купеческой четы Яковлевых из собрания Эрмитажа. В этом его можно сравнить, пожалуй, только с Иваном Никитиным.
Имевший столь большой успех "канцелярский" портрет до нас не дошел. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. 2.
Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». эталонные) портреты Тишининых. Но рисунок – естественно, далеко не все. Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из затемненного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. В этом проявляется по-иному, чем, скажем, у Л. Каравака или Л. Токе, понятая репрезентативность. Т. 1. можно предположить, что портрет был написан (завершен или нет, сказать невозможно) как репрезентативный и двойной: Анна Леопольдовна и император.
Т. 21.
И над всем мирским, светским, пад сверкающим богатством вещного мира царит прелестное лицо Ксении Тишининой (не забудем, что смытость верхнего красочного слоя исчезнувшие лессировки не позволяют нам увидеть всей тонкой характеристики жизни этого лица). Ее образ хрупкий и трогательный, вся она похожа на какой-то невиданный цветок. И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»).
Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Через 10 лет Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где и был убит в заговоре Мировича в 1764 г. Таким образом, портрет мог быть начат Вишняковым в конце 1740 – в 1741 г., а закончен не ранее 1742 (год ссылки Анны Леопольдовны и ее семейства) и не позже 1746 г. (год ее смерти). "Слабая, неряшливая, неопрятная правительница. Вишняков исполняет в эти годы целый ряд портретов "по образцу" (Екатерины I, Петра II и др. ), чаще всего используя для этого "тип Каравака". наградной портрет. ), а главное – она была не одна.
Глуше, беднее и общий тон портрета в сравнении с женским. В его детских пор третах много тепла, тонкого проникновения в хрупкий мир ребенка. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. Но в самом конце елизаветинского правления, совпавшего с концом жизненного пути художника, в русскую портретопись пришел мастер, не менее яркий и индивидуальный, чем Иван Яковлевич Вишняков.
Но еще в конце 20-х rr. После обучения в Риме князь Голицын продолжил образование в Женеве, посетил "фернейского мудреца", по знаменательно, что вольтерьянцем не стал и не разделял деистических взглядов великого скептика, оставшись на всю жизнь глубоко религиозным, православным человеком (в отличие от своей сестры, в замужестве Головиной, принявшей в Париже католичество). Портрет Сары Элеоноры Фермор – парадный исполненный по всем законам жанра. Лишь небольшая часть документов осталась на секретном хранении.
Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Парадный туалет завершают веер в правой руке и часы у пояса.
Но разве стебли цветка должны быть узаконенной длины. От его руки исходил луч (не сохранился), проникающий в лоно Богородицы. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова).
В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Несколько раз князь Голицын исполнял дипломатические поручения при иностранных дворах. Это те архаические качества, в которых неуловимо проявляется мощная подспудная связь русского искусства Нового времени с фольклором, с эпосом: расчет на рассматривание, на впечатление "с некоторого расстояния" (в переносном смысле, конечно), стремление воплотить типическое, тяготеющее к извечному, помимо портретно-индивидуального. Это особенно важно, учитывая, что перед нами подписное, т. е. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья.
0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Неверно считать, что это были годы лишь естественного продолжения развития, накопления сил перед расцветом в середине века. Захватив европейское искусство, рококо приобрело в России определенные национальные черты. Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) — артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев — представитель Комнатной конторы. Оно начисто лишено галантности и гривуазности Франсуа Буше или Жан Оноре Фрагонара. Каждая из этих причин возможна. Мария склонила голову в знак повиновения Божьей воле.
Круглое розовое лицо Елизаветы Петровны красиво, молодо, спокойно и ласково-приветливо. Л. Колокольников, Г. Д. Молчанов) было очень редким. Часть из них исполнена "по образцу" (например изображение Елизаветы Петровны), а другая, наиболее интересная, возможно, выражала собственный замысел художника, но, несомненно, также была официальным заказом.
Изменения в положении Анны Леопольдовны вызвали и изменения в композиции портрета: младенец был записан, а вместо регалий художник изобразил косынку (привычную, как мы видели, деталь ее туалета), все опростив и лишив портрет первоначального предназначения. С 1753г. Но это удивительно только на первый взгляд.
В 1907 г. они были проданы в музей императора Александра III из семьи Альбрехт-Стенбок и в том же году Н. Н. Врангель поместил о них восторженную статью в журнале "Старые годы". Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Камзол обильно украшен золотым шитьем, как и черная треуголка. Отец детей, выходец из Шотландии, свою судьбу связал с Россией, за беспорочную службу заслужил высокие награды (ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Анны, Белого Орла).
Именно благодаря подчеркнутости этого несколько деланного жеста и усиливающейся с годами условности изображения портреты Вишнякова выявляют квинтэссенцию рокайльного стиля в его русском преломлении (ведь условность и театрализация: "чистая театрализация", как верно заметил А. Д. Чегодаев, – ярко выраженные черты рококо). Написанные в 1756 г., в год свадьбы или около того (торжественность костюмов вполне соответствует причине появления портретов, по они могли быть заказаны и некоторое время спустя, как это было с Тишиниными), портреты наиболее близки манере Вишнякова середины 1750-х гг. Был ли болен (о чем имеются документальные свидетельства). В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен.
Впоследствии он получил звание мастера «для письма икон и портретов». Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Холст, характер грунта, расположение цветовых пятен, лепка формы лица, рук, платья, кружев настолько близки манере так называемых эталонных, т. е.
Слева видна колонна. Сравнивая изображение Михаила Яковлева с портретом его отца кисти Мины Колокольникова (1730–1740-е, ГРМ), можно заметить разительное сходство, не столько внешнее, сколько в характере. М., 1973. Но ведь и сам Вишняков не расстается полностью с этими приемами (плоскостной фон, узор вещественномастерски переданных тканей не всегда ложится по форме и т. д. ).
В 1730–1740-е гг. Стремление не к оптическому приближению изображаемого к натуре, а к передаче представления художника о ней вызвало в портрете Сары Фермор особый строй изображения: в письме светского парадного портрета явственно звучат иконные традиции. конф., 1973. Пришедший в Петербург "с полтиною в кармане и с родительским благословением", он начал с рыбной торговли, потом откупов по таможенным сборам, а завершил рудниками и золотым промыслом.
Историками искусства давно доказано, что вторую половину 1720-х – 1730-е гг. Колорит его теплый в сравнении с холодной гаммой парного ему портрета. Все это отнимало много сил и времени и в конце концов подорвало здоровье художника. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.
Трудно сказать, почему сам Вишняков не делал эти исправления. Это и позволило ему создать произведения, которые выражают русский XVIII в. так же полно, как лучшие произведения западноевропейского искусства – дух и время своих стран. Вишняков лишь воплотил ее идеи. Во время путешествия Екатерины II в 1767 г. по Волге Тишинин готовился принять ее у себя. В документах не раз упоминается о заказе Вишнякову царского портрета: в 1742 г. – для Аничковских триумфальных ворот и "для постановления Персоны" в Канцелярию от строений в 1743 – в строящийся Летний дворец с указанием таковой же, "какова в Канцелярии от строений написана", в 1757 г. – в Статсконтору и тоже по типу прежней ("против той, которая была учинена во оной Канцелярии в 1743 году"). Рукава также заканчиваются пеной кружев.
И. П. Аргунов будет всегда верен этому принципу (портреты Лобановых-Ростовских, автопортрет и портрет жены – примеры можно продолжить). он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Эти записи – авторские, т. е. Изучая портрет, понимаешь, почему имея в виду только одно это произведение, можно говорить о художнике со своим собственным стилем, о мастере, во многом определившем пути развития станковой живописи середины столетия.
Он создал образ очень цельный, чистый, полный прелести и наивности, лишенный всякого кокетства и напоенный трогательной грустью. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Возможно, что именно так мастер получил заказ на парные портреты, о которых идет речь. С 1727г. М., 1979) технико-технологическое исследование исполнено С. В. Римской-Корсаковой).
Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик и тогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался его лик – Нерукотворный Образ. Но даже если бы их осталось всего два (долгое время были известны только "Ферморы"), то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из наиболее значительных художников, определивших дух искусства середины столетия.
9. 6). Умерла она в ссылке, в Холмогорах и было ей всего лишь 27 лет.
В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Позже, во второй половине столетия, тенденции рококо появятся вполне отчетливо у раннего Федора Рокотова, его приемы будут ощущаться в некоторых работах скульптора Ивана Прокофьева, но, пожалуй, наиболее ярко они будут выражены в творчестве Федота Шубина, что позволило одному из исследователей назвать его последним великим мастером европейского рококо. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. С 1742 г. до ухода в 1757 г. в действующую армию (во время Семилетней войны) он был начальником Канцелярии от строений, вот таким образом заказ на портреты детей главе Живописной команды его же ведомства, ведущему художнику, руководившему многими монументально-декоративными работами и выступавшему экспертом для еще большего количества других произведений, кажется вполне естественным.
Движение для Вишнякова – это нарушение гармонии, оно заслоняет главное статичность же позволяет подчеркнуть важность сюжета и (или) персонажа. В последний год Вишняков активно занимался иконами для церкви Зимнего дворца, был очень увлечен этой работой (как мы знаем иконы позже переписал Ф. Фонтебассо, а еще позже, уже в другом столетии, они погибли в страшном пожаре). Так же иллюзорно-вещно, с почти чувственной осязаемостью передано платье, однако узор наложен поверх него плоскостно, как в портрете Сары Фермор и здесь он напоминает поле роскошной древнерусской миниатюры или растительный орнамент фресок XVII в. Но главное, что объединяет портреты Яковлевых с другими работами Вишнякова, – даже не почерк, а общий эмоциональный строй, одно мироощущение, один фундамент художественных впечатлений, общность национального чувства.
Так писали все русские мастера в окружении Вишнякова – Мина Колокольников, Григорий Сердюков, Григорий Молчанов и др. По высочайшему повелению Елизаветы Петровны всё, что имело хоть какое-то отношение к Ивану Антоновичу и его матери (книги, монеты, документы), было уничтожено. Как и там, Вишняков моделирует форму необычайно мягко, но лицо при этом трактовано почти скульптурно.
С. 208). 1874. В двадцать восемь лет художник имел чин «молярного» (живописного) подмастерья.
0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. В ГРМ было проведено их полное технико-технологическое исследование. И хотя о масштабе работ и обязанностей Вишнякова мы можем судить лишь по архивным документам, думается, что художник сумел в них сохранить свою творческую индивидуальность, как сохранил ее в дошедших до нас портретах.
Роза на груди перекликается с красной лентой в волосах. Русский провинциальный некрополь. Конечно, этой скульптурности объема Вишняков учился прежде всего у Каравака.
По композиции и характеру письма к портрету Тишинина примыкает еще несколько произведений, атрибутированных как принадлежащие кисти Вишнякова (портрет М. С. Бегичева (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) портрет И. И. Кацарева (Художественный музей Беларуси, Минск) и пр. ). Портрет и по времени близок к "Фермору" и к "Тишинину". Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. Автором этого перевоплощения была сама венценосная Елизавета Петровна.
К сожалению, от монументальных работ Вишнякова ничего не сохранилось (последняя погибла в годы Великой Отечественной войны) и мы знаем о них – день за днем – лишь по протоколам Канцелярии, архивным документам. Вот таким образом она завещала его будущему ребенку своей племянницы от ее брака с выбранным для этой цели мужем. Впрочем, в отличие от русских художников первой половины XVIII века, живших в эпоху бурных перемен, Вишнякову «повезло» больше. Портреты Яковлевых зрительно не похожи на подписные и датированные (т. е. Он учился у них многому, но оставался при этом верен своим принципам понимания образа.
Рисунок губ, носа, подбородка, лепка зрачка, век, пальцев с характерным вывертом мизинцев, который, наверное, должен (по эстетике русского рококо) означать особенную женственность изящество и который плохо отвечает правилам анатомии, – все это будет повторяться и в "Саре Фермор" и в "Ксении Тишининой". Но в творчестве Вишнякова есть поэтичность и лиризм, пронизанные тонкой иронией и легкой грустью, роднящие его скорее с Антуаном Ватто. в мастерской И. П. Аргунова его учениками вроде Ивана Саблукова или Кирилла Головачевского. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев.
Елизавета Петровна, которая при восшествии на престол дала обет отменить смертную казнь и которая даже в отношении опального семейства Анны Леопольдовны проявляла (изображала. ) милосердие, могла поощрить окончание портрета, разумеется, не в прежнем виде, с императором. Есть в портрете нечто, не объяснимое словами, не поддающееся обычному анализу. Одновременно мастера вынуждены были бесконечно реставрировать уже исполненные прежде работы, так как периодически из разных мест сообщалось, что «краски слезли».
В портрете эта традиция присутствует несомненно. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ).
Для этого он через графика Михаила Махаева, с которым был дружен долгие годы (в Рыбинском филиале архива Ярославской области сохранилось более 40 писем Махаева к Тишинину) и по его рекомендации привлек к строительству в имении архитектора Василия Баженова, незадолго перед тем вернувшегося из-за границы. Он не подписной, но об авторстве Вишнякова свидетельствует твердая семейная традиция (портрет не выходил из рук одного семейного клана).
Около четверти века он возглавлял Живописную команду Канцелярии от строений, т. е. Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я. кн.
Однако речь в данном случае идет не о разнице принципов, а о разной степени умения. В этом смысле судьба Вишнякова трудна и одинока. Наконец, у Вишнякова, как правило, в портрете нет глубины пространства. Это справедливо с точки зрения академической правильности рисунка.
Технико-технологическое исследование портрета внесло ясность. Портрет переделывался при жизни художника (он умер в середине 1761 г. ) и вот таким образом можно было бы предположить, что переписки принадлежат самому мастеру. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. С. 74). Исключение в ряду "негосударственных" людей составляют заказные портреты царственных особ. Завернутые кромки холста подтверждают, что портреты были одинаковых размеров. Это будет прослеживаться на протяжении всего XVIII в. (подобную "иконописную кладку" Н. Н. Пунин убедительно доказывал даже на Д. Г. Левицком). Правда, портрет не был уничтожен, а лишь переписан.
Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). С. 9). Специфическими чертами отмечено и живописное решение портретов Вишнякова. Но разве сам Василий Баженов так уж далек от традиций зодчества Древней Руси.
Портрет брата Сары – Вильгельма (Виллима) Георга Фермора написан в последнее пятилетие жизни художника, в его самую напряженную творческую пору, богатую замыслами, но и разнообразными заботами по Живописной команде. Близость проявляется не только в возрасте моделей, но и в позе (Голицын представлен в рост, с расставленными ногами, правая рука засунута за борт камзола, левая, сжатая в кулак, уперта в бок), в цвете одежды, где преобладает красная гамма, а главное – в лице. Да и в лучшие свои творческие годы ни тот, ни другой не достигали подобных высот мастерства как в письме, так и в тонкости характеристики, с какой мы встречаемся в портрете Голицына.
Левой рукой регентша обнимала своего царственного сына: его круглое большеглазое лицо, детали одежды (камзольчик, манишка, манжеты, аграф у шеи) по сей день читаются невооруженным глазом из-под записей. Вряд ли изображение регентши в таком домашнем одеянии могло служить официальным целям, например украшению присутственных мест Конюшенной конторы (о чем упоминается в документах), даже если учесть пренебрежение ею торжественными туалетами. И. Э. Грабаря (Москва), показало, что живопись, несомненно, была значительно богаче, пока портрет не пострадал от утрат, от смытостей верхнего живописного слоя и грубых записей в результате небрежных реставраций. Среди жанров станковой живописи портрет остается (с определенными модификациями, вызванными различием условий и вкусами правительниц) ведущим жанром и в 1730–1750-е гг.
Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. Украшающий ее белый бант перекликается по цвету с белым галстуком. Творчество Вишнякова представляется ярким свидетельством неразрывности этих традиций, осторожного, но без школярства и подражания освоения западноевропейского языка, творческой его переработки при сохранении национального мироощущения. М., 1974. Эта живопись – точно вишняковская, со всеми признаками его письма.
Техиико-технологическое исследование, проведенное в научно-реставрационных мастерских им. Многого от европейского стиля нет в Вишнякове: бездумности и фривольности, неизменной любезности, прячущей равнодушие, столь частых во многих произведениях рокайльных мастеров. Будет уничтожена и память о нем. Материалы и исследования. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
Рукава заканчиваются широкими оборками дорогих кружев. Детали одежды переданы так же тщательно, как и платье его сестры.
Имеется и еще одна черта в творчестве Вишнякова, знаменующая новую эпоху. 5. Помимо обычного сходства (а что такового он достигал, доказывает сравнение портретов детей Фермор с портретом их отца исполненным Антроповым уже после смерти Вишнякова), он всем живописным строем картины создавал атмосферу внутренней жизни. Достаточно указать на отождествление XVIII века с эпохой классицизма, что влекло за собой приписывание культуре этого периода предельной упорядоченности, рациональной организованности и непротиворечивости. Вишняков, вложивший столько поэзии в образы Сары Фермор и Ксении Тишининой, видимо, не почувствовал никакого обаяния, никакой душевной жизни в этой дебелой купчихе и довольствовался тем, что изобразил Яковлеву, разумеется, похожей, а ее наряд написал виртуозно. Савва Яковлев, отец модели Вишнякова, владелец ярославских мануфактур и сибирских железных заводов, был в ряду первых богачей нарождавшегося класса капиталистов.
И не просто сохранился, а словно бы дожидался своего часа. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). В Холмогорах Анна Леопольдовна прожила четыре года и в 1746 г. умерла. В 1714г. На всем облике Тишинина лежит печать ясности духа, спокойствия и гармонии. Типичнейшие же рокайльные мастера вроде Г. Гроота, Л. Токе или П. Ротари приехали в Россию лишь в середине века.
Предположим, что Вишняков мог видеть гравюру с портрета Веласкеса (что сомнительно), но даже в этом случае, думается, нет никаких оснований говорить о влиянии на русского мастера великого испанца. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Уезжал ли в Москву, где много времени отнимали хлопоты по Головинскому дому. Т. 1.
Обращение некоторых его учеников к портрету (М. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Голова имеет также свободный, несколько горделивый постав.
В 1714г. В верхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями)– особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа. Таким портрет предстает перед нами даже сейчас, когда мы знаем, как поврежден его верхний красочный слой. Обыкновенный парадный заказной портрет превратился в торжественно-величавое произведение, послужившее провинциальному художнику Ивану Березину прототипом для создания значительно более архаического, но не менее торжественного посмертного живописного памятника Тишининой (1759).
С. 9). За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Жизнь и творчество. Лишь гербовая грамота в руке приписана позднее каким-то посредственным мастером (химический анализ показал, что она выполнена другими пигментами).
Два деревца на фоне так тонки и хрупки, что почти нереальны. Кн. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». В 1739 г. Анна Леопольдовна была выдана за принца Аптона-Ульриха Брауншвейгского.
Царь Авгарь исцелился от Образа Спаса Нерукотворного, после чего Образ был помещен на городской стене для защиты Эдессы от врагов, а в 944 году перенесен в Константинополь и стал основой для иконографического типа – Спас Нерукотворный. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Черные со шпорами сапоги, мушкет, сумка и шпага на золоченом темляке довершают наряд. В этом смысле среди русских мастеров он был первой и одинокой фигурой. Вишняков – мастер психологической характеристики. Ярко-белый цвет затухает и переходит в пепельно-серый в волосах. До предела занят монументальными работами.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм. Как ни парадоксально, виной тому их прекрасная сохранность.
Некоторые исследователи сравнивали портрет Сары Фермор с инфантой Маргаритой Диего Веласкеса на портрете из музея Прадо (с платком в руке), но это лишь самое поверхностное сравнение. С 1753г.
Почти 240 лет хранил он свою тайну. В позе и жесте больше скованности. Но лицо поражает живыми глазами, жизнью души, вырвавшейся через этот взгляд наружу. Различные исследователи исходя из разных теоретических предпосылок, давали русскому XVIII столетию разнообразные и порой взаимоисключающие оценки. Женский портрет вызывает ассоциации с древнерусским искусством.
В портретах Тишининых модели стоят подбоченившись: мужчина правой, женщина левой рукой. Валериани, Ф. Градицци, А. Перезинотти. Статуарная пластика фигур художника придает им величавый оттенок вечности, незыблемости.
Он прекрасно знал литературу искусство, некоторое время курировал Московский университет. Основной период его творчества совпал со временем правления Елизаветы Петровны. Вишняков переделывал портрет, скорее всего, по памяти, когда бывшая регентша уже была в ссылке, но не исключено, что ездил для этого в Холмогоры. Парные портреты Яковлевых написаны Вишняковым почти в то же время, что и чета Тишининых.
Платье написано с тем же тщанием, так же восхитительно вещественно, как у девочки Фермор и так же плоскостно. После чего портрет был спрятан в дальних помещениях Зимнего дворца. Это был Алексей Петрович Антропов, проработавший под началом Вишнякова в Живописной команде более 20 лег и, главное, как и сто учитель, отразивший в своем творчестве основные тенденции русской портретной живописи переходной поры (в 1759 г. он заявил о себе портретом статс-дамы А. М. Измайловой).
Портреты не были реставрированы, они не пострадали от времени. Затем Голицын был в Германии, Англии, Голландии, Париже, вращаясь в самом высоком свете в Версале он находился в день смерти Людовика XV (10 мая 1774 г. ), где был представлен новому королю и Марии-Антуанетте. Однако сам этот стиль был понят им иначе. В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов.
И мы, наверное, так и не узнали бы ее, если бы не достижения современной науки. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). СПб., 1880. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. 1271-1336). 1.
Такое отношение позволяет увидеть и передать внутренний, духовный облик: духовность становится для художника главной чертой характеристики (если, конечно, мастер видит ее в самой модели). После расчистки и реставрации было установлено, что «Звенигородский чин» – это, возможно, часть иконостаса этого собора и самое раннее из дошедших до нас произведений Андрея Рублева. ближе к "Тишининым" (см. : Романов Н. М., вел.
Трудно сказать, является ли это принципиальным подходом Вишнякова к натуре или первоначальная выучка оказалась сильнее позднейших навыков и приемов, но в его портретах под тщательно и мастерски написанным платьем плохо угадывается живое тело. Портреты только что женившегося (1756) сына и его молодой жены могли быть заказаны одному из наиболее известных русских портретистов того времени.
Портрет Ксении Ивановны Тишининой также дублирован. Колонна и каннелированная пилястра, темный с золотой бахромой занавес, часть стола с изогнутой ножкой и желтая бархатная подушка на нем – пример прекрасной цветовой гармонии. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Вся жизнь – в лице и лица эти чаще всего открыты миру и перед миром. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
Фон в портрете Тишининой (боскеты и аллеи) взят в контрасте с красным платьем. На рентгенограмме, на которой незаметно отсутствие лессировок (смытых в портретах Тишининых), разница в технике исполнения практически отсутствует: характерный для Вишнякова длинный мазок, определенная грунтовка холста использование грунта в тенях, особенно у глаз, носа, губ манера лепки лица. В скупом наследии Вишнякова насчитывается десяток портретов. СПб., 1874.
Если за дату рождения Ф. Н. Голицына принять 1751 г., как указано в "Роде князей Голицыных", то, учитывая надпись на портрете ("на девятом году своего возраста"), он был написан в 1759–1760 гг., как и датируется в каталоге ГТГ. Каравак "свидетельствовал" его умение "писать изрядно персоны с натурального". Так, если сравнить портрет Голицына с портретами Матюшкиных работы Головачевского (1763, ГТГ), то сходство, конечно, отыщется, особенно в изображении мальчика Матюшкина: в трактовке волос, галуна, кафтана, кружев, манжет, пуговиц. Николай Иванович Тишинин представлен в почти поколенном обрезе, анфас к зрителю.
С. 50). Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Поэтичности образа способствует декоративно трактованный пейзаж с тонко прописанными деревцами на фоне розовато-голубых далей. Что касается ее облика, то о нем современники отзывались по-разному.
О первых опытах Вишнякова-портретиста мы, к сожалению, ничего не знаем. Вып. А вскоре и сама Анна Леопольдовна отошла в мир иной. (подробнее об этом см. : Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. по: Брикнер А. Г. Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Личным же пристрастием художника в этой сфере выступают детские портреты (дети Фермор, мальчик Голицын), написанные с необычайным вниманием к детскому миру и большой теплотой.
С. 208). Во всех них есть нечто общее не только в почерке, что естественно, но и в характере. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Портреты, которые долго были единственными, связываемыми с именем Вишнякова и с которых началась его слава изображают детей начальника Канцелярии от строений Виллима Фермера (оба – ГРМ).
Пудреные волосы по моде того времени схвачены на затылке черным бантом.